В чем истинная причина успеха Mercedes?
Существует множество теорий, объясняющих нынешнее подавляющее преимущество Mercedes – но, как считает Джонатан Нобл, настоящие причины стоит искать в решениях, принятых еще в далеком 2008-м
В Формуле 1 редко когда можно вытащить счастливый билет. В последние недели много рассуждают о том чудодейственном факторе, что позволил Mercedes построить столь превосходный автомобиль.
Многие делают упор на расположение компрессора, который находится по другую сторону блока цилиндров относительно нагнетателя. Может, дело именно в этом?
Есть также предположения, что Mercedes заметно опережает остальных благодаря колоссальным средствам, вложенным в модернизацию своей базы в Брэкли.
Новейшие технологии позволили в полной мере испытать двигатель, шасси и коробку передач еще до того, как команда отправилась на первые тесты. Таким образом, Mercedes избежала проблем, с которыми в январе и начале февраля столкнулась Red Bull Racing. Итак, вот она, причина?
Соперники немецкого производителя предполагают, что Mercedes просто значительно повысила бюджет команды Ф1 и купила себе успех. Что, все просто и очевидно?
Другие подмечают ключевую роль технического партнера команды – топливной компании Petronas, которая создала новую впечатляющую технологию: при повышении температур вязкость её топлива повышается. Вы готовы поверить, что преимущество Mercedes обусловлено этим фактором?
Несомненно, инновационные разработки, современное оборудование, большие средства и новые технологии помогают Льюису Хэмилтону и Нико Росбергу выступать фактически в своей собственной лиге, но их скорость нельзя объяснить каким-то одним из этих факторов.
На самом деле, если вы хотите определить, что конкретно привело Mercedes к успеху, то не найдете этого в конструкции их машины.
А самое главное для Тото Вольфа и компании - никакая другая команда не сможет скопировать их решение.
Корни нынешнего подавляющего превосходства Mercedes ведут к 2008 году – когда отделом мотористов было принято решение, заложившее базис нынешних громких успехов.
В тот момент Ф1 только готовилась к введению систем рекуперации кинетической энергии (KERS), дебют которых был запланирован на сезон-2009. И Mercedes, которая в ту пору еще тесно сотрудничала с McLaren, предпочла самостоятельно разрабатывать KERS, не позволив британцам самостоятельно выработать направление движения.
Но что более важно – когда команды Ф1 годом позже договорились приостановить использование KERS, Mercedes вовсе не забросила этот проект, отправив на полки архивов все накопленные знания.
В начале нынешнего сезона глава департамента двигателей немецкого производителя Энди Коуэлл сказал мне: «Мы не свернули программу, когда перед сезоном-2010 команды отказались от KERS. Тогда было решено начать работы над системой рекуперации энергии второго поколения.
В 2011-м с нашими KERS в гонках выступали шесть машин, что позволило нам создать действительно хорошую платформу, обретя важные знания, умения и возможности. Мы от этого заметно выиграли».
Другие производители выбрали совершенно иной подход, позволив командам самостоятельно разрабатывать KERS (как Renault) или использовать систему сторонних поставщиков (как Magnetti Marelli в случае с Ferrari).
Но решение Mercedes самостоятельно заниматься рекуператором не только позволило им оказаться на шаг впереди в работе над этими системами. Немцы также выиграли от того, что добились отличного взаимодействия KERS с двигателем, образовав с ним единый блок.
Первые гонки этого сезона показали, что ключом к успеху является эффективность повторного использования энергии на одном круге, а вовсе не оптимизация расхода топлива и мощность турбированного мотора. Тот, кто получает преимущество в этой области, оказывается грозным соперником.
Превосходство Mercedes, на самом деле, объясняется успешной интеграцией систем рекуперации энергии, силовой установки и шасси.
Штутгартский производитель просто начал готовился к сложностям нового регламента гораздо раньше своих соперников.
Время покажет, можно ли будет догнать команду из Брэкли: Ferrari и Renault прекрасно знают, что им надо сделать. В будущем превосходство Mercedes неизбежно уменьшится – такова уж природа Ф1.
Однако на сегодняшний день решения, которые были приняты много лет назад в комнате для совещаний на базе в Бриксуорте, являются главной причиной тотального преимущества Хэмилтона и Росберга.
Это доказывает, что в Ф1 победителей от проигравших не просто отделяют тысячные доли секунды. Иногда для достижения успеха требуются годы.