Гран При Австралии: обзор уик-энда от Гэри Андерсона
Технический эксперт AUTOSPORT объясняет, почему Гран При Австралии заставил замолчать критиков новой Ф1 – а также предлагает альтернативное вариант контроля за расходом топлива
Формула 1 отправилась в Мельбурн, опасаясь катастрофы. Но, как выяснилось по ходу уик-энда, новые гонки в плане сценария практически ничем не отличаются прошлогодних Гран При.
Одни команды испытывали больше проблем, другие – меньше, но до финиша добрались 15 машин (включая Жюля Бьянки из Marussia, который также добрался до клетчатого флага, хотя потерял слишком много времени в дебюте и не попал в генеральную классификацию).
Фелипе Масса, один из семи сошедших пилотов, прекратил борьбу досрочно не из-за поломки техники, а по вине налетевшего на него сзади Камуи Кобаяши, на машине которого отказали задние тормоза.
В четверг перед стартом уик-энда на вопросы отвечал директор гонок FIA Чарли Уайтинг. Некоторые представители СМИ со всей серьезностью спрашивали его, что будет, если с дистанции сойдут все пилоты! Чарли сказал, что в этом случае остановит гонку. Это показывает, какие ожидания были у людей от Формулы 1 образца 2014 года.
Другой возникший вопрос оказался более актуальным уже по окончании гонки. Отвечая нашему коллеге Эду Стро, Уайтинг четко дал понять, что в вопросах максимального мгновенного расхода топлива, составляющего 100 кг/час, а также общего лимита в 100 кг на гонку командам никаких поблажек не будет.
В тренировках все немного осторожничали. Льюис Хэмилтон первым столкнулся с проблемами, остановившись на трассе уже на втором своем круге в утренней пятничной тренировке. Возникшая на его машине проблема была пустяковой – один из датчиков выдавал неверную информацию, – но на трассе в Мельбурне сложно быстро доставить машину в боксы из-за отсутствия технической дорожки по периметру, а потому британец потерял огромное количество времени.
Но Mercedes хотя бы смогла хорошо подготовиться к старту сезона, чего никак не скажешь о Lotus. На протяжении всего уик-энда энстоунцы смотрелись неважно, и так не смогли разрешить свои проблемы.
В прошлом году Кими Райкконен выиграл в составе черно-золотых Гран При в Мельбурне, но в этот раз команда оказалась бесконечно далека от повторения этого результата. На самом деле, Пастор Мальдонадо стал единственным пилотом в квалификации, оказавшимся более чем в 107% от времени лидера первого сегмента.
Lotus по-прежнему расплачивается за пропуск первых предсезонных тестов в Хересе. Сейчас команда оказалась в сложной ситуации: в начале сезона ей будет очень сложно полноценно бороться в гонках.
Из всех остальных подготовка по ходу уик-энда хуже всех далась Caterham: в тренировках её пилоты крайне редко появлялись на трассе.
Однако главный сюрприз преподнесла Red Bull Racing, которая чудесным образом оправилась от неудач. Чемпионы мира оставили свои проблемы предсезонных тестов позади, продуктивно поработав в Альберт-парке. Конечно, команда была явно не в той форме, в которой пребывала последние пять лет, но сейчас она возродила надежды отстоять титул в предстоящем сезоне. "Младший" коллектив компании Red Bull – Toro Rosso, - сейчас, похоже, также весьма силен.
Перед стартом субботней тренировки многие говорили, что пилоты проедут по трассе всего несколько установочным кругов, а затем будут отсиживаться в боксах. Такие предположения были связаны с опасениями, что если вдруг на машинах что-то сломается, то на ремонт уйдет уйма времени – и есть риск пропустить квалификацию. Но в субботу с утра на трассе без остановки работали практически все представители пелотона, так что смелым предсказаниям не суждено было сбыться.
Все три сегмента квалификации получились интересными, да и в целом её можно назвать одной из самых интересных за долгое время. Свою лепту внесли переменчивые погодные условия и захватывающий финал, когда Хэмилтон отобрал поул у местного кумира Риккардо, для которого австралийский этап стал дебютом в составе RBR.
Сложилось даже впечатление, что Даниэль был быстрее Себастьяна Феттеля по ходу всего уик-энда, хотя я не осмелюсь утверждать, что это подобная картина сложится и на других этапах сезона. В противном случае, четырехкратный чемпион мира мгновенно попадет под огонь критики.
Несколько раз возникло ощущение, что немец терял над собой контроль, борясь с перебоями в работе электросистемы автомобиля. А это значит, что в RBR пока так до конца не разобрались с надежностью своей машины – и проблемы могут возникнуть и у Риккардо.
По ходу квалификации условия менялись, и пилоты использовали разные типы резины. При таких непростых обстоятельствах нельзя не отдать должное Риккардо, Кевину Магнуссену и Даниилу Квяту.
Австралиец, конечно, не новичок, но сейчас он оказался в центре внимания – и, наверное, из этой троицы именно от него стоило ожидать ошибки. Однако в итоге допустил её юный россиянин, хотя все равно пробился в финальный сегмент, как и двое других пилотов.
Старт гонки вызывал в паддоке наибольшие опасения. Некоторые команды не смогли как следует отработать все необходимые процедуры – больше всего это сказалось на Marussia.
Макс Чилтон заглох, пытаясь начать прогревочный круг, а Жюль Бьянки не сумел начать движение во время первой попытки старта, отправив пелотон еще раз проехать по трассе с малой скоростью.
Оба вернулись в боксы и заняли место на выезде из пит-лейна позади Ромена Грожана: в Lotus предпочли отказаться от старта с решетки и нарушить правила закрытого парка из-за необходимости изменить настройки машины.
Еще до того, как погасли огни светофоров Феттель жаловался команде по радио, что мотору не хватает мощности – а на старте гонки в лидеры вырвался Нико Росберг, тогда как его напарник Хэмилтон откатился назад из-за неработающего цилиндра. прошло всего четыре круга, а обладатель поула и действующий чемпион мира уже запарковались в боксах, оформив сход с дистанции.
Пока Росберг за рулём Mercedes все дальше отрывался от соперников - что не стало большим сюрпризом, исходя из результатов предсезонных тестов, - Риккардо шел вторым, а Магнуссен – третьим.
Но самым активным на трассе, без всяких сомнений, был Валттери Боттас. Он пришпорил свою Williams, прорвавшись с низкой 15-й стартовой позиции в гонке (из-за штрафа за замену коробки передач) на высокое шестое место.
В какой-то момент финн слишком увлекся борьбой и зацепил стену, повредив диск заднего правого колеса и пропоров шину. Однако появление на трассе машины безопасности помогло Валттери вернуться в борьбу за очки, которую он вёл, не сбавляя оборотов до последнего круга.
Боттас, явно имеющий потенциал, чтобы стать в будущем одним из лидеров Формулы 1, впоследствии поднялся на пятую строчку после исключения из протоколов Риккардо, на машине которого обнаружилось превышение мгновенного расхода топлива, ограниченное величиной в 100 кг/час.
Как же такое произошло? RBR – а я думаю, и еще некоторые команды – столкнулись с трудностями при совместном использовании предоставленного им FIA измерительного датчика мгновенного расхода и очень сложных электронных систем машины, которые контролируют количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя.
Многие годы исследований были потрачены на изучение особенностей контроля впрыска на всевозможных моторах, благодаря чему удалось добиться немалого прогресса в топливной экономичности как на гоночных, так и на дорожных машинах.
Потому я считаю, что использование такого метода контроля мгновенного расхода топлива и общего расхода на дистанции имело бы больше смысла, учитывая, сколько денег было потрачено на изыскания в этой области за последние десятилетия.
Да, это один из параметров работы двигателя – и здесь возможны уловки, но если жульничество будет караться достаточно сурово, сомневаюсь, что кто-либо из производителей решится пойти на такой риск.
Резюмируя – на австралийском этапе мы видели и взлеты, и падения. Гран При Малайзии уже не за горами. Лидером личного зачета туда отправится Нико Росберг, а первенство в Кубке конструкторов сейчас у McLaren. И следующая гонка обещает стать еще одним ярким триллером.