Mercedes не избежать командной тактики

Эд Стро
30 марта 2014 в 1:50

Командная тактика всегда была неотъемлемой частью Формулы 1. Эд Стро постарался разъяснить, почему рано или поздно – возможно, уже в это воскресенье в Малайзии – Mercedes придётся принимать непростые для себя решения

В прошлом году впечатления от Гран При Малайзии сводились к обсуждению командной тактики. Себастьян Феттель игнорировал приказ "Мульти 21", который предписывал немецкому гонщику оставаться позади Марка Уэббера и ни в коем случае не атаковать своего партнёра по Red Bull Racing.

Но даже если бы Феттель не решился пойти на 46-м круге в рискованную атаку на австралийца, то всё равно эксперты обсуждали бы вопросы внутрикомандного соперничества.

Только в этом случае главное внимание было бы приковано к пилотам Mercedes, поскольку в Сепанге Нико Росберг по приказу из боксов не стал атаковать Льюиса Хэмилтона на протяжении заключительного отрезка, хотя имел все шансы выйти на третье место.

Пусть Росберг сперва колебался, но несколько решительных слов от Росса Брауна предопределили ситуацию, так что последние 18 кругов немец висел на хвосте у напарника, но ни разу даже не обозначил попытку обгона – и в итоге финишировал всего в полусекунде позади Льюиса. Нико чётко выполнял указание команды.

Для Mercedes решение прекратить борьбу между своими пилотами выглядело абсолютно логичным. Сзади им никто не угрожал, так как ехавший пятым Фелипе Масса уже очень сильно отстал. Хэмилтон на стартовом отрезке дистанции получил карт-бланш на борьбу с гонщиками Red Bull Racing, а потому во второй половине гонки вынужден был экономно расходовать резервы машины, так что Росберг объективно был быстрее.

Кроме того, в Mercedes резонно опасались за состояние шин, особенно задних. В первой половине 2013 года их быстрый износ был едва ли не главным слабым местом серебристых машин. Потому все выглядело донельзя логично.

Едва ли не единственный контраргумент – Росберг, разреши ему все же мостик провести обгон, имел шанс нагнать палу лидеров из RBR и попробовать навязать им борьбу. В этом случае случиться могло всякое.

Командная тактика – это как нитроглицерин для Формулы 1: нестабильная, взрывоопасная и невероятно мощная субстанция. У зрителей подобные действия зачастую вызывают негативную реакцию, поскольку они видят в пилотах гладиаторов и ждут более острой и бескомпромиссной борьбы, чем просто расчетливый поход за очками.

Но сами команды немного по-другому смотрят на этот вопрос. Традиционно сложилось так, что жесткие приказы из боксов стали неотъемлемой частью гонок. Формула 1 знала периоды, когда практически во всех коллективах была четкая и всем известная иерархия: ставка делалась на одного пилота, а его многочисленные напарники выступали исключительно в качестве помощников, при этом руководство всё внимание уделяло именно своему лидеру.

Но это не всегда срабатывало, поскольку сложно было рассчитывать лишь на одного пилота, а атмосфера внутри команды из-за подобных статусов могла стать крайне напряженной. Периодически это даже приводило к открытым и неприятным скандалам.

Скандал с "Мульти 21" омрачил уик-энд на Сепанге в 2013 году © LAT
Скандал с "Мульти 21" омрачил уик-энд на Сепанге в 2013 годуФото: LAT

После Гран При Австрии 2002 года, когда Рубенса Баррикелло попросили пропустить вперед Михаэля Шумахера, командная тактика попала под официальный запрет, но участники чемпионата еще не раз оказывались в нелепой ситуации, пытаясь отрицать очевидное.

Достаточно вспомнить всего один эпизод, чтобы понять, как все происходило в реальности: памятную гонку на Хоккенхамме в 2010-м радиосообщения для Фелипе Массы, который должен был пропустить партнёра по Скудерии Фернандо Алонсо.

Пилоты уводили глаза, поскольку не могли публично признаться в том, что на самом деле произошло. Справедливости ради нужно признать, что проконтролировать нарушение этого запрета на практике было просто нереально.

Да, у Массы действительно отобрали победу, причем спустя ровно год после аварии в Венгрии, едва не оборвавшей жизнь гонщика. всё это выглядело ужасно и нелепо, но в тот момент Алонсо были действительно нужны эти семь очков, которые, кстати, в итоге едва не принесли ему титул.

Командная тактика – необходимый инструмент ведения борьбы, хотя и довольно опасный, так что использовать его надо деликатно и беспристрастно.

В Mercedes вынесли урок из прошлого года, когда приказы из боксов не обсуждались внутри коллектива до начала гонок. В этом сезоне штутгартцы, которые выглядят безоговорочными фаворитами чемпионата, уже обсудили за закрытыми дверьми возможность использования подобного метода.

Руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольф настаивает, что пилотов никто не будет ограничивать во время гонок, но когда я попросил его более подробно рассказать об этом, стало очевидно, насколько тщательно этот вопрос был проработан внутри команды. Не сомневайтесь: в Mercedes просчитали наперед наиболее вероятные сценарии и проговорили каждый из них.

«Очень сложно ограничить все какими-то рамками. Хорошо известно, что прежде, например, использовалось правило: кто первым зайдет в послестартовый поворот, то и останется впереди, - отметил Вольф. – Но нам это не подходит.

Мы долго обсуждали варианты с Пэдди [Лоу] и пилотами – и пришли к общему знаменателю. Каждый имеет свое собственное мнение, но наши главные соперники – это в любом случае другие команды.

Поэтому для начала нам важно сделать собственный коллектив как можно сильнее. А уж затем мы будем решать, как поступать во внутрикомандной борьбе. В этой гонке мы можем пойти одним путем, а в следующей – другим. Мы обсуждали эту проблему и выработали решение, которое устраивает и Нико, и Льюиса, и команду».

Позиция Вольфа выглядит очень грамотной, поскольку демонстрирует обе стороны командной тактики. В любом случае, невозможно выработать идеальные правила для пилотов одного коллектива, которые можно было бы применять в любых ситуациях на трассе. И Тото прекрасно понимает, насколько опасно наперед строго ограничивать действия пилотов определенными рамками.

Гонки - это хаотический набор различных факторов с бесконечным числом переменных, поэтому вы просто не можете предугадать все возможные варианты развития событий и зачастую вынуждены действовать конкретно по ситуации. Даже идеально составленные инструкции не смогут гарантировать однозначное принятие решений в разных обстоятельствах.

Год назад Росберг выполнил все приказы команды © LAT
Год назад Росберг выполнил все приказы командыФото: LAT

Давайте предположим, что Гран При Малайзии станет частичным повторением уик-энда в Австралии – за тем лишь исключением, что Хэмилтону не придется сходить с дистанции из-за проблем с двигателем.

Предположим, что во второй половине гонки оба пилота Mercedes окажутся впереди с преимуществом в полминуты над ближайшим преследователем, но в непосредственной близости друг от друга.

Как будут развиваться события, если гонщик, занимающий второе место, сэкономит к этому моменту больше топлива и потому сможет ехать быстрее напарника под конец дистанции? Или чего стоит ожидать, если пилот, преследующий лидера, постоянно держался в слип-стриме и поэтому имеет несколько лишних литров горючего в баке?

Что будет, если на одном или двух автомобилях возникнет риск потенциальной поломки? А если один из гонщиков Mercedes под финиш окажется на более свежей резине, позволяющей ехать заметно быстрее?

Как действовать, если кто-то из пилотов сочтет, что активные действия могут принести важный результат – но командный приказ запрещает их? А вдруг лидер допустил ошибку, и его преследователю нужно решать, обгонять или тоже сбросить ход? А вдруг команда посчитает, что ее устраивает просто победный дубль, поэтому в какой-то момент отдаст приказ ехать в экономном режиме и беречь двигатели?

Вы можете потенциально продумать многие сценарии, но обычно такие события происходят неожиданно, а внешний фактор вообще тяжело предугадать. Невозможно заранее установить правила для пилотов, выполнение которых гарантированно обеспечит им единственно верное решение во всех непредвиденных обстоятельствах.

Ситуация очень сложная. Как сказал Вольф (которого поддержали руководители Mercedes), командная тактика – необходимое зло в Формуле 1 и использовать ее нужно крайне осторожно. Но история неоднократно демонстрировала, что именно за счет этого приёма выигрывались титулы, которые в противном случае ушли бы соперникам. Такое оружие является слишком эффективным, чтобы полностью его игнорировать.

Что касается самих пилотов, то Росберг и Хэмилтон - достаточно опытные гонщики, способные понять, когда следует действовать в интересах команды. Но в пылу борьбы за титул между напарниками случается, что даже логичные вроде бы приказы могут показаться им неприемлемыми. А чем быстрее автомобиль, тем сложнее будет соперничать друг с другом на трассе.

В Mercedes говорят правильные слова. Но пока в гонке не возникнет ситуация, в результате которой руководству придется применять командную тактику, мы не сможем понять, насколько Росберг, Хэмилтон, Лоу и Вольф смогли найти общий язык в этом вопросе.

Mercedes не избежать командной тактики
Mercedes не избежать командной тактики

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle