Громче – не значит лучше для Формулы 1

У поклонников гонок были серьёзные сомнения, что новые турбомоторы Ф1 будут звучать неубедительно. Теперь они развеяны раз и навсегда, уверен Джонатан Нобл, вернувшийся с тестовой сессии в Хересе
Громче – не всегда лучше. Эта фраза как никогда актуальна после первой – пусть и предварительной – оценки тех изменений, которые принёс Формуле 1 переход на новые моторы, который обещает нам много интересного в новом сезоне.
Можно и дальше оплакивать потерю восьмицилиндровых двигателей, но раньше мы уже проходили через такое, когда звук моторов V10 казался не столь сочным по сравнению с ушедшими в историю V12 – ничего не попишешь, жизнь не стоит на месте.
Старые движки и впрямь звучали лучше, чем современные силовые установки, напичканные множеством электронных систем – но ни к чему жить прошлым.
Самое главное, что новые турбодвигатели объемом 1,6 литра вовсе не разочаровали.
Подойдя на прошлой неделе в Хересе практически к краю гоночного асфальта, я не мог представить, почему бы новые моторы должны разочаровать зрителей.
Можно только догадываться, почему коммерческий босс Формулы 1 Берни Экклстоун, в обязанности которого входит продажа трансляции телекомпаниям, привлечение новых спонсоров и в целом повышение интереса к чемпионату, назвал произошедшие перемены "фарсом", хотя сам на тот момент автомобили 2014 года даже не появлялись на трассе.
Не спорю, новая техника Ф1 звучит не так громко. И я согласен, что новые двигатели не так пронзительно взрывают тишину, когда команды заводят машины в боксах. Но разве это веские причины, чтобы характеризовать изменения в чемпионате как провальные? Конечно, нет.
На самом деле, более тихая Формула 1 даже имеет свои преимущества. Теперь вы можете слышать окружающих, если машины не проезжают прямо перед вами по трассе; можно оценить, как приветствуют зрители на трибунах своих кумиров; а также есть возможность нормально общаться в паддоке. Разве это не замечательно?
Более того, в новых автомобилях есть что-то футуристическое. Теперь гонщикам приходится куда сложнее: крутящий момент возрос, а прижимной силы стало куда меньше. Так что задняя часть машины ведет себя нестабильно и постоянно норовит вырваться из-под контроля. Поэтому зрители, когда следят за приближающимся автомобилем, сосредоточены в первую очередь вовсе не на звуке двигателя.
Но такой и должна быть Формула 1: чтобы зрители пристально следили за машинами, поворачивая голову им вслед, чтобы ничего не пропустить – и получить неимоверные впечатления от увиденного. Сейчас всё именно так.
В Хересе я стоял и около защитного барьера перед первым поворотом, и напротив выезда из шиканы – должен признаться, давно уже зрелище не захватывало меня в такой степени.
А поскольку теперь не было необходимости пользоваться берушами, чтобы приглушить чересчур громкий рёв работающего двигателя, то мне открылась важная истина: теперь я мог услышать то, что делает каждый гонщик за рулем своего автомобиля.
Теперь звуковой ряд отлично дополнял картинку: по-настоящему ощущалось, как пилоты сражаются за сцепление с асфальтом на выходе из поворота. Я слышал, как Фернандо Алонсо нетерпеливо ждет, пока его автомобиль стабилизируется, чтобы с уверенностью, не боясь скольжения на сыром асфальте, до отказа вдавить педаль акселератора.
Можно было в деталях разобрать, как Фелипе Масса в легком заносе преодолевает скоростной излом, пытаясь нащупать пределы возможностей своей Williams. Звук не оставлял сомнений, какие проблемы испытывает Адриан Сутиль, чья задняя резина не прогрелась до рабочей температуры: сцепление с асфальтом было минимальным, вынуждая немца предельно деликатно обращаться с органами управления.
Здесь даже можно было услышать по характерному визгу, как гонщики блокируют передние колеса на входе в поворот – а задние пробуксовывают на выходе, срывая машину с прямолинейной траектории. Более того, при этом удавалось различить по звуку двигатели каждого производителя.
Разнообразие звуковой палитры, которая теперь станет доноситься до трибун, только увеличит общую информативность для зрителей. И гонки вовсе не потеряют в зрелищности, а наоборот, теперь болельщики смогут больше понимать о происходящем на трассе.
Мне уже сейчас не терпится услышать характерный гул турбин на стартовой решетке в Мельбурне – и многоголосое звучание пелотона перед первым поворотом.
Не стоит критиковать звук техники Ф1 нового поколения. Лучше вслушивайтесь в этот новый (более тихий) шум.