Хайме Альгерсуари: новая глава жизни после Ф1
Хайме Альгерсуари неожиданно покинул мир Ф1 – и гонок вообще, – потеряв место боевого пилота Toro Rosso в конце сезона-2011. Но сейчас испанец возвращается в кокпит и будет выступать в дебютном сезоне Формулы Е. В интервью Мэтту Биру он рассказал, сколько серьезны его намерения
«Мне ни к чему лгать: я не чувствую, что располагаю большими резервами. На самом деле, я показал в Формуле 1 всё, на что способен».
Скучали ли в мире автоспорта по Хайме Альгерсуари после того, как в конце сезона-2011 он оказался за бортом гонок Гран При? Наверное, не так сильно, как стоило бы. А всё потому, что Toro Rosso хоть и поступила сурово, заменив дуэт Альгерсуари и Себастьяна Буэми двумя дебютантами, Даниэлем Риккардо и Жаном-Эриком Вернем, но в конечном счете новобранцы команды доказали свой талант.
Альгерсуари выступил в 46 Гран При – примерно столько же их было у Тонио Льюцци, Скотта Спида и Себастьена Бурдэ. Более того, решение прямо по ходу сезона заменить самого Бурдэ, четырехкратного чемпиона ChampCar, молодым 19-летним испанцем можно назвать еще более суровым.
Вкратце это и есть пересказ недолгой карьеры Альгерсуари в Ф1. Но при этом можно также отметить, что он является самым, пожалуй, несправедливо недооценённым протеже Red Bull.
Испанцу до сих пор принадлежит рекорд – он является самым молодым пилотом, стартовавшим в Гран При. Жарким июльским днём 2009-го, когда Хайме вышел на старт гонки на Хунгароринге, ему было всего 19 лет, четыре месяца и три дня. На тот момент Альгерсуари явно не был готов к дебюту, по большому счёту не имея в активе хотя бы одного полноценного дня тестов.
Фактически, принимая во внимание запрет на тесты, ему пришлось осваивать необходимые навыки по ходу этапов. Многие пилоты, в числе которых были опытные бойцы и чемпионы мира, отрицательно отнеслись к столь раннему дебюту Альгерсуари, что также оставило отпечаток на его карьере в Больших Призах.
Однако испанец заслуживал места в Ф1, пусть и не в столь раннем возрасте. В 2008-м Хайме выиграл титул чемпиона британской Формулы 3, в финале сезона опередив своих напарников по Carlin - будущего гонщика заводской команды Porsche Брендона Хартли и нынешнего тест-пилота McLaren Оливера Тёрви. Напомним, в том чемпионате выступали и Серхио Перес, и Маркус Эрикссон, которые сейчас выступают в гонках Гран При - и остались позади.
Альгерсуари, в последний раз выйдя на старт этапа Ф1 в 21 год и 8 месяцев, не стал самым молодым пилотом, покинувшим Большие Призы. Но много ли счастья оказаться в одном списке с обладателем антирекорда Эстебаном Туэро и несколькими гонщиками, что прекращали свои выступления в Гран При по причине несчастных случаев?
В памяти все еще свежи воспоминания о том, как испанец покинул мир Формулы 1: сам пилот даже помнит точный день, когда ему сообщили роковую новость (16 декабря 2011 года).
Испанцу позвонил доктор Хельмут Марко и с места в карьер сообщил о своём решении - без тени сомнения и попытки как-то объясниться. «В 2011-м команда второй год подряд самостоятельно строила шасси на базе в Италии. Тогда она стала стремительно развиваться – и сейчас это совсем другой коллектив.
Я завоевал больше очков, чем мой напарник, и провел несколько отличных гонок, принимая во внимание, какая техника была в моём распоряжении. Мне было известно, на что она способна, но они требовали невозможного», - говорит пилот.
Я полностью верю ему, когда он говорит, что "это уже в прошлом, а я двигаюсь вперед" - а также отрицает, что выступления в Формуле Е являются частью плана по возвращению в Большие Призы.
Альгерсуари чувствует, что в Ф1 с ним поступили несправедливо. Его раздражает случившееся, и он старается оправдать себя. Но сейчас Хайме начинает новую главу своей жизни - и та страсть, с которой он говорит о Формуле Е, лишь подтверждает его стремление преуспеть в этом чемпионате.
В этом интервью мы не пытаемся льстить пилоту, но его убедительные ответы на вопросы о главных преимуществах Формулы Е (как, например, отсутствие вредных выбросов в атмосферу, гонки в центрах мегаполисов, шины, которые можно использовать на серийных автомобилях, и полностью электрический привод автомобиля) позволяют говорить, что испанец способен разубедить сомневающихся - хотя, по его признанию, сам он пришёл ко всему этому совсем недавно.
«Если быть честным, то четыре месяца назад я не видел себя в этом чемпионате, - признался он. - Но автогонки должны двигаться в сторону "зеленых" технологий. Может быть, за Формулой Е наше будущее.
Я не знаю, пришла ли эта серия слишком рано или, напротив, припозднилась, но изменения по-настоящему велики».
Использование в Ф1 более экологичных технологий пока не впечатлило зрителей, которые остались недовольны менее сочным звуком новых моторов. Машина Формулы Е будет звучать еще тише, но и другие правила этого чемпионата идут вразрез со многими ранее привычными нам понятиями – например, весь календарь составляют гонки на уличных трассах, в чемпионате будут использоваться всепогодные шины, а также на середине дистанции пилотам предстоит сменить автомобиль.
При этом негативное отношение к "позеленевшей" Ф1 образца 2014 года не беспокоит Альгерсуари, который верит, что Формула Е будет тепло принята болельщиками. По словам испанца, отсутствие какой-либо истории чемпионата заставит людей сделать верные выводы.
«Когда мы говорим о Формуле Е, то должны понимать, что изначально у организаторов не было цели создать альтернативу Ф1, - говорит Хайме. – Гонки Гран При – это совсем другой мир. Вот почему нельзя проводить никаких сравнений.
Я рад стать частью Формулы Е, потому что это что-то новое. Всем нам известны как положительные, так и отрицательные стороны Формулы 1, но здесь речь о новом чемпионате, у которого пока нет собственного имиджа.
Зато у нас есть большой потенциал. Мы способны донести до множества людей идею о гонках в центре мегаполисов на электромобилях с нулевым количеством вредных выбросов».
Нетрадиционная гоночная серия только выиграет от того, что её будет представлять гонщик, не похожий на остальных: Альгерсуари всегда отличался от других, поскольку вёл под псевдонимом Squire музыкальную карьеру даже во время выступлений в Ф1.
Он также избрал ни на кого не похожий подход после завершения выступлений в Больших Призах. За три года, которые прошли с его последнего на сегодняшний день Гран При, испанец стартовал лишь в картинговых гонках, а также работал на тестах Pirelli.
Альгерсуари не ставил себе целью просто выступать где-то еще. Вот почему он говорит, что в Формуле Е выбрал команду Virgin, так как компания Ричарда Бренсона является лидером в области инноваций во многих сферах промышленности.
«Конечно, очень важно вести активную жизнь и выступать в гонках, но не любой ценой, - говорит Хайме. – Вот почему два года я просто был тест-пилотом Pirelli.
Переговоры о продолжении карьеры шли, в том числе и с представителями Ф1 , но у меня не нашлось необходимого бюджета, чтобы заключить контракт, потому я и остался за бортом. Но зато за это время у меня накопился большой опыт работы над шинами, чем можно гордиться.
Я вёл активную жизнь и многому научился. Пусть мне не довелось выступать в гонках, я поддерживал тонус благодаря тестам.
Из-за внешних факторов я отклонил предложения на выступления в соревнованиях спорткаров и других сериях. Мне очень хотелось вновь гоняться, но в профессиональном автоспорте вам редко когда выпадает счастливый билет».
Альгеруари категорические не согласен, что растерял свои навыки за три года паузы. Напротив, испанец считает, что Формула Е настолько сильно отличается от других гоночных дисциплин, что опыт регулярных выступлений будет не столь полезен, как те навыки и умения, которые он получил в Ф1.
Повороты карьеры приучили Хайме страстно жаждать успеха и быть готовым к неожиданностям – это как раз то, что нужно в никому не известной Формуле Е. А место в команде Virgin разожжёт в нём былую страсть, которую он вряд ли обрёл бы вновь, подписав контракт на выступления в какой-нибудь другой – даже сильной – гоночной серии.
Альгерсуари сначала был претендентом на место в Ф1 и протеже Red Bull, затем оказался в Больших Призах, а после покинул чемпионат. Сейчас Хайме будет стремится стать сильнейшим в Формуле Е - и сам испанец верит, что психологически готов к этому.
«Я не знал, что однажды окажусь в Ф1, и даже не догадывался, что покину её, когда 16 декабря зазвонил мой телефон, - говорит он. – Но, думаю, такова жизнь. Надо быть готовым ко всему и понимать, что вас могут ждать как хорошие, так и плохие новости.
Я вырос в личностном плане, поскольку считаю, что из любой ситуации можно извлечь урок. Но здорово, что я стал тем, кем сейчас являюсь – не только с гонщицкой, но и с человеческой точки зрения.
Я не чувствую себя старым, но мне кажется, что уже многому научился за свою карьеру. Сейчас я готов принять участие в этом чемпионате, который постараюсь выиграть, как и многие другие. И мне действительно нужна эта победа».