Формула 1 не имеет права быть уродливой

Питер Стивенс
24 марта 2014 в 0:06

Питер Стивенс, создавший дорожное купе McLaren F1, спорткар BMW, победивший в Ле-Мане в 1999-м и раллийные Subaru, убежден – Ф1 образца 2014 года являет собой дурной тон в дизайне

Так ли важно, как именно выглядят машины Формулы 1?

Если вкратце, то да: по умолчанию предполагается, что они должны представлять собой вершину современной инженерной и конструкторской мысли. Ф1 является подразделением всемирного шоу-бизнеса и витриной для могучих и богатых многонациональных компаний, которые при помощи гонок демонстрируют свою продукцию и услуги миллионам людей.

Большие Призы – это бизнес, боссы которого гордятся тем, что делают интересное шоу. Но некрасивые машины негативно сказываются на ценности всего бренда "Формула 1".

FIA представляла Ф1 образца 2014 года как передовой проект, одной из главных особенностей которого являются "зелёные" технологии – а среди основных ценностей значится эффективное использовании энергии. Но признайтесь честно: разве об этих высоких материях вы думали, впервые увидев машины предстоящего сезона на презентациях?

Тот факт, что переход к новым технологиям не обходится без технических проблем, лишь добавляет происходящему интереса. Но темпы модернизации техники, характерные для современного автоспорта, позволят быстро выработать работоспособные решения.

Первая машина McLaren класса GT - один из проектов Стивенса © LAT
Первая машина McLaren класса GT - один из проектов СтивенсаФото: LAT

Нам следует ожидать обычных дежурных заявлений от команд и руководителей чемпионата, которые будут стараться объяснить странности внешнего вида машин: «Изменения в правилах были внесены из соображений безопасности; лучшая машина всегда смотрится красивой; они так выглядит из-за аэродинамических соображений; самые эффективные решения не всегда эстетичны».

Это не так: конструкция, несимпатичная внешне, всегда таковой и останется – а те, кто предполагает, что мы к ним привыкнем, являются большими оптимистами.

Высокооплачиваемые специалисты технической группы FIA, занимающиеся вопросами регламента, не смогли предвидеть последствия своих решений. Такие ситуации неизбежно подрывают отношение к руководящему органу – это является особенностью не только автоспорта, но и мироустройства целом. Власть рождает ответственность.

Всем нам отлично известно, что меры, направленные на исправление ситуации в одной области, часто приводят к непредсказуемым результатам в других. Так и регламентирование размеров нескольких определенных частей носового обтекателя в поперечных сечениях без учета того, как это должно было отразиться на облике машин, едва ли повысило доверие к Ф1 и позитивно сказалось на премиальном имидже чемпионата.

Впрочем, сколь бы недальновидны ни были ответственные за регламент, главная задача все равно ложится на плечи команд: им нужно продемонстрировать свой профессионализм при создании машины, соответствующей букве регламента. Всегда есть возможность разработать эстетичное решение, не режущее глаз.

Большинство команд Ф1 используют сходные компьютерные программы при проектировании кузова автомобиля – но когда я, к примеру, я смотрю на машины Caterham, Ferrari, Toro Rosso и Red Bull Racing 2014 года, то вижу плоды работы недостаточно опытного или недальновидного инженера, который не понимает всех сложностей создания обводов шасси, прикрывая свою безграмотность "аэродинамическими требованиями".

Стивенс не в восторге от внешнего машины Ferrari 2014 года © LAT
Стивенс не в восторге от внешнего машины Ferrari 2014 годаФото: LAT

Форма носовых обтекателей машин этого года является главным предметом для критики, но и варианты конструкции капотов двигателей ничем не лучше. Почему же очертания панели, который закрывает мотор за головой пилота, выполнены так эстетично на McLaren MP4-29 – в то время как на Ferrari F14T они настолько плохи? Объяснить это вполне можно отличным вкусом ключевых сотрудников McLaren.

Один мой друг, отличный специалист по аэродинамике, сказал: «Мы можем испытывать только собственные решения. Наша инженерная подготовка не позволяет выдавать самые эстетичные решения, так что мы просто не понимаем, как заставить что-то выглядеть красиво».

А вот мнение одного из очень сильных дизайнеров: «Замечательная особенность новых правил в том, что, что носовые обтекатели теперь оказывают меньше влияния на аэродинамические характеристики, и потому мы можем выбирать из множества различных вариантов. Именно поэтому машины столь сильно отличаются друг от друга».

Фактически, в командах либо осознанно выбирают путь создания некрасивых на вид машин, либо просто не способны придерживаться эстетичных решений в процессе проектирования.

По одному клику компьютерной мыши вы можете открыть дизайнерскую программу, расставить точки и прямые – и сложные фрезерные станки выточат ровно такую модель, которую вы пожелаете. В прошлом чертежи передавались опытным создателям макетов, которые сначала делали модель из дерева, используя собственное понимание трехмерного пространства. Потому-то на свет и появлялись красивые машины.

Современные интерактивные системы дизайна, конечно, позволяют более эффективно интегрировать многочисленные сложные элементы в современный гоночный автомобиль – но мы все прекрасно видим, что получается на выходе, когда дело доходит до постройки шасси. Обучение современных инженеров сегодня осуществляется исключительно посредством компьютеров, в результате они имеют возможность работать с трехмерными моделями лишь в "виртуальном" пространстве.

Болельщики стерпят очертания машин 2014 года, которые, согласно рациональному подходу, были определены инженерами с помощью графических дизайнерских программ без реальной возможности увидеть промежуточный результат в реальности. И этот метод просто нельзя назвать подходящим.

Новые машины стали не только шоком для поклонников Ф1 – они также принесли с собой предположения, что в будущем, когда энергия будет расходоваться более эффективно, всё будет выглядеть не слишком эстетично. Говоря другими словами, за ответственность перед окружающей средой надо будет расплачиваться плохим внешним видом изделий.

А верить в такое совсем не хочется.

Ф1 не имеет права быть уродливой
Ф1 не имеет права быть уродливой

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle