Формула 1 не должна бояться дисквалификаций
Исключение Даниэля Риккардо и команды Red Bull Racing из итогового протокола Гран При Австралии – не самая приятная ситуация, но Джонатан Нобл уверен, что руководство чемпионата обязано строго контролировать соблюдение правил
Как же досадно, что замечательное второе место Даниэля Риккардо в домашней гонке теперь – когда выяснилось, что на его машине был превышен мгновенный расход топлива – команде предстоит отстаивать на суде в Париже.
И я понимаю раздражение всех сотрудников Red Bull Racing, которые после многочисленных проблем на тестах в Хересе и Бахрейне смогли сделать свою команду главным соперником Mercedes на первом этапе нового сезона, но потом получили шокирующее решение судей.
Выступление Риккардо и его команды вызывало только положительные эмоции, вот только замечательный и такой важный для Формулы 1 уик-энд в Австралии завершился скандальной дисквалификацией.
Но я абсолютно не соглашусь с теми, кто утверждает, что выносить в подобных случаях сор из избы – значит наносить непоправимый урон имиджу Больших Призов.
Всё с точностью до наоборот, Формула 1 – это очень точный вид спорта, где участники либо строго соблюдают все правила, либо могут их игнорировать, но тогда сталкиваются с неприятными последствиями в виде жестких наказаний.
Новая эра турбомоторов в Ф1 открывалась этапом в Мельбурне, где зрители увидели достаточно интересную и захватывающую борьбу, позволяющую делать первые выводы о том, какой всех нас ждет сезон.
Я соглашусь, что в ситуации неопределенного будущего Гран При в Альберт-парке радость любимца местной публики на подиуме и последующие празднования по всему городу являются куда более предпочтительным исходом, чем невеселые вздохи над многостраничным судейским вердиктом.
Но если и есть что-то, объединяющее всех поклонников Ф1 – то это стремление обеспечить равные условия для всех участников чемпионата.
И правила, по которым проводится чемпионат, обязаны соблюдать от и до все без исключения команды.
Если FIA принимает решение, что автомобиль не соответствует регламенту, то судьи обязаны выносить наказание. В Ф1 нет места милосердию или поблажкам, когда на нарушения закрывают глаза, чтобы не разрушать красивую историю или не отобрать победу у героя на глазах своих зрителей.
Независимо от того, кто прав, а кто виноват в этой истории (для этого FIA и Red Bull Racing намерены еще раз обсудить все нюансы дела в суде), руководство чемпионата не имело право умышленно закрывать глаза на нарушения, лишь бы только не сердить общественность и местную публику. Поступи они так, Формула 1 потеряла бы свою легитимность и не имела бы больше права называться спортом.
Кто бы и в каком качестве не участвовал в чемпионате, его соперникам и болельщикам принципиально важно знать, что борьба ведется строго по правилам. И не имеет значения, идет ли речь о победителе или аутсайдере чемпионата.
Если бы Red Bull Racing всё произошедшее сошло с рук – а всем обитателям паддока прекрасно известно, что действующие чемпионы проигнорировали требование FIA сократить расход топлива, что дало им потенциальное преимущество, – кто знает, к каким последствиям в будущем это могло бы привести?
Возможно, другая команда могла бы тогда проигнорировать процедуру взвешивания FIA и выйти на старт с автомобилем, чей вес был бы ниже минимально допустимого значения? А руководство коллектива ссылалось бы при этом на показания своих весов.
Или может кому-то пришло бы в голову превышать скорость на пит-лейне, аргументируя тем, что FIA просто неправильно замеряет скорость с помощью своего не внушающего доверие оборудования?
А почему бы какому-то гонщику из второй половины пелотона не залить в свою машины чуть больше топлива, чтобы чаще соперников использовать в гонке двигатель на максимальной мощности – а в случае каких-то подозрений он всегда мог заявить, что FIA неточно измеряет количество горючего в баке? Разумеется, все это недопустимо.
Для Формулы 1 принципиально важно, чтобы все команды действовали в рамках одинаковых правил и требования – независимо от того, нравятся или нет им описанные там ограничения.
Данные FIA по расходу топлива, массе автомобиля, размерам отдельных элементов шасси и скорости должны считаться единственно правильными. И точка.
Формула 1 нуждается в своих блюстителях закона, как футболу необходимы судьи на поле. На автодроме или на стадионе всегда найдутся зрители и участники соревнований, которым не понравится решение рефери – но очень важно, чтобы при этом существовал человек, который возьмет на себя контролирующие функции.
Конечно, нет ничего хорошего в том, что новые топливные датчики работают с погрешностью и не отличаются идеальной надежностью. Безусловно, их необходимо дорабатывать. Но это всё также часть новой эры Формулы 1.
Теперь поклонники автогонок во всем мире увидели, что руководство чемпионата требует строго и без послаблений выполнять новые правила, при этом все команды находятся в равных условиях, не имея возможности для махинаций.
И разве это плохо для Формулы 1?!