У McLaren есть причины для беспокойства
McLaren сильно начала предсезонные тесты, однако затем начала сдавать позиции соперникам, которые постепенно прибавляли. Бен Андерсон расследует причины случившегося
[Этот текст увидел свет еще до 12-го тестового дня Ф1, когда команда McLaren столкнулась с техническими проблемами и уступила в итоговом протоколе многим соперникам. Однако события воскресенья, пусть и не попавшие в поле зрения автора, полностью укладываются в канву его повествования]
«Если пилоты заявляют, что сосредоточены исключительно на собственной работе, это звучит абсурдно. Это полный бред. Конечно, предельно важно действовать по своему плану, но вы всегда просматриваете итоговые протоколы и отмечаете, как проходит у соперников симуляция гонки. Было бы глупо не обращать на это внимания».
Такие слова однажды сказал Дженсон Баттон – самый опытный из действующих пилотов Формулы 1, за плечами у которого наибольшее среди гонщиков нынешнего пелотона число сезонов – а значит, и количество предсезонных кампаний.
Несмотря на все разговоры о надёжности и километраже (не поймите меня неправильно, в свете глобальных изменений регламента эти показатели важны как никогда), скорость по-прежнему имеет значение. Время на круге решает. И обличенный в форму секундомера детектор лжи не прекращает работу…
Люди, которые занимаются гонками, хотят быть самыми быстрыми; им это просто необходимо. Если же кто-то слишком медленный, у него большие проблемы. Потому-то, даже обронив по ходу первых тестов в Бахрейне слова о том, что McLaren вновь в игре, Дженсон Баттон все равно выглядит несколько обеспокоенным, пока часы неумолимо отмеряют время до старта первого Гран При сезона в Мельбурне.
Новое творение конструкторов из Уокинга, нареченное MP4-29, демонстрировало завидную надёжность на тестах, за 11 первых дней записав в свой актив 4029 км (хотя команда по этому показателю и уступает Mercedes, Williams и Ferrari).
Машина моментально позволила пилотам ехать быстро: Дженсон Баттон и Кевин Магнуссен поочерёдно возглавляли протоколы тестов во время сессии в Хересе, а датчанин стал быстрейшим и во второй день в Бахрейне, когда условия на трассе были наилучшими.
Однако, похоже, McLaren понемногу откатывается назад в расстановке сил, когда дело дошло до работы с настройками. Другими словами, команде оказалось не по силам понять, как же сделать быструю машину ещё быстрее.
Баттон выразил озабоченность темпом MP4-29 на длинной дистанции. Что бы там ни происходило на одном круге, в гоночной конфигурации темп машины далёк от уровня, необходимого для борьбы в этом сезоне за чемпионство. А ведь после провальной кампании 2013 года именно на это очень наделась вся команда.
«На прошлой неделе нам казалось, что мы неплохо справляемся во время симуляции гонки. Теперь же ситуация выглядит не такой радужной, - признался Баттон. – Я пока не могу точно оценить наш потенциал с пустыми баками, но вот на длинных дистанциях мы уступаем в скорости нескольким командам. Причём уступаем больше, чем сами ожидали.
По результатам второй серии тестов я бы сделал вывод, что пилоты Mercedes очень быстры на отдельно взятом круге, а Williams хорошо смотрится на длинных сериях. В финальной сессии машины этих же двух команд также отличались высоким темпом. Однако за последнюю неделю довольно сильно подтянули свои результаты в Force India, Red Bull Racing выглядят гораздо более конкурентоспособной, да и в Ferrari ситуация, похоже, также улучшилась по сравнению с прошлой неделей, так что всё постоянно меняется.
Нам предстоит много работы. Думаю, по своей сути наша машина весьма хороша, но мы всё ещё ждём обновлений. MP4-29 определённо обладает потенциалом, я это чувствую. Мы довольно неплохо разобрались в аспектах работы силовой установки и нюансах использования ERS. Теперь самое время направить все усилия на поиск скорости.
Пакет обновлений, который мы приготовили на первую гонку, должен помочь немного сократить отставание от некоторых соперников. Сейчас мы уступаем сразу нескольким командам, однако я не сильно переживаю из-за этого».
Похоже, McLaren действительно проигрывает. И проигрывает в скорости. Можно говорить, то представители Уокинга уступают Mercedes и Williams и, вероятно, идут примерно вровень с Force India. И что бы ни говорил Баттон, повод для беспокойства тут есть.
Возможно, текущая ситуация является наследием прошлого сезона? Кампанию 2012-го McLaren закончила с самой быстрой машиной, но затем решила пойти ва-банк в конструкторских решениях, чтобы остановить гегемонию Red Bull Racing.
Этот шаг имел неприятные последствия, так как команда провела самую неудачную кампанию с 1980 года (три с лишним десятилетия назад она также не смогла завоевать ни одного подиума). Не оказался ли нынешний подход McLaren излишне консервативным, не слишком ли в коллективе боялись вновь наступит на те же грабли?
Безусловно, осторожный подход стал бы вполне понятной реакцией в свете самых серьёзных изменений правил в истории Формулы 1. Новые 1,6-литровые шестицилиндровые турбодвигатели в паре с "сырыми" системами рекуперации энергии, да еще и в рамках топливных ограничений в 100 кг на гонку заставили инженеров решать сложнейшее уравнение для достижения эффективной работы всех систем.
Вновь назначенный гоночный директор McLaren Эрик Булье стремится подчеркнуть, что акцент в этом сезоне будет смещён в сторону эффективности, а не скорости. В погоне за хорошим временем на круге вы можете выставить на старт машины, которые обладают большей мощностью и высоким уровнем прижимной силы – но какой в этом смысл, если до финиша им попросту не хватит топлива?
Поскольку команды вынуждены принимать участие в квалификации с гоночными настройками, не имеет смысла искать какие-то особенные регулировки для одного быстрого круга в субботу, если они могут негативно сказаться на темпе в воскресенье.
Однако большую роль играет и развитие событий на трассе, а также тот запас скорости, который всегда вселяет дополнительную уверенность. Абсолютно всем придётся решать вопросы экономии топлива, и как только команды разберутся, каким образом лучше использовать эти 100 кг, на первое место в борьбе вновь выйдет скорость, а не просто необходимость добраться до финиша.
И пусть даже позиции MP4-29 в протоколах тестов с течением времени снижаются, Баттон убеждён, что команда избрала верный подход к конструированию автомобиля на этот сезон.
«В прошлом году, если нам удавалось правильно "заправить" машину в поворот, это позволяло ехать быстро, но такое происходило нерегулярно, - объяснил британец. – Нам очень не хватало управляемости, но теперь ситуация изменилась, и именно от этого стоит отталкиваться.
Найти дополнительную прижимную силу – задача не из лёгких, но это гораздо проще, чем решать проблемы с управляемостью. А сложнее всего разобраться с неправильным балансом или неверным дорожным просветом, как это было у нас в прошлом году.
Новым шасси я в принципе доволен, но нам необходимо больше прижимной силы. Постепенно мы решим этот вопрос, парни на базе работают не покладая рук, чтобы к первой гонке успеть исправить ситуацию.
Определённо зимой мы успешно поработали с машиной».
Но так ли это? Старое клише гласит, что намного легче сделать быструю машину надёжной, нежели надёжную быстрой. Если это правда, то Red Bull Racing может стать живым доказательством такого утверждения, несмотря на мрачное начало сезона.
RB10 с трудом покидала боксы в Хересе. В Бахрейне машина из Милтон-Кинса уже способна была проехать серию медленных кругов, однако ломалась каждый раз, как пилоты пытались взвинтить темп. Затем во второй день финальной тестовой сессии Даниэль Риккардо смог провести серию в 20 кругов и в итоге показал третье время дня.
Конечно, его результат оказался на две секунды хуже рекордного времени Нико Росберга, показанного неделей ранее – это событие, кстати, попало во все заголовки. Однако австралиец лишь две десятых уступил результату Серхио Переса на Force India (именно он в тот день возглавил протокол). Кроме того, Риккардо оказался на 1,2 секунды впереди Баттона и на одну десятую превзошел показанный днём позже результат Кевина Магнуссена.
«Меня всегда беспокоили парни из Red Bull Racing, - подтвердил Баттон, когда его спросили о том, кого из соперников он опасается больше всего. – Вы можете увидеть их скорость, как только команде удаётся провести несколько кругов на трассе.
Они сильны. Их машина выглядит отлично, и, похоже, с аэродинамической точки зрения идеи команды будут работать. Думаю, им удастся решить проблемы с надёжностью, и когда это случится – если случится, конечно – они будут очень, очень грозными соперниками.
Как-то на протяжении нескольких кругов мы с Риккардо оставались на трассе рядом: он ничего не мог поделать со мной на прямых, однако без труда обошёл в 11 повороте – затяжном скоростном левом вираже. Я никогда ранее не видел ничего подобного.
Если пилотам RBR удастся завершить гоночную дистанцию, они опередят нас. Без сомнений, мы быстрее на прямых, но они знают об этом. У них есть свои сильные стороны, и в этих компонентах нам необходимо добиться прогресса – что, надеюсь, в скором времени и произойдет.
Я думаю, мы находимся на хороших позициях, если говорить о подготовке к гонке и понимании работы силовой установки. Мы достигли успеха в этих аспектах, но не смогли полноценно разобраться с настройками.
Тесты сложились для нас успешно, наша машина отличается надёжностью, нам удалось проехать длинные серии кругов, мы хорошо разобрались в том, чем располагаем – но в данный момент всё ещё недостаточно быстры.
Такое нередко бывает, если вы продолжаете использовать машину, показанную на презентации. Нам ещё многое предстоит сделать с нашим шасси, и я надеюсь, что это позволит бороться в Мельбурне за высокие места».
Надеемся, что британец окажется прав, ведь команда калибра McLaren просто не может себе позволить ещё один провальный сезон.