Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Прост о Сенне: вражда, которая переросла в дружбу

Чарльз Брэдли
1 мая 2014 в 15:59

Ален Прост рассказал Чарльзу Брэдли, как его отношения с заклятым соперником Айртоном Сенной заметно улучшились после завершения французом карьеры в Формуле 1

«Для меня, в отличие от некоторых, 20-летие тех событий не является чем-то особенным, - прокомментировал Ален Прост годовщину со дня гибели Айртона Сенны на Гран При Сан-Марино-1994. – Но никаких проблем, я могу рассказать о нём. Он был исключительным парнем, хотя я воспринимаю все не совсем так, как другие».

Чтобы понять слова француза, важно знать историю их взаимоотношений: соперничество между Простом и Сенной по праву считается величайшим противостоянием в Формуле 1. Два несомненных таланта были очень разными: французский Профессор предпочитал действовать расчетливо, а бразильский Волшебник был потрясающе быстр.

В 1988-м пилоты стали напарниками в составе McLaren. На Гран При Португалии того же года между ними произошла первая размолвка, когда Сенна агрессивно защищал свою позицию - и Прост едва избежал контакта со стеной. Позже Ален так прокомментировал тот эпизод: «Иногда я признаюсь себе, что боюсь его. Он готов пойти на все».

Взаимные нападки в СМИ начались еще до того, как Сенна с минимальным перевесом выиграл титул в сезоне-1988. Однако по-настоящему поворотным моментом их отношений считается конфликт на Гран При Сан-Марино-1989. На рестарте после серьезной аварии Герхарда Бергера Сенна прошел Проста в первом повороте, нарушив договор, согласно которому, по словам Алена, напарники не могли обгонять друг друга в этом месте. Но Айртон был уверен, что завершил маневр еще до поворота, потому считал себя правым.

Была ли это попытка оправдаться или грамотный ход Сенны, чтобы выйти в этой ситуации сухим из воды, Прост был разгневан, а вражда между пилотами только усилилась.

Аварии на Сузуке в 89-м и 90-м давно вошли в летописи Ф1 © LAT
Аварии на Сузуке в 89-м и 90-м давно вошли в летописи Ф1Фото: LAT

Дважды подряд, в сезонах 1989 и 1990 годов, их отчаянное соперничество заканчивалось столкновениями на Сузуке, где на кону стояла судьба титула. Те события наложили большое пятно на репутацию Ф1 и показали, на что гонщики готовы пойти ради победы.

Оба остались недовольными: Сенна верил, что на стороне Проста стояла руководимая Жаном-Мари Балестром FIA, и лишь это дало Алену возможность стать победителем сезона-1989. Бразилец объяснил итоговый результат политикой, которая проводилась федерацией. Прост же поставил под сомнение этические принципы Сенны и его здравомыслие.

Но вражде между пилотами, которая продолжалась несколько лет, был положен конец после того, как Прост во второй раз объявил о завершении своей карьеры в Ф1 по окончании сезона-1993, выиграв свой четвёртый титул в составе Williams.

После этого отношения заклятых врагов стали меняться в лучшую сторону. В это было просто невозможно поверить, ведь еще некоторое время назад Сенна отказывался называть Проста по имени и пожимать ему руку, предпочитая общаться с ним через посредников.

«Я не держу на него зла, - говорит Прост в наши дни, - и в моей памяти остались лишь последние полгода из его жизни. Именно тогда я узнал Айртона лучше всего.

Он оказался совершенно другим человеком. Именно тогда я понял, каков он на самом деле, и нашел объяснение его действиям».

Вспоминая градус накала их яростного противостояния, которое достигло апогея в первом повороте Гран При Японии-1990, когда Айртон намеренно ударил машину Алена сзади и выбил с трассы, чтобы лишить шансов на титул, трудно поверить, что отношения двух этих гениальных спортсменов могли принять такой оборот.

На подиуме Гран При Австралии-1993 Сенна приобнял покидающего Ф1 Проста © LAT
На подиуме Гран При Австралии-1993 Сенна приобнял покидающего Ф1 ПростаФото: LAT

«Я воспринимаю то, каким он был [в годы соперничества], как комплимент, - добавляет Ален. – Мне стали понятны главные мотивы его действий: в первую очередь он фокусировался на том, чтобы опередить меня.

Вот почему на подиуме Гран При Австралии-1993, моей финальной гонке в карьере, он внезапно стал совершенно другим человеком.

Я и по сей день храню воспоминанию о том моменте».

Это действительно выглядело почти невероятно: Сенна, для которого победа в той гонке, как оказалось, стала последней в Ф1, во время вручения Просту кубка за второе место потянул его за руку на верхнюю ступень пьедестала и приобнял.

Прост тепло вспоминает о своих беседах с бразильцем после ухода из гонок. С учетом последующий событий можно назвать лишь злой иронией тот факт, что особенно часто два пилота обсуждали, как повысить безопасность машины и трасс.

«Незадолго до его смерти мы очень сблизились, - говорит Ален. – И это было очень странно, ведь мы говорили в основном о недостаточной безопасности и тому подобных вещах. Он много раз просил меня возглавить Ассоциацию пилотов Ф1, но я отказывался. За это время мы много беседовали на личные темы, что было очень странно.

Я храню воспоминания о тех днях. Перед его гибелью мы встречались два или три раза, а в последний раз виделись непосредственно перед стартом гонки в Имоле. Конечно, тогда он уже относился ко мне совсем иначе. Вот почему я предпочитаю вспоминать только об этом времени».

Прост приехал в Имолу в 1994-м комментировать для французского телевидения Гран При, который из-за череды трагических событий называют "черным уик-эндом" Ф1. По ходу этапа он не раз беседовал с Сенной – в частности, пилоты дважды встретились утром перед гонкой: в первый раз Сенна разыскал Проста среди телевизионной аппаратной, а во второй уже француз пришел навестить бразильца в боксы Williams.

Как тут не вспомнить еще один невероятный эпизод: как Сенна во время тренировки адресовал Просту на комментаторскую позицию специальное сообщение по радио: «Специальный привет моему дорогому другу Алену – мы все по тебе скучаем».

Прост рассказывает о тех событиях: «В субботу Айртон позвонил мне, и у нас состоялась встреча. В воскресенье мы виделись еще дважды – и главным образом беседовали о безопасности. На самом деле, он был явно недоволен ситуацией и считал, что машины Benetton [принесшие Михаэлю Шумахеру победы в двух первых гонках сезона] не соответствуют регламенту.

Он был полностью сосредоточен на этой теме, и это было как-то странно… Очень странно».

Ален Прост и Айртон Сенна
Ален Прост и Айртон Сенна

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle