Гран При Малайзии: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
4 апреля 2014 в 9:40

На Сепанге Льюис Хэмилтон стартовал с поула и одержал убедительную победу над соперниками, доказав, что Mercedes все еще на голову выше конкурентов. Но, как объясняет Эд Стро, победа досталась ему отнюдь не так легко, как могло показаться со стороны

Путь Льюиса к победе в Гран При Малайзии выглядел прямым и безоблачным, можно даже сказать, что победа досталась ему легко. За последние годы мы привыкли к подобным выступлениям Себастьяна Феттеля. Как и в случае с четырехкратным чемпионом, казалось, что британец не сильно напрягался, ведь когда у тебя лучшая машина в пелетоне, то дорога к верхней ступени подиума сродни приятной прогулке в парке, не так ли?

А вот и не так. В отличие от Мельбурна, где в отсутствии Хэилтона никто был не в состоянии осложнить жизнь Нико Росбергу, в Малайзии мы могли впервые в сезоне наблюдать прямое сражение между напарниками по Mercedes. И в этом сражении убедительнее был Хэмилтон. Стартовав с поула, он удержал лидирующую позицию и по ходу первого круга создал двухсекундный отрыв от ближайшего соперника. А затем только продолжал наращивать преимущество.

Росбергу же за первые полминуты гонки пришлось пережить аж два непростых момента. Сначала Феттель попытался вжать его в стену пит-лейна, оставив пошедшему в атаку соотечественнику ровно столько места, сколько занимает машина, и ни дюйма больше.

Затем в третьем повороте Нико на долю секунды потерял контроль над задней частью машины, и ему пришлось довольно активно оборонятся уже от обоих гонщиков Red Bull Racing.

«Я отлично стартовал, – рассказал позже Росберг, – с Феттелем мы боролись вплотную. Я закрыл глаза и думал, что вот-вот окажусь в стене, но все обошлось. Затем меня здорово занесло, и оба пилота на Red Bull тотчас оказалась у меня на хвосте, но я смог отбиться. Однако после этого догнать Льюиса было уже нереально».

У Нико не было ни единой возможности переиграть напарника. К финишному флагу немец отстал на 17 секунд – но, возможно, это ему даже в некотором роде польстило. Потому что в этот уик-энд Льюис был просто неудержим.

Хэмилтон сохранил лидерство, несмотря на отличный старт Росберга © LAT
Хэмилтон сохранил лидерство, несмотря на отличный старт РосбергаФото: LAT

И дело не только во времени прохождения круга. Гораздо важнее, что при такой жаре, когда в Mercedes до старта испытывали серьезные опасения по поводу темпов износа резины, Хэмилтон лучше всех справлялся с сохранением жизнеспособности задних шин.

Показатели максимальной скорости машин дают возможность предположить, что это удавалось Льюису благодаря настройкам уровня прижимной силы.

При этом, если верить цифрам, появившимся на экране во время трансляции, расход топлива от старта до финиша у него также оказался где-то на три килограмма меньше, чем у напарника. Гейм, сет, матч в пользу Хэмилтона. Легко.

«Я вообще не думаю, что победа может быть легкой, – сказал Льюис. – Конечно же, ты располагаешь определенными возможностями и должен в полной мере ими воспользоваться. Нужно было следить за всеми системами, контролировать расход топлива, не допускать ошибок – а это огромное напряжение.

Мне сообщили, что Нико взвинтил темп, и я должен был отреагировать, но при этом не повредить шины – это сложная задача, но я смог с ней справится, так как машина в эти выходные была просто великолепна. Я действительно очень-очень рад, что команде удалось так здорово выступить».

Эту победу можно назвать особенно важной для Хэмилтона еще и вот почему: пусть даже мало кто сомневался в статусе Mercedes как главного претендента на титулы, однако расстановка сил внутри команды была и остается неочевидной.

По чистой скорости Льюис имеет преимущество – в частной беседе это, пожалуй, признает даже сам Росберг. Но и Нико демонстрирует очень высокую скорость, а еще он как губка впитывает всю информацию, которая потенциально может помочь ему выйти на предел собственных возможностей.

И хотя темпы износа резины на дистанции были не столь высоки, как предполагали в Mercedes после пятничных тренировок, Льюису пришлось внимательно следить за шинами в начале гонки. И он не допустил ошибок. Определенно, в Малайзии чемпион 2008 года был лучшим по всем статьям.

«Сложно сказать, в чем разница, – отметил глава автоспортивного подразделения Mercedes Тото Вольф. – С самого начала было видно, что в некоторых моментах машину Нико из-за избыточной поворачиваемости ощутимо сносило, и ему приходилось прилагать немалые усилия, чтобы удержать ее.

Льюис же провел гонку безупречно. Даже не то, чтобы безупречно – Нико с технической точки зрения тоже не допускал ошибок. Но они подгоняли друг друга с самого начала гоночного уик-энда. Сначала впереди был Росберг, затем быстрее оказался Хэмилтон, и в гонке он тоже выступил сильнее».

Да, в тренировках немецкий пилот иногда выглядел быстрее, но по результатам было видно, что у его напарника со скоростью тоже все в порядке, просто ему не удается собрать вместе три быстрых сектора. В воскресенье Хэмилтон наглядно продемонстрировал свой реальный потенциал.

Второе место на финише позволило Росбергу сохранить лидерство в общем зачете © LAT
Второе место на финише позволило Росбергу сохранить лидерство в общем зачетеФото: LAT

С точки зрения борьбы в чемпионате, Льюис сейчас отстает от напарника на 18 очков. Возможно, поэтому Нико и не был так сильно расстроен своим вторым местом, несмотря на то, что в гонке ничего не смог противопоставить британцу.

Сила Росберга в том, что он понимает – иногда придётся уступать, но это не повод опускать руки. Вопрос в том, сможет ли Хэмилтон столь же хладнокровно реагировать на подобные ситуации? Ответ мы получим в следующих гонках, когда напарникам вновь неминуемо придется бороться друг с другом за победы – и лидерство в чемпионате.

Возможно, Феттелю тоже будет, что сказать в споре за титул. Расстановка сил на финише в Сепанге довольно четко воспроизводит общее положение дел в чемпионате на данный момент, и именно Red Bull Racing выглядит сейчас наиболее серьезным соперником лидеров – Себастьян финишировал третьим, лишь в семи секундах позади Росберга.

После ужасных мук предсезонных тестов, в Куала-Лумпуре RBR продемонстрировала, что будут вновь сражаться во главе пелотона. Их амбиции мог бы подтвердить и напарник Феттеля Даниэль Риккардо, который потерял верное четвертое место из-за того, что на заключительном пит-стопе ему недокрутили колесную гайку. После этого у австралийца одна за другой возникли еще несколько неприятных ситуаций, окончательно испортивших ему гонку.

Феттель постоянно шел третьим, если не считать пары кругов в начальной фазе гонки, которые он провел за Риккардо. И тактика трех пит-стопов у немца была в точности такой же, как у пары лидирующих пилотов Mercedes – три отрезка на Medium, плюс короткий заключительный на более медленном комплекте жесткой резины Hard.

После второй серии остановок в боксах Феттель смог подобраться к Росбергу достаточно близко и даже пожаловался, что на него из-под Mercedes попадает какая-то жидкость. Но Себастьян смог оказаться вплотную за соотечественником исключительно потому, что тот чрезвычайно аккуратно берег шины. Когда возникла необходимость, Нико легко смог прибавить и обеспечить необходимый отрыв от потенциально опасного чемпиона.

Когда Нико из боксов попросили создать более солидный задел, он тут же поехал на секунду быстрее. Так что никакой борьбы за второй место на самом деле не было, несмотря на то, что в какой-то момент Феттель смог оказаться всего в половине секунды за Росбергом.

С точки зрения аэродинамики RB10 Себа выглядит весьма сильно. Да и в плане скорости возникло ощущение, что в Малайзии преимущество Mercedes уже чуть меньше, чем в Мельбурне. Возможно, это результат некоторого прогресса в работе двигателей Renault. И пусть на данный момент столь небольшое итоговое отставание от Росберга и не отражает реальной силы команды из Милтон-Кинса, но если вспомнить о предстоящих в ближайшее время доработках программного обеспечения RBR, то пилотам Mercedes, не исключено, вскоре придется не соперничать друг с другом, а вновь волноваться из-за наступающего на пятки четырехкратного.

«Может быть, Льюис мог ехать еще быстрее, – сказал Феттель, – но и мы, думаю, в конце гонки имели возможность прибавить. Просто для нас важнее было сохранить место на подиуме.

Феттель продемонстрировал, что Red Bull претендует на многое © LAT
Феттель продемонстрировал, что Red Bull претендует на многоеФото: LAT

Мы знаем, что еще имеем резервы и можем выполнять свою работу гораздо лучше. На трассе видно и слышно, что на разгоне между машинами разных команд есть отличие. Но как скоро мы догоним лидеров – это всего лишь вопрос времени. И тогда пусть они не ждут легкой жизни».

В паддоке все сходятся во мнении, что Red Bull Racing настигнет Mercedes уже к пятой гонке сезона в Испании. Прогресс, которого команда добилась с тех пор, как Феттель так не смог провести симуляцию гонки во время последнего дня тестов в Бахрейне, поистине поражает.

Есть ощущение, что по аэродинамике машина RBR самая эффективная в пелотоне, да и в самой команде считают, что в этом компоненте они лучше штутгартцев. Гоночный директор Lotus Алан Пермейн тоже придерживается этого мнения.

После гонки он сказал: «Red Bull выглядит невероятно сильно. Я уверен, что как только они получат прибавку в мощности – а должно это произойти, насколько мне известно, довольно скоро, – то дадут серьезный бой Mercedes».

В Мельбурне чемпионская команда заявляла, что из-за недостаточной скорости на прямых теряет секунду на круге. Наверное, в Малайзии потеря была сопоставимой. Но после доработки двигателя представители Милтон-Кинса, похоже, разом получат двойное преимущество, так как сейчас они очень осторожно подходят к выбору величины лобового сопротивления, не рискуя перегружать мотор.

Если (когда!) двигатели Renault наконец продемонстрируют тот доселе скрытый потенциал, на котором так настаивает руководство концерна во Вири, это сильно поможет Red Bull Racing – и осложнит жизнь их соперникам из Брэкли.

Однако тем, кто уже с ужасом думает о пятых подряд титулах дуэта RBR/Феттель, я посоветую пока сильно не волноваться. Для того чтобы выйти на уровень Mercedes и побороться за победы, чемпионской команде все же придется немало потрудиться. Да и история учит нас: если команда сильно начала чемпионат, то чаще всего она борется в нем до конца, даже если по ходу сезона уровень выступлений несколько падает.

В Mercedes об этом хорошо знают – в 2009 году еще под названием Brawn команда выиграла шесть из семи первых гонок, затем из-за низкого темпа доработок, вызванного нехваткой средств, она начала уступать Red Bull Racing и другим соперникам, но все же стала сильнейшей в обоих зачетах.

Но если RBR продолжит прогрессировать теми же темпами, что делают это сейчас, то нам точно не придется наблюдать за монотонными победами Mercedes, повторяющимися из недели в неделю. В Малайзии Росбергу не составило труда удерживать за собой Феттеля, хотя в действительности он имел возможность попросту не подпускать соперника так близко. Через пару месяцев подобное легкомыслие может ему дорого обойтись.

А еще в Малайзии мы увидели, как сильно отстают все остальные команды. Финишировавший четвертым Фернандо Алонсо проиграл на 35,9 сек (в Австралии эта величина составила 35,2 сек [правда, там была машина безопасности]). Как и в Мельбурне, пилоту Ferrari в большей степени приходилось волноваться из-за преследовавшего его Нико Хюлькенберга на Force India, чем помышлять о погоне за Mercedes или Red Bull. В начале гонки испанец шел пятым и ему на какое-то время удалось зацепится сначала за Феттеля, потом за Риккардо, но реальной угрозы для них он никогда не представлял.

Отрыв постепенно рос, увеличиваясь в среднем на пару десятых секунды на круге. Вроде, не так уж и много, но Ferrari все же стоит побеспокоиться, так как у клиентов Renault явно больше перспектив на развитие двигателя.

Алонсо назвал свою гонку кошмаром © LAT
Алонсо назвал свою гонку кошмаромФото: LAT

Сам Алонсо по этому поводу высказался так: «В гонке я все время чувствовал, что еду медленно».

Во время тренировок сложилось ощущение, что темп Кими в этот раз будет лучше, чем у напарника – но его гонка оказалась испорчена столкновением с Кевином Магнуссеном на втором круге, в котором пострадало днище Ferrari, и финну пришлось долго ковылять с проколом до боксов, теряя позиции.

Благодаря тактике с двумя пит-стопами Хюлькенберг боролся с Алонсо за четвертую позицию, пусть по чистой скорости Force India и немного медленнее Ferrari. Остальные же и вовсе себя никак не проявили. Обещанное McLaren улучшение на полсекунды на круге так и не подтвердилось, поэтому только благодаря стечению обстоятельств и уверенному пилотажу Дженсон Баттон смог финишировать шестым.

По идее, он даже не должен был бы опередить пару пилотов Williams Фелипе Массу и Валттери Боттаса, но тем всё вновь испортил дождь в квалификации [плюс штраф за блокировку для финна], а потому оба застряли за чемпионом мира 2009 года в гонке.

На этом фоне даже прозвучал мгновенно попавший во все заголовки приказ из боксов «Фелипе, Вальттери быстрее тебя», но бразилец его проигнорировал. Впрочем в Малайзии Williams в любом случае не удавалось демонстрировать тот темп, что был у них во время тестов и на первом Гран При.

Можно сказать, что гонка была в большей степени напряженной, чем насыщенной событиями, но с учетом тяжелых климатических условий, а также отсутствия у команд большого опыта работы с новыми машинами, этап получился довольно интересным.

Уже в это воскресенье – спустя всего месяц после завершения предсезонных тестов в Бахрейне – на этой же трассе пройдёт третья гонка сезона. Возможно, после неё станет понятнее, чего же нам ожидать в чемпионате-2014.

ГП Малайзии: обзор гонки от Эда Стро
ГП Малайзии: обзор гонки от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle