Алессандро Дзанарди: Есть ли предел для этого человека?
«Если ты действительно этого хочешь, мы можем это устроить», – эти слова услышал Алекс Дзанарди от директора BMW Motorsport Йенса Марквардта... и вот гонщик возвращается за руль, чтобы выступать в серии Blancpain Sprint. Знаменитый итальянец рассказал Марку Гленденнингу о новом витке своей карьеры
Лучше не читайте следующие строки, чтобы не осознать, насколько вы постарели: последний раз Алекс Дзанарди гонялся на машине класса GT 19 лет назад!
В то время мир был совершенно иным. В 1995-м году 400-сильный Lotus Esprit GT2, который итальянец делил с Алексом Портманом в Сильверстоуне и Донингтон-парке, был для Дзанарди своеобразным спасательным плотом, направлявшим его по водам неизвестности после ухода из Формулы 1 команды Lotus, в которой тогда выступал пилот.
За два десятилетия произошло немало событий: звездная карьера в США, возвращение в Формулу 1, полное разочарований, авария, изменившая жизнь, возвращение в автоспорт и завоевание золотых медалей Паралимпийских игр в Лондоне в соревнованиях на велосипедах с ручным приводом.
Тех, кто следил за карьерой Дзанарди, уже сложно удивить его очередными достижениями и победами, поэтому новость о его новом вызове, на этот раз в серии Blancpain Sprint с GT3 BMW, вряд ли стала большой неожиданностью.
Однако стоит учитывать одно но: выступления в гонках итальянец будет совмещать с подготовкой к Паралимпийским играм в Рио, которые состоятся в 2016-м году, и где 47-летний пилот будет отстаивать свое чемпионское звание.
Существует ли предел для этого человека?
Сейчас Дзанарди может что-то делать не потому, что это нужно, а потому - что ему просто этого хочется. Во время подготовки Алессандро к Паралимпийским играм в Лондоне в 2012-м году, на наш вопрос о потенциальной возможности возвращения итальянца в автоспорт, мы получили бы длинный и лирический ответ, который по существу сводился бы к фразе "это зависит от многих факторов".
Если Дзанарди когда-либо и собирался гоняться снова, то эти намерения должны были быть следствием его сильного желания: если же идея не доставляла ему удовольствия, он в ней был не заинтересован.
Новое занятие должно гармонировать с образом жизни итальянца. 47-летний Дзанарди отличается от того парня, которым он был в 20 лет...
Как и большинство гонщиков такого возраста, тогда к гонкам он подходил с абсолютной целеустремленностью, что было возможным лишь в случае отсутствия давления со стороны семьи. Время шло и признание того, что есть много чего другого, на что можно направить свою энергию, несмотря на физические ограничения, изменили его мировоззрение.
Но если итальянец и не рассматривает автоспорт со всепоглощающей одержимостью как когда-то в молодости, всё же в равной степени справедливо было бы утверждать, что эта идея продолжала жить у него в мозгу. Его желание переросло в реальные попытки, когда в конце 2012-о года Дзанарди пригласили поработать на тестах за рулём BMW DTM, что, в конечном счёте, много месяцев спустя привело его в серию Blancpain.
ПРЕКРАСНЫЙ ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Алессандро Дзанарди: Йенс Марквардт [президент BMW Motorsport] позвонил мне в прошлом году в день моего рождения - 23 октября - и рассказал об одной вещи, которую хотел бы воплотить в жизнь.
Я ответил: «Почему ты раньше не предложил мне это?»
Йенс услышал слова, которых ждал. В один прекрасный день он перезвонил мне и сказал: «Эй, Алекс, если ты действительно этого хочешь, мы можем все организовать».
Ситуация стремительно развивалась: предложение Марквардта не могло оставить итальянца равнодушным. Во-первых, Дзанарди пришлось бы работать с руководителем команды Роберто Равальей: именно в составе Ravaglia Motorsport/ROAL Алекс вернулся в мировой Туринг после своей страшной аварии.
А во-вторых, мастерская Равальи находится всего в нескольких милях от дома Дзанарди - весьма полезное преимущество для того, кто склонен часто заходить в гости, чтобы просто сказать: «Привет, ребята». Алекс, кстати, так и сделал перед тем, как дать интервью AUTOSPORT.
По словам итальянца, он смог быстро найти общий язык с машиной. В январе Дзанарди работал на тестах за рулём Z4 GT3 на автодроме Адрия и имел возможность сравнить свои достижения с результатами, показанными пилотами заводской команды, выступающими в итальянском кузовном чемпионате. Алекс закончил день с чувством осторожного оптимизма относительно того, что ждет впереди.
Алессандро Дзанарди: Роберто тогда сказал мне: «Если ты покажешь время в пределах 1 минуты 20 секунд, я буду действительно счастлив, поскольку лучше 1.17 мы здесь не ездили». И в первый же день я демонстрировал очень хорошие результаты, значительно лучше 1.20. Таким образом, начало было действительно впечатляющим, но я не хотел казаться слишком взволнованным.
Я гонялся за рулём техники WTCC в течение шести лет, и это был абсолютно тугой автомобиль. Он не обладал мощностью, у него не было прижимной силы, у него не было механического сцепления... машина умела лишь одну простую вещь - она легко поддавалась скольжению.
Этот же автомобиль абсолютно из другого мира. У него есть скорость, он обладает эффективными тормозами, и, в зависимости от того, как вы работаете с рулевым колесом и педалью тормоза, машина даёт вам возможность попробовать тысячи различных приёмов в зависимости от вашего стиля вождения. Таким образом, всего лишь за несколько кругов автомобиль помог мне вспомнить многие вещи, которые я использовал в Indycar в отличие от сарая на колёсах WTCC. На мой взгляд, это очень большой плюс.
Чтобы извлечь весь потенциал, скрытый в Z4, необходимо использовать более чувствительный подход, нежели в работе с техникой WTCC, и достижение успеха в этой области будет во многом зависеть от того, насколько успешно команде удастся адаптировать автомобиль к конкретным потребностям Дзанарди. И здесь предыдущий опыт работы с Роберто Равальей уже начал приносить свои дивиденды.
АДАПТАЦИЯ к GT3
Алессандро Дзанарди: В плане адаптации можно достичь многого, поскольку в машине достаточное количество электроники.
Механизм переключения скоростей находится на рулевом колесе; контроллер сцепления можно перенести туда же. Таким образом, единственное, что я должен делать не руками, так это работать с педалью тормоза. И я уже доказал, что могу довольно эффективно выполнять эту функцию при помощи протеза.
Однако данное решение оказалось не слишком удачным, потому что моя правая стопа в основном находилась в средней части педали, из-за чего моя нога постоянно стремилась в эту область. Да и кронштейн оказался слишком коротким, поэтому я был вынужден применять слишком много сил. Я мог пользоваться педалью, но не так точно, как бы мне этого хотелось.
Час назад я вернулся из мастерской, где парни переделали педаль тормоза по принципу, который был применен в моей старой машине в WTCC. И сразу же я почувствовал себя как дома. Кроме того они также установили моё старое сиденье из WTCC, что сделало мою работу за рулём намного удобнее.
Команда также работает над оптимальным размещением ручного управления для дроссельной заслонки и передач. Подрулевые лепестки в машине DTM были размещены таким образом, что Дзанарди не мог достать регулятор дроссельной заслонки в случае блокировки рулевого колеса, а также итальянец непреднамеренно переключал передачи на лепестке на правой стороне рулевого колеса, когда пытался схватить акселератор.
Новая система, как ожидается, подразумевает под собой наличие лепестка акселератора в нижней части рулевого колеса, а в верхней - будут находиться кнопки переключения передач, которые Дзанарди сможет нажимать пальцами.
Совершенствование адаптации Z4 к потребностям пилота, возможно, играет более важную роль, нежели в WTCC, поскольку теперь Дзанарди придётся выступать в гонках протяжённостью около часа. В этом аспекте он впервые вернётся к похожему формату, с которым имел дело во времена выступлений в американской серии CART. Итальянец полагает, что это сыграет ему на руку.
ПЛАВНОСТЬ - ЭТО СКОРОСТЬ НА ДЛИННЫХ ДИСТАНЦИЯХ
Алессандро Дзанарди: Когда я выступал в США, мой стиль пилотирования был довольно бережлив к резине, тормозам, и к иным механическим компонентам, что оказалось огромным преимуществом на дистанции за рулём такой тяжелой машины, как техника Indycar. Так что, я надеюсь, мой подход даст результаты, которые было намного сложнее демонстрировать в WTCC.
В туринге вы издеваетесь над машиной лишь на протяжении 40 километров. Таким образом, формат Blancpain Sprint мне нравится больше. Отвечает ли он моему таланту и навыкам, это мне ещё предстоит выяснить. Но именно этого я и жду.
И как же в планы Дзанарди вписывается Паралимпиада в Рио в 2016-м году? Тот факт, что Алекс будет выступать в Blancpain GT Sprint лишь в шести гоночных уикэндах, означает, что у него будет время на подготовку к играм, но процесс квалификации для Рио идёт уже полным ходом, таким образом, итальянцу ещё много чего предстоит успеть сделать.
Алессандро Дзанарди: Мне придется немного сократить своё расписание в соревнованиях на велосипедах с ручным приводом, но для меня имеют значение лишь несколько гонок Кубка мира и чемпионата мира, - рассказывает Дзанарди. - Первый этап Кубка мира пройдёт в Италии в мае. К счастью, в эти дни нет гонки в календаре Blancpain. В июле состоится ещё несколько этапов, которые также никак не затронут мои выступления в Blancpain Sprint.
Трудности возникнут с чемпионатом мира, поскольку 24-го августа я буду на этапе Blancpain в Словакии. Затем на следующий уик-энд я отправлюсь в Гринвилл (Южная Каролина) на этап чемпионата мира на ручных велосипедах, а после мне придётся поспешить в Португалию для выступления на автодроме в Алгарве.
Я не думаю, что моё участие в соревнованиях на ручных велосипедах хоть как-то негативно скажется на выступлениях в GT, наоборот - это сделает меня более готовым к гонкам в физическом плане. Конечно, мне придётся слегка пожертвовать своим увлечением велосипедами, но я могу на протяжении нескольких сезонов идти на такие компромиссы. Мы живем только один раз.
ДЗАНАРДИ ВСПОМИНАЕТ СВОИ ВЫДАЮЩИЕСЯ ГОНКИ
Паралимпийские игры в Лондоне, шоссейная гонка на ручных велосипедах, Брэндс-Хэтч 2012
После "золота" в гонке на время, Дзанарди одержал еще одну победу в шоссейной гонке на большие расстояния. Оглядываясь назад, он считает моменты сразу же после победы более значимыми, чем сама победа.
Алессандро Дзанарди: После финиша я поцеловал землю на глазах у всех людей. Когда я коснулся земли, и я почувствовал запах асфальта и его тепло на своих губах - это было словно разряд тока.
Я будто почувствовал искру. И вся моя жизнь промелькнула перед глазами, словно асфальт стал частью меня - как земля, вода и огонь. Я будто видел, как маленьким мальчиком сажусь в карт, а моя мама фиксирует время прохождения круга, затем я увидел свои выступления в Формуле 3, те тяжелые моменты, когда вернулся в спорт, и, наконец, огромное количество разных возможностей в гонках по ходу карьеры. Ничего себе, какая у меня была интересная жизнь!
Я хотел бы, чтобы тот момент длился вечно. Я был очень одинок в своих мыслях, но в этот момент мой мир буквально вырывался из меня.
CART, Кливленд, 1997
Сломанный радио-приёмник и два штрафа отбросили Дзанарди на 27-е место. В течение следующих 53 кругов итальянец стал творцом настоящего чуда, выиграв гонку.
Алессандро Дзанарди: По ходу гонки на трассе не было жёлтых флагов, как и ничего такого, что каким-то образом помогло бы мне отыграться.
Я был в состоянии выжать абсолютно всё из машины, которая в тот день выглядела абсолютно феноменально - вероятно, то был лучший автомобиль, за рулём которого я когда-либо выступал. Я победил, обогнав 26 соперников и 18 раз обновив время лучшего круга в гонке.
Та победа в Кливленде - наша общая заслуга, поскольку без такой сильной команды, какой в то время была Ganassi, я не смог бы добиться этого. Парни дали мне просто невероятную машину.
CART, Лонг-Бич, 1998
Уже на ранних стадиях гонки Дзанарди откатился на 18-е место, проигрывая лидеру круг. Затем итальянец начал пробиваться сквозь пелотон, сократив своё отставание от лидера Брайан Херты до расстояния атаки за два круга до финиша. Он совершил манёвр в третьем повороте - в совершенно неподходящем для этого месте - обеспечив себе незабываемую победу.
Алессандро Дзанарди: На гонке присутствовало большое количество людей, а так как это была городская трасса, все они находились очень близко к траектории.
За три круга до финиша я слышал, как они аплодировали, когда я пытался пройти Брайана. Это было феноменально - я чуть было не упустил свою цель, потеряв концентрацию.
На пресс-конференции Херта сказал, что был зол на свою команду, потому что в середине гонки они сообщили ему, что Дзанарди вне игры, а затем, увидев меня в зеркалах заднего вида, он спросил: «Это ведь борьба не за позицию? Алекс отстаёт на круг, не так ли? А они ему ответили: Нет, к сожалению, это схватка за победу».