Сколько на самом деле стоит Формула 1?
О непростом финансовом положении команд и всей Формулы 1 в последнее время говорилось очень много – но какова же реальная картина? Дитер Ренкен изучил, кто и на что тратит деньги
Деньги заставляют наш мир двигаться, и это суждение, безусловно, относится и к Формуле 1. Без достаточного финансирования даже самые высокотехнологичные машины будут беззвучно стоять в гараже с опустевшим баком.
Большие Призы были зависимы от денег с самой первой секунды своего существования, однако коммерческий кризис и жадные правообладатели всё сильнее сжимают свои цепкие пальцы на шеях независимых команд. Это привело к тому, что для 40% участников чемпионата угроза закрытия в самом ближайшем будущем более чем реальна.
Размер бюджетов и уровень конкурентоспособности неразрывно связаны между собой. Деньги определяют результат: самые богатые всегда были впереди, ну а те, кто оперирует меньшими суммами, гораздо ближе к хвосту пелотона. Средний класс по определению остается где-то посередине, ну а шансы на победу Marussia в Остине равны нулю.
Восемь из одиннадцати команд – включая тяжеловесов Red Bull Racing, McLaren и Mercedes – базируются в Великобритании и совершают все свои финансовые операции на территории этого государства. Это обеспечивает прямой доступ к данным Регистрационной палаты, которая собирает важную информацию – например, оборот, прибыль и потери. Однако в лучшем случае эти данные доступны лишь спустя 18 месяцев после подачи отчётов.
Для целей данного анализа был применён комплексный метод оценки финансовых параметров, в том числе там, где команды выходят за пределы британской юрисдикции. Во всех случаях были исследованы различные источники, проведена перекрёстная проверка, использована внутренняя информация, а также предположения, скорректированные при помощи известных переменных.
В сфере бюджетов, как и всегда, царит собственная секретность, затрагивающая бухгалтерский учёт, внутреннюю политику и цели акционеров, что осложняет сравнения. Ведь каждый фунт, отданный банку или выплачиваемый в качестве дивидендов, ровно на один фунт снижает ресурсы команды.
Неоднозначное Соглашение об ограничении ресурсов в Ф1 напускает еще больше тумана, поскольку обратный выкуп собственных акций, услуги сторонних организаций и внутреннее производство вносят свой вклад в итоговые цифры. Потому большое количество персонала вовсе не говорит о том, что команда работает неэффективно – скорее, можно говорить о большей производительности.
Доходы от администрации Формулы 1 – их принято называть "деньгами Берни" или прибылью FOM – распределяется между командами с задержкой в 12 месяцев. Общая сумма разбивается на равные части и выплачивается в период с февраля по ноябрь. Четыре команды - Red Bull Racing, Ferrari, McLaren и Mercedes – в 2014 году получат, кроме того, бонусные выплаты по итогам нынешнего Кубка конструкторов. Для Williams также предусмотрены дополнительные деньги за историческую значимость, но не такие большие.
RED BULL RACING
Бюджет: £235,5 млн. (оценка)
Доход: £240 млн.
Чистая прибыль: £4,5 млн.
Статьи дохода:
£110 млн. - Red Bull
£60 млн. – спонсоры
£70 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Вся деятельность Red Bull в Формуле 1 осуществляется двумя взаимосвязанными компаниями: Red Bull Technologies (RBT), которая производит автомобили и детали на заказ для Red Bull Racing, а также непосредственно гоночной командой, имеющей собственный менеджмент. Общая сумма расходов при этом значительно увеличивается за счет сделок между двумя этими группами. По информации Счётной палаты, оборот RBT в сезоне-2011 составил £215 млн. (задекларированная прибыль - £4 млн.), в то время как сама RBR зарегистрировала всего £640 тыс. прибыли и £177 млн. затрат.
Добавьте 10% от экономических факторов (оборот за период 2010/11 увеличился в два раза после выхода RBR из состава FOTA и отказа от выполнения Соглашения об ограничении расходов), и получится цифру общих расходов в размере £445млн.
Фактические затраты с поправкой на программы, осуществляемые от имени группы и получения клиентских доходов от Caterham и Scuderia Toro Rosso, составляют для общей структуры RBT/RBR в Формуле 1 около £250 млн. ежегодно.
Будущая прибыль от сотрудничества с Infiniti должна покрыть рост стоимости двигателей Renault, в то время как увеличение поступлений от существующих и потенциальных спонсоров пойдёт на сокращение субсидий компании Red Bull без существенного повышения бюджета. Учитывая успешные перспективы, в ближайшие сезоны можно ожидать, что спонсоры будут давать команде всё больше денег.
Бонус за Кубок конструкторов предусматривает поступление дополнительных £50 млн., пусть даже и с годичной задержкой. Задача для тандема RBT/RBR - уменьшить зависимость от денег Дитриха Матешица, продолжая при этом создавать и оттачивать глобальный облик бренда. В данный момент у команды все хорошо - до тех пор, пока от Red Bull поступает внушительный поток евро.
SCUDERIA FERRARI
Бюджет: £250 млн. (включая двигатели)
Доход: £260 млн.
Чистая прибыль: £10 млн.
Статьи дохода:
£160 млн. – спонсоры, включая FIAT/Ferrari
£20 млн. – клиенты
£80 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Отношения Ferrari с FOM выстроены на льготных условиях из-за исторической значимости команды. Кроме того, среди всех участников Ф1 лишь Скудерия производит свой автомобиль целиком, причем в одном месте. Этого удалось достичь благодаря совместному использованию инфраструктуры с подразделением по производству дорожных автомобилей – которое в свою очередь поддерживает автоспортивное отделение Gestione Sportiva глобальным маркетингом.
Компания поставляет двигатели двум командам, что позволяет покрывать часть собственных затрат. Программы по сокращению расходов привели к тому, что спортивное подразделение в 2011 году впервые отрапортовало о чистой прибыли.
При этом корпоративная структура компании и политика внутренней отчетности делают невозможным разделить доходы и прибыль, хотя все финансовые показатели 2012 года улучшились по сравнению с предыдущим сезоном в среднем на 10%. Схожий рост ожидается и в 2013 году.
Хотя Ferrari и приняла условия Соглашения об ограничении ресурсов, но её отчетность осложняется тем, что в Италии не принято указывать информацию о внутренних операциях, как это делают в Великобритании - это касается огромной доли компонентов, изготовленных своими силами, большой численности персонала и ассигнований на производство двигателей и запчастей к ним.
Бренд Ferrari обеспечивает команде мощный финансовый фундамент, однако объявление табачной компанией Philip Morris на предсезонном фестивале Wrooom о свёртывании своей программы может проделать в бюджете команды дыру в размере £60 млн. Скудерии необходимо решать этот животрепещущий вопрос. Ежегодный бонус Кубка конструкторов приносит команде дополнительно £30 млн.
MCLAREN RACING
Бюджет: £160 млн.
Доход: £180 млн.
Чистая прибыль: £20 млн. (2011)
Статьи дохода:
£120 млн. – спонсоры
£60 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Посчитать показатели McLaren Racing особенно непросто из-за внутренней структуры компании. Она не только создаёт автомобили для участия в гонках, но и обеспечивает клиентскую поддержку командам Force India и Marussia, при этом получая двигатели от Mercedes
Родственые компании, такие как McLaren Automotive и McLaren Applied Technologies, вносят как прямой, так и косвенный вклад - в итоге команда зафиксировала наибольшую прибыль во всём пелотоне (порядка 20 миллионов фунтов). Разделение основных фондов между всеми тремя компаниями снижает затраты, но усложняет учет и исчисление затрат на персонал.
Стабильность McLaren долгое время и довольно основательно зависела от глобальных партнёрских связей, так что скорое прекращение взаимоотношений с Vodafone станет проблемой для Уокинга, однако 10-летнее соглашение с Honda (вступает в силу в 2015, но эффект от него можно ожидать и до этого) может обеспечить McLaren светлое будущее. Дальнейшие объявления о заключении спонсорских договоров неизбежны и, как принято у этой команды, новые партнёры наверняка будут относиться к престижному разряду «голубых фишек».
Тревожит, однако, тот факт, что команда в этом тысячелетии ещё не выигрывала Кубок конструкторов, в связи с чем по ежегодным выплатам McLaren уступает главным соперникам как минимум 20 миллионов фунтов. Бонус от Кубка конструкторов приносит команде £50 млн. в год, но общий дефицит по-прежнему вызван отсутствием сильного партнёра второго уровня, что создает повод для беспокойства, особенно в связи с текущим уровнем выступлений команды.
Приход в команду Серхио Перес увеличил приток средств в от самой богатой в мире семьи мексиканца Карлоса Слима.
LOTUS
Бюджет: £130 млн.
Доход: £120 млн.
Чистая прибыль: -£10 млн.
Статьи дохода:
£30 млн. – фонд Genii
£45 млн. – спонсоры
£45 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Lotus в плане финансов - ни рыба, ни мясо. Команда курсирует где-то между сильными мира сего и независимыми коллективами середины пелотона, пытаясь соответствовать лидерам в плане расходов, имея при этом довольно скромную финансовую поддержку со стороны спонсоров, а также не имея бонусных (за наследие бренда и тому подобное) выплат за выступления в Кубке конструкторов.
Задекларированные убытки в размере £90 млн. стали темой публикаций в прессе, но в фонде Genii Capital утверждают, что на 75% эта сумма состоит из кредитов акционерам и программ внутреннего финансирования, отнесённых к статье «налоговые убытки».
Процесс продажи 35%-ной доли команды консорциуму Infinity Racing до сих пор не завершён "по техническим причинам", но в Lotus уверяют, что договорённости непременно будут достигнуты, и это даст команде жизненно важные инвестиции.
Несмотря на эти мучения, Lotus, прежде известная как Benetton/Renault F1, находится на четвертом месте в Кубке Конструкторов (а в 2012-м финишировала третьей). Главная звезда Энстоуна Кими Райкконен в данный момент четвертый в общем зачёте. Всё это является свидетельством грамотного менеджмента. Финансовые показатели все же продолжают вызывать беспокойство, отсюда и постоянные призывы к сокращению расходов в Формуле 1.
Провал переговоров с Infinity может нанести серьёзный удар по команде, но, с другой стороны, Lotus заключила соглашения с Coca-Cola, Microsoft и Unilever, что будет приносить ей порядка £15 млн в год, ещё столько же команда получает от партнёров Renault/Total.
В то же время фонд Genii Capital вливает ещё 30 миллионов фунтов, а FOM добавляет в бюджет команды 45 миллионов, но Lotus не получает бонусов. Данный факт, безусловно, демонстрирует всё несовершенство бизнес-модели Формулы 1, поскольку команда борется за оба титула и при этом вынуждена брать деньги взаймы у своих акционеров, чтобы продолжать участвовать в чемпионате.
MERCEDES GRAND PRIX
Бюджет: £160 млн. (включая двигатели)
Доход: £150 млн.
Чистая прибыль: -£10 млн.
Статьи дохода:
£50 млн. – Daimler
£60 млн. – спонсоры
£40 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Деятельность компании Mercedes в Формуле 1 состоит из операций Mercedes Grand Prix (собственно гонки) и High Performance Engines (HPE, производство и обслуживание моторов), которые являются отдельными компаниями, причем первая формально является клиентом второй, пусть они и до известной степени интегрированы.
Тем не менее, HPE нельзя рассматривать саму по себе, аналогично и команда Ф1 не может действовать в отрыве от штутгартской базы Daimler. В сочетании имеющиеся данные демонстрируют, что на сегодняшний день у Mercedes наибольшие расходы в Формуле 1 в пересчете на численность персонала. Однако частично затраты покрываются деньгами за поставки двигателей Force India и McLaren: контракт с последней истекает в конце следующего сезона, а взаимоотношения с первой с 2014 меняются от чисто клиентских в сторону партнёрских.
Именно поэтому в Mercedes так много руководителей высшего звена, а недавняя активность команды в кадровом вопросе и её шаги по изменению неповоротливой структуры в управления привели к увеличению бюджета.
Mercedes GP финансируется за счет средств Daimler, спонсоров, денег клиентов и платежей FOM. 30% акций принадлежит директору гоночных программ "Трёхлучевой звезды" Тото Вольфу (хотя эта сделка ещё не закрыта официально), а неисполнительный директор Ники Лауда владеет еще 10%.
Mercedes GP входит в Стратегический комитет Формулы 1, но не является полноправным членом "бонусного клуба". Таким образом, в данный момент команда ежегодно получает 8 млн. фунтов дополнительно, но уже с 2015 года эта сумма вырастет до 10 миллионов фунтов стерлингов.
SAUBER
Бюджет: £90 млн.
Доход: £75 млн.
Чистая прибыль: -£15 млн.
Статьи дохода:
£40 млн. – спонсоры
£35 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Как и Lotus, Sauber в финансовом плане находится где-то посередине, имея инфраструктуру топ-уровня, унаследованную от BMW, в сочетании с доходной частью бюджета, сформированной из независимых источников. В отличие от других, команда дополнительно теряет из-за того, что её банковские счета ведутся в швейцарских франках – одной из сильнейших валют в мире, которая искусственно привязана к евро – но счета оплачиваются преимущественно в долларах, как это принято в Формуле 1.
Данное несоответствие, плюс сильная зависимость от своих мексиканских спонсоров, лежит в основе текущих (хорошо задокументированных) финансовых проблем. Ситуация, как ожидается, существенно облегчится после согласования всех деталей нового соглашения с партнёрами из России.
Владельцы команды Петер Заубер (основатель, собственник 67% акций) и Мониша Кальтенборн (исполнительный директор, 33%) на протяжении последних четырёх лет боролись за удержание команды на плаву после того, как её бросил покинувший Формулу 1 концерн BMW. Соглашение с российскими компаниями, как ожидается, материализуется ещё не скоро, так что сезон-2013 уже не спасти. Однако многие полагают, что средства в рублях уже начали поступать.
При этом швейцарские марки Rolex и UBS поддерживают коммерческого правообладателя FOM, а не свою команду…
FORCE INDIA
Бюджет: £100 млн.
Доход: £75 млн.
Чистая прибыль: -£25 млн.
Статьи дохода:
£30 млн. – группа компаний (собственники)
£10 млн. – спонсоры
£35 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Несмотря на более-менее схожие с Sauber параметры, бизнес-модель Force India радикально отличается от исповедуемой швейцарским коллективом. Предприятием, которое эволюционировало из Jordan/Midland/Spyker, владеют два индийских миллиардера, каждому из которых принадлежит доля по 42,5%, а также несколько оставшихся с прежних времён голландских миноритариев.
Основная часть доходов, а именно 30 процентов 100-миллионного бюджета, поступает от группы компаний ликёрного конгломерата Виджея Малльи и группы Sahara. Ещё 45% обеспечивают спонсоры и FOM.
Сведённый баланс демонстрирует убытки, что создаёт причины для беспокойства Малльи и его партнёра Субраты Роя, бизнес которых и без того столкнулся с определёнными трудностями в Индии.
Тем не менее, значительная часть инвестиций направляется на развитие базы в Сильверстоуне. Заключены новые спонсорские соглашения, а сама команда тесно сотрудничает с McLaren (с которой параллельно ведёт отчаянный спор в Кубке конструкторов), получая техническую поддержку, что объясняет количество персонала Force India и позицию в таблице общего зачета.
В 2014 году партнёром Force India в техническом плане будет Mercedes GP, что определённо сыграет на руку команде.
WILLIAMS
Бюджет: £90 млн. (без учёта Hybrid Power)
Доход: £90 млн.
Чистая прибыль: £0 млн.
Статьи дохода:
£30 млн. – PDVSA
£28 млн. – другие спонсоры
£32 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Williams составляет уникальный "бизнес-треугольник" с Force India и Sauber: находясь поблизости, каждая из этих команд имеет уникальную бизнес-модель. Применительно к коллективу из Гроува 50% акций находится в руках основателя Фрэнка Уильямса, занимающий ныне пост технического консультанта Патрик Хед имеет 9%, Тото Вольф по-прежнему контролирует 15%, в распоряжении трудового коллектива находится 3,5%. При этом порядка 20% акций пребывает в публичном обороте.
У команды два основных источника доходов: венесуэльский независимый нефтяной фонд PDVSA, представляющий интересы Пастора Мальдонадо, и FOM. Каждый наполняет треть 90-миллионного бюджета. Из-за нестабильности политической ситуации в Венесуэле и зависимости доходов FOM от выступлений команды - текущие результаты являются худшими в 35-летней истории Williams – самое время бить тревогу.
Тем не менее, команда недавно прошла процесс реструктуризации, имеет контракт с Mercedes на поставку двигателей в 2014 году, владеет известным брендом и высокотехнологичной инфраструктурой.
Ассоциированные компании, такие как Williams Hybrid Power и Williams Advanced Engineering, а также контракты с клиентами (скажем, Формулой E), позволяют поддерживать гоночную команду на неплохом уровне. Отложенный единовременный платёж в £10 млн. от FOM "за историческое наследие" помог Williams зафиксировать в 2012 году прибыль на уровне 5 млн. фунтов стерлингов.
TORO ROSSO
Бюджет: £70 млн.
Доход: £70 млн.
Чистая прибыль: £0 млн.
Статьи дохода:
£32 млн. – Red Bull
£8 млн. – другие спонсоры
£30 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
STR играет роль "выпускного класса" в кузнице талантов для Red Bull Racing. Команда старается делать именно то, что от неё требуют – готовить молодых многообещающих пилотов к следующему шагу в их карьере – но дальше Себастьяна Феттеля дело пока не пошло (недавно Даниэль Риккардо пополнил этот очень краткий список).
Основное финансирование (45%) обеспечивает компания Red Bull; доходы от FOM составляют почти столько же. Нулевой баланс достигается средствами ряда компаний с арабскими владельцами. при этом, несмотря на все слухи, они продолжат упорно отрицать факт приобретения доли в команде. Может, это так, а может и нет. В любом случае многое говорит о том, что у STR есть серьезные связи в районе Персидского залива.
Бюджет Toro Rosso продолжает расти: команда в два раза увеличила свою базу в Фаэнце (в прошлом принадлежавшую Minardi), но набор персонала для работы с аэродинамической трубой в Бистере продолжается. В качестве «школы кадров» команда будет работать с нулевой доходностью до тех пор, пока пользуется поддержкой со стороны Red Bull.
CATERHAM
Бюджет: £65 млн.
Доход: £65 млн.
Чистая прибыль: £0 млн.
Статьи дохода:
£26 млн. – группа (владелец)
£9 млн. – пилоты и другие спонсоры
£30 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Одиннадцатое место Виталия Петрова на прошлогоднем Гран При Бразилии позволило команде вырвать десятую позицию в Кубке конструкторов, что принесло дополнительные 12 миллионов фунтов в бюджет.
Основанная в 2010 году под эгидой «бюджетных инициатив» FIA, Caterham финансируется из трёх источников: доходов, полученных через компании, владельцем которых является основатель команды Тони Фернандес (Air Asia и другие), взносы пилотов и деньги FOM. Партнерство в области дорожных автомобилей с Renault облегчают получение двигателей французской марки, а команда теперь твёрдо и окончательно разместилась в недавно приобретённой базе в Лифилде.
MARUSSIA
Бюджет: £51 млн.
Доход: £51 млн.
Чистая прибыль: £0 млн.
Статьи дохода:
£30 млн. – компания Marussia
£15 млн. – пилоты и другие спонсоры
£6 млн. – выплаты от FOM за 2012 год
Marussia выживает вопреки всему, демонстрируя неплохие для своего уровня результаты, при этом имея ряд разногласий с FOM, которая наотрез отказывается признать российско-английскую команду коммерческим элементом, но при этом взымает с неё плату за перевозки грузов и техники по всему миру. Важный источник доходов – выплаты FOM "новым" командам – иссякнет с началом следующего года.
Одноименный российский производитель суперкаров обеспечивает 60% финансирования. Остаток "закрывается" при помощи средств пилотов и спонсоров. Marussia пользуется негласной поддержкой Ferrari, которая будет поставлять команде двигатели в 2014 году. Вопрос в том, кто первым пойдёт на попятную в давно тянущемся противостоянии - FOM или Marussia?