Ferrari: Гарцует жеребец или прихрамывает?
До сих пор на предсезонных тестах команда Ferrari ничего особенного не показала. Эд Стро попытался оценить нынешнюю форму Скудерии
Для начала отметим, что Кими Райкконен никогда не был склонен к преувеличениям в своих высказываниях.
Пока все рукоплещут Mercedes, а в Renault с трудом отбиваются от нападок журналистов, в Ferrari тихо и неприметно делают свое дело. В конце концов, для этого и нужны тесты.
Однако с учетом того, что за пять первых дней испытаний в Бахрейне пилоты Скудерии не смогли приблизиться к лучшему результату ближе чем на 3,233 секунды, возникают определенные вопросы относительно нынешней формы команды из Маранелло.
Отвечая на вопросы журналистов, Кими старался не сболтнуть ничего лишнего.
«Цифры не всегда демонстрируют истинный потенциал», - сказал финн в пятницу после не слишком удачного дня, на протяжении которого ему так и не удалось провести симуляцию гонки. Конечно же, он абсолютно прав.
Очевидно, Ferrari отстает от лидеров далеко не на три секунды с круга. Не стоит забывать, что Нико Росберг проехал свой лучший круг в минувшую субботу в квалификационном темпе на мягких шинах, тогда как за рулём алой машины в таком режиме пока не работал ни один из пилотов.
Вопросов не вызывает лишь тот факт, что в Mercedes значительно опережают всех в реализации намеченной на межсезонье тестовой программы. Они успешно провели несколько симуляций гонки, успели поработать над квалификационным темпом и добились существенного прогресса, что очень важно с учетом всех произошедших изменений в регламенте.
Так что же мы знаем о Ferrari? На финальные тесты они привезли новый аэродинамический пакет, так что по этой части, можно сказать, команда сделала определенный шаг вперед. Двигатель, похоже, работает вполне адекватно, хоть и есть ощущение, что он несколько уступает по совокупности качеств силовому агрегату из Штутгарта.
Кими Райкконен не придал значения появившимся на днях слухам о разнице в пиковой мощности между двумя моторами в районе 75 л.с. В одной из его реплик прозвучал было едва уловимый намек на возможный недостаток мощности двигателя Ferrari, но финн быстро поправился.
«Нет, - ответил он на вопрос о том, испытывает ли он беспокойство по этому поводу. - Еще до появления машин на трассе было много разговоров о том, что у Mercedes будет более мощный двигатель. Не знаю…»
А вот наступает заинтересовавший нас момент: «Знаете, может быть… Я действительно не знаю».
Такие паузы в ответах важно не переоценивать, особенно в устах человека, для которого английский язык не является родным. И уж тем более, когда говорит финн. Пытался ли Райкконен намекнуть о возможном недостатке мощности силового агрегата Ferrari? Трудно сказать. Но если даже и так, его высказывание не было бы далеким от истины.
«Я, как и все остальные, могу лишь догадываться, - быстро попытался исправить положение Райкконен. - Пока у меня не было толком возможности посмотреть на соперников на трассе - ну разве что мельком замечал их, когда обгонял или пропускал вперед.
Мы заняты лишь своей машиной, не обращая внимания на остальных. Начнутся гонки, тогда и будет видно».
А гонки стартуют уже через две недели в Австралии, и тогда мы действительно сможем понаблюдать за борьбой команд как в квалификации, так и в гонке - и цифры в протоколах будут намного важнее нынешних. Радует, что в Ferrari не стали апеллировать к своей славе и известности, чтобы успокоить итальянскую прессу - иначе дело было бы действительно плохо. А так в стане Скудерии не наблюдается ни малейшего признака паники.
В общем, возникает непреодолимое желание дождаться старта сезона и посмотреть, что будет в гонках. В конце концов, если Mercedes едут столь мощно, вероятно, в их силовых агрегатах выставлено большее давление наддува (ограничений по этому параметру – помимо естественных преград в виде мгновенного потребления двигателем не более 100 кг топлива в час на высоких оборотах – нет), или они используют больше топлива. Сама по себе пиковая мощность силового агрегата в настоящее время оказывает гораздо меньшее влияние на конкурентоспособность связки машина/мотор, чем прежде.
Работа, которой в данный момент заняты в Ferrari - если не считать решение привычно возникающих на тестах проблем - носит системный характер, они не стремятся просто попасть в заголовки таблоидов. В команде добились определенного прогресса в работе электронной системы управления задними тормозами, и довольны тем, как у них обстоит дело с отработкой различных тактических вариантов, что очень пригодится в гонках.
Впереди еще долгий путь, и сейчас важнее, как Ferrari и её силовой агрегат будут выглядеть по сравнению с конкурентами месяца через четыре, когда все лежащие на поверхности способы улучшения производительности всеми будут уже испробованы.
Кроме того, очень важно убедиться, что обоих пилотов в полной мере устраивает поведение машины. С учетом того, что в предстоящем сезоне реализовавыть в гонках выбранный тактический план будет явно сложнее, чем раньше, лучшую пару гонщиков, чем Алонсо и Райкконен, и представить трудно.
Однако сейчас мы все чаще слышим, что команды, чьи машины оснащены двигателями Ferrari, находятся в положении догоняющих. Адриан Сутиль, управляющий, надо сказать, весьма норовистой C33 команды Sauber, которая за время тестов не раз пыталась увезти немца за пределы дорожного полотна, подтвердил, что в первый день заключительных тестов в Бахрейне они готовились к квалификации.
«Сегодня мы решили поработать над квалификационным темпом с использованием мягкой и сверхмягкой резины, что было довольно интересно», - сказал Адриан, установивший лучшее время 1.37,7 на свежем составе Soft.
Даже если учитывать, что это не был по-настоящему квалификационный круг - в баках могло быть дополнительное топливо, - отставание от лучшего времени Росберга все же остается весьма приличным. Положим, в его баках находилось порядка 25 кг топлива, что довольно консервативно по меркам квалификации, но даже такая нагрузка могла стоить не более трех четвертей секунды.
Остается 1.37 ровно – что по-прежнему на три с лишним секунды медленнее результата Росберга, показанного на прошлой неделе (если допуститть, что баки Mercedes были практически пустыми).
Кроме того, на этой неделе немного теплее, и трасса сама по себе чуть медленнее. Однако и этого недостаточно для оправдания такой разницы в темпе. Каков "вклад" в таком отставании шасси Sauber, а какова - двигателя Ferrari, сказать невозможно.
Конечно, у Скудерии машина лучше, чем у коллектива из Хинвила (на тестах С33 показала себя трудноуправляемым монстром), но даже с этим условием отставание Сутиля в квалификационном темпе отчасти обусловлено работой итальянского двигателя.
«Мы надеемся на серьезную прибавку в эффективности мотора, - ответил Сутиль на вопрос о том, чего по силам добиться Sauber по мере роста пройденной дистанции. - Сейчас появилось столько всяких новинок, включая трансмиссию и силовые агрегаты, что инженерам очень сложно заставить все это работать в оптимальном режиме.
Чтобы все пришло в норму, необходимы опыт и километраж. В первой гонке будет невероятно сложно сразу же отыскать верную топливную стратегию».
Аргументы Адриана весьма убедительны. Командам нужно освоиться с новыми силовыми агрегатами, научиться их оптимальному использованию и разобраться, как картография двигателя влияет на баланс машины и стиль пилотирования. Всё вместе это запредельно сложно. Никто не знает, что произойдет в Мельбурне, даже если в данный момент и кажется, что у Mercedes будет небольшое преимущество.
Командам предстоит проделать длинный путь, и события дебютной гонки сезона в Альберт-парке почти наверняка будут заметно отличаться от того, что ждёт нас, допустим, на майском Гран При Испании.
У Ferrari в запасе еще очень много времени. Конечно, это избитая фраза, но предстоящий сезон Формулы 1 будет даже больше чем обычно напоминать марафон, а вовсе не спринт.