WTCC: путеводитель по сезону-2014

Питер Миллс
11 апреля 2014 в 5:19

На десятом году своего существования мировой Туринг претерпел изменения, равных которым не знал никогда прежде. С чем же чемпионат вступает в новую техническую эру – и от кого можно ожидать успехов в 2014-м?

Лицо WTCC стало другим. Крепко встав на широко расставленные шины увеличенного диаметра, сбросив лишний вес и поигрывая рельефной "мускулатурой" колёсных арок, почти серийные гоночные автомобили стали мощнее почти на треть.

Вдобавок, формат уик-энда претерпел заметные изменения, бессменный руководитель чемпионата оставил свой пост, а амбициозные новички готовы утереть нос старожилам серии. Себастьен Лёб простился с WRC и готовится бороться за победы и титулы на новом месте.

Перемены назревали давно. Технический регламент Super 2000, введённый в действие еще в 2002 году, уже давно трещал по швам от множества поправок, специальных условий и уточнений. Пережив финансовый кризис и вновь обратив на себя внимание производителей, "кузовной" чемпионат нуждался в принципиально новых правилах.

Вообще говоря, их планировали ввести с 2015-го, но решено было сделать это на год раньше "под действием непреодолимой силы". Компания Citroen в случае досрочного перехода на более мощную технику грозилась не просто обратить свое внимание на Туринг, свернув раллийные программы, но и выставить в WTCC настоящую заводскую "дрим-тим".

И слово свое французы сдержали. Три (а на ряде этапов и четыре) фирменных седанчика C-Elуsee будут пилотировать обладатели в общей сложности 13 мировых чемпионских титулов. Компанию уставшему от отсутствия конкуренции на спецучастках Лёбу составит четырёхкратный "кузовной" чемпион Иван Мюллер и небесталанный аргентинец Хосе-Мария Лопес

Citroen приходит в WTCC, имея за плечами целый год тестов по всему миру, идеальный с любой точки зрения состав и бюджет, который едва ли не перекрывает суммарные финансовые ресурсы всех остальных участников. Готов ли кто-то бросить бросить вызов "Двойным шевронам"?

без разминки и с супер-поулом

без разминки и с супер-поулом
без разминки и с супер-поулом

Но прежде – пару слов о регламенте. В сравнении с прочими аспектами, здесь перемены не столь существенны, однако дистанция гонок возросла с 50 до 60 км, а воскресные утренние разминки остались в прошлом.

Схема квалификации теперь включает не два, а три сегмента: после первого борьбу продолжит дюжина сильнейших, в финал попадут лишь пятеро пилотов – и каждый сможет проехать всего один круг по пустой трассе.

Во второй гонке по-прежнему будет использоваться реверсивная решетка, призванная повысить зрелищность, а вот стартовать пилотам отныне придётся только с места.

Прежде это играло на руку гонщикам на заднеприводных BMW, но баварская марка окончательно отказалась от претензий на лидерство в Туринге, решив вовсе не строить машину (или хотя бы мотор) по новому регламенту.

кто заменит мистера WTCC?

Кто заменит мистера WTCC?
Кто заменит мистера WTCC?

Марчелло Лотти ушел. Харизматичный итальянец своими руками выстроил планетарное "кузовное" первенство, начав в конце 90-х с руководства итальянским чемпионатом, но теперь решил поискать себя в новых проектах.

У WTCC были критики, но даже они признавали, что серия имеет собственный характер – в её пёстром паддоке было место и британской чопорности, и немецкой педантичности, но именно свойственная жителям Апеннин эмоциональность и непосредственность лучше всего олицетворяли Туринг.

Теперь место Лотти занял дуэт профессионалов автогонок: бывший руководитель гоночных проектов компании Eurosport Events Франсуа Рибейро и творец недавних успехов Chevrоlet Эрик Нев, возглавлявший европейские спортивные программы марки.

«Это напоминало развод после многих лет брака, – признался Рибейро. – У совета директоров Eurosport была собственная позиция, Марчелло смотрел на вещи иначе. Они хотели сами всё определять, а ему доверить пост наёмного менеджера. Он на такое пойти отказался».

Но едва ли от смены руководителя можно ожидать серьезного изменения курса.

«Мы десять лет проработали бок о бок с Марчелло, и я не собираюсь менять свой подход», – отметил Франсуа.

Нев после расставания с чемпионатом успел какое-то время поработать на Mercedes в DTM, но в Туринге его, конечно, все отлично помнят. Среди его достижений – не только бессменные галстук-бабочка и широкая улыбка, но и превращение "гадкого утёнка" Lacetti в "прекрасного лебедя" Cruze плюс умение работать с производителями

машины стали взрослее

Машины стали взрослее
Машины стали взрослее

Технику новой категории, получившей обозначение TC1, построили четыре компании – помимо Citroen, это также Honda и Lada, которые продолжают заводские программы, плюс Chevrolet. В этом случае созданием машины занималась команда RML, которая до 2012-го обслуживала американский концерн, а в прошлом году выиграла оба титула уже в частном статусе.

«Прежде нас нередко упрекали в том, что чемпионат хорош, но недостаточно зрелищен, – отметил Франсуа Рибейро. – Гонки складывались интересно, однако не возникало ощущения, что машины едут на пределе.

В новом поколении они стали легче, быстрее и мускулистее».

На первом этапе выступят 16 автомобилей TC1, но уже к концу года их количество может вырасти до 18-19.

фактор лёба

Фактор Лёба
Фактор Лёба

Безусловно, в WTCC всегда было множество звёзд, но пилот такого калибра приходит в чемпионат впервые. Иван Мюллер честно признался, что это он убедил земляка (оба гонщика родом из Эльзаса) обратить внимание на Туринг.

Себастьен Лёб и прежде был очень быстр именно на асфальте: достаточно вспомнить череду побед на Ралли Германия, второе место в Ле-Мане и четыре победы в FIA GT.

Однако сам пилот осторожно оценивает собственные шансы.

«На самом деле, прежде я никогда не выступал в кольцевых гонках на переднеприводной технике и даже не знал, чего ожидать. Но машина едет очень здорово и доставляет настоящее удовольствие, – сказал он. – Она быстра, позволяет поздно тормозить и на высокой скорости заруливать в повороты. Так что все не так плохо.

Постепенно мои ощущения улучшаются. Конечно, мне требуется время, чтобы освоиться, да и саму машину мы будем дорабатывать. Пока я могу отметить, что она очень чувствительна к выбору настроек. А самих настроек куда больше, чем в ралли».

По итогам совместных предсезонных тестов, пусть даже они проходили не в самую лучшую погоду, преимущество Citroen обозначилось вполне явственно. А раз так – в соперничестве Лёба и Мюллера наградой победителю с высокой вероятностью станет титул чемпиона мира.

«Иван очень опытен, потому очень здорово, что он поможет дорабатывать машину. Да и для меня он станет ориентиром. Пока что нас сложно сравнивать, он куда больше знает о Туринге. Да, я много выступал в ралли, но это совсем не одно и то же», – уверен девятикратный чемпион WRC.

Хосе-Мария Лопес, пока что имеющий в активе две гонки WTCC и победы в 50% из них, едва ли сможет угнаться за французами, но все равно будет на трассах грозной силой, тогда как Ма Цин Хуа, которому на отдельных этапах доверят четвёртую C-Elysee, едва ли может претендовать на что-то серьезное.

работа на два фронта

Работа на два фронта
Работа на два фронта

Соперники Citroen окажутся в 2014-м в невыгодном положении уже хотя бы потому, что минувший сезон вынуждены были делить между выступлением в гонках и работой на перспективу. В Honda далеко не все были довольны тем, что спустя всего год после дебюта им приходится, фактически, создавать машину заново.

Японцы приступили к тестам в январе, и все равно оценивают свою готовность к старту сезона в 70%. Заводскую команду, которую обслуживает итальянская команда JAS, по-прежнему представляют чемпион мира 2009 года Габриэле Тарквини и Тьягу Монтейру.

Пару частных Civic выведут на старт Норберт Мичелис из Zengo, выигравший год назад на Сузуке, и сменивший задний привод на передний Меди Беннани из ProTeam.

Команда RML, как и обещала, построила шесть седанов Cruze TC1. Прежде эти машины были оружием победы, но теперь их пилотам будет куда сложнее в споре с соперниками.

Коллективы ROAL, Campos и Munnish представлены пёстрым набором гонщиков, среди которых можно выделить вернувшегося в Туринг Джанни Морбиделли и побеждавших в 2013-м Тома Коронеля и Тома Чилтона.

«Мы вступаем в сезон, совсем мало зная о машине, – признался Чилтон. – Можно сказать, что на тестах нам удалось проехать такую же дистанцию, как по ходу одного нормального уик-энда. Нашими соперниками будут гонщики Citroen, которые проехали минимум в 20 раз больше.

Соответственно, им примерно настолько же больше известно о шинах, топливе и так далее…»

Представители Lada минувшей осенью сделали ход конём, усилив свой состав чемпионом мира 2012 года Робом Хаффом. Британец поедет на новой Гранте вместе с Джеймсом Томпсоном и Михаилом Козловским.

Тольяттинцы также признают, что тестовая программа не обошлась без сложностей. «У нас были определённые проблемы, но с ними, по большей части, удалось разобраться, – отметил Хафф. – Говорить о характеристиках машины пока рано. Но нет сомнений, что мотор стал мощнее.

Пока мы далеко от тех позиций, где хотели бы находиться, но регламент был опубликован довольно поздно, потому оказалось непросто сделать всё вовремя».

где-то находим – где-то теряем

где-то находим – где-то теряем
где-то находим – где-то теряем

Обратной стороной перехода на новый регламент стала потеря сразу нескольких частных команд. Техника TC1 оказалась для них слишком дорогой, да и количество таких машин строго ограничено. В то же время, прошлогодние машины, переведённые в "младший" зачет TC2, едва ли позволят бороться даже за место в первой дюжине.

В итоге WTCC покинули Wiechers, Bamboo, Special Tuning и PB. Все они рассчитывают вернуться, а пока временно оказались в Кубке Европы или гонках GT.

«Дух нашего чемпионата требует защиты интересов небольших команд, – уверен глава JAS Алессандро Мариани. – Ведь в сложные времена именно частники позволили WTCC выжить. Потому сейчас следует крайне осторожно подходить к определению баланса между уровнем шоу, роскоши и реальностью.

Мировая экономическая ситуация всё ещё далека от идеала. К счастью, регламент прописан строго, что позволяет контролировать расходы. Здесь нет полной свободы, иначе мы тотчас угодили бы в гонку финансовых вооружений, что уже бывало в прошлом.

Нынешний шаг вперёд был необходим, потому что в новых правилах сохранился дух старых, просто машины стали более классными, мощными, с развитой аэродинамикой, большими колёсами и меньшим весом.

Да, они дороже, чем раньше. Но разница составляет 15-20%, не больше».

Лишь три частные команды отважились продолжить выступления. Шведская Nika выставит одну Honda для Юкинори Танигучи, испанская Campos, помимо пары Cruze из TC1, будет обслуживать два заслуженных хэтчбека SEAT Leon для Джона Филиппи и его напарника, а немецкая Engstler осталась единственной, кто сохранил верность BMW.

себя показать и других посмотреть

Себя показать и других посмотреть
Себя показать и других посмотреть

Туринг был первым кольцевым чемпионатом мира, куда пришли россияне. С тех пор наши пилоты неизменно были в числе участников, а к 2013-му году отечественное представительство в WTCC стало максимально возможным – это пилоты, команда и этап.

Новый сезон не изменил картины: Lada и Михаил Козловский поедут весь чемпионат, а на отдельных этапах к ним могут присоединиться и другие представители России.

В частности, уже точно заявил о планах провести три уик-энда Николай Карамышев.

Этап на трассе Moscow Raceway сохранил прописку в календаре, на этот раз он пройдёт 7-8 июня и ознаменует завершение первой половины сезона.

А вот с Монцей и Порту Турингу пришлось расстаться: их место заняли легендарное кольцо в Спа, куда "кузовной" чемпионат единственный раз приезжал в 2005-м, и автодром в Ле-Кастелле, ознаменовавший возвращение Франции. Кроме того, на Сузуке пилоты наконец-то смогут соревноваться на полной, а не усеченной вдвое версии кольца.

Стартует же десятый чемпионат WTCC уже в эти выходные на городской трассе в Марокко.

Состав участников чемпионата WTCC сезона-2014
КомандаМашинаПилоты
Honda (JAS)Honda Civic WTCC

Габриэле Тарквини

Тьягу Монтейру

CitroenCitroen C-Elysee

Себастьен Лёб

Иван Мюллер

Хосе-Мария Лопес
Ма Цин Хуа

LadaLada Granta

Роб Хафф

Джеймс Томпсон

Михаил Козловский

Zengo MotorsportHonda Civic WTCCНорберт Мичелис
Proteam MotorsportHonda Civic WTCCМеди Беннани
ROAL MotorsportChevrolet Cruze

Том Коронель

Том Чилтон

CamposChevrolet Cruze

Юго Валент

Душан Боркович

Munnich MotorsportChevrolet CruzeДжанни Морбиделли
Рене Мюнних
Nika RacingHonda Civic (ТС2)Юкинори Танигучи
Engstler MotorsportBMW 320 ТС (ТС2)Франц Энгстлер
Паскуале ди Сабатино
Campos RacingSEAT Leon (TC2)Джон Филиппи
Петр Фулин/Пепе Ориола


Календарь чемпионата WTCC сезона-2014
ДатаМестоСтрана
13 апреляМарракешМарокко
20 апреляЛе-КастеллеФранция
4 маяХунгарорингВенгрия
11 маяСловакия-РингСловакия
25 маяЗальцбургрингАвстрия
8 июняMoscow RacewayРоссия
22 июняСпа-ФранкоршамБельгия
3 августаТермас-де-Рио-ОндоАргентина
14 сентябряСономаСША
12 октябряШанхайКитай
26 октябряСузукаЯпония
16 ноябряМакаоКитай
  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle