Сколь велико превосходство Mercedes?
Сегодня технический эксперт AUTOSPORT Гэри Андерсон проанализировал масштаб превосходства команды Mercedes над соперниками и выделил область, в которой Льюис Хэмилтон на данный момент явно переигрывает партнёра по команде
Накануне Гран При Испании многие говорили, что уж здесь-то соперники точно смогут навязать пилотам Mercedes борьбу. Вместо этого мы стали свидетелями еще одного без труда завоеванного коллективом из Брэкли дубля - уже четвертого подряд. А если бы не проблемы с резиновой оплеткой свечи зажигания на машине Хэмилтона в Австралии, их - дублей - наверняка было бы уже пять.
Если тщательно проанализировать последние выступления двух гонщиков на серебристых машинах, становится ясно, что в одном из компонентов Льюис явно превосходит Нико - а именно, в способности экономить топливо по ходу гонки. Остается загадкой, как ему удается расходовать меньше горючего и при этом ехать быстрее напарника. Легко сказать, что он просто быстрее – но здесь явно все не так просто.
Британец, судя по всему, научился избегать резких действий в пилотировании, что позволяет расходовать топливо экономичнее, но при этом показывать невероятно быстрое время. По этой причине он может стартовать в гонках с меньшим количеством горючего в баках.
Судя по показателям, в общей сложности Льюис расходует примерно на 3,5 кг меньше топлива, что эквивалентно прибавке в 6,6 секунд на дистанции испанской гонки (0,1 секунды с круга). Вдумайтесь только, почти семь секунд преимущества при прочих равных только за счет экономии горючего!
Пилоты Mercedes стабильно зарабатывают очки, но столь внушительный отрыв от преследователей в таблице главным образом связан с тем, что их соперники от этапа к этапу сменяют друг друга в роли лучшего из остальных. Вспомните, в Австралии сильнее всех, если не считать Mercedes [и дисквалифицированного Риккардо], смотрелись пилоты McLaren, в Малайзии "выстрелил" Себастьян Феттель, в Бахрейне - Серхио Перес, а в Китае - Фернандо Алонсо.
На минувшем этапе в Испании третье место уверенно занял Даниэль Риккардо. Череда смены лиц на третьей ступеньке подиума продолжается, а Mercedes такая ситуация только на руку.
Относительное преимущество коллектива из Брэкли впечатляет. Если взять лучшие круги лучших каждой из команд и перевести их в проценты, мы получим следующую картину превосходства Mercedes над соперниками в пяти прошедших гонках сезона:
Mercedes Red Bull Racing +0,948% Ferrari +1,197% Williams +1,289% McLaren +1,623% Force India +1,779% Toro Rosso +2,085% Sauber +2,833% Lotus +2,906% Marussia +4,578% Caterham +5,287%
А вот как все выглядело годом ранее:
Red Bull Racing Mercedes +0,070% Lotus +0,472% Ferrari +0,552% McLaren +1,102% Force India +1,190% Sauber +1,291% Toro Rosso +1,294% Williams +1,911% Caterham +3,762% Marussia +3,987%
Если проанализировать две эти небезынтересные таблички, можно сделать вывод, что Mercedes словно осталась на прежних позициях, а вот все соперники синхронно сдали позиции - причем некоторые из них довольно прилично.
Единственное, что насторожило меня в Барселоне – пилоты Mercedes впервые в сезоне не оставили за собой лучший круг в гонке.
У Росберга было все необходимое, чтобы это сделать. В концовке гонки у него в баках оставалось совсем мало топлива, к тому же, он ехал на более мягкой резине - все свидетельствовало, что вот-вот немец покажет рекордное время.
Но этого не случилось, и Себастьян Феттель впервые в нынешнем сезоне хоть в каком-то из списков занял первое место. Произошло это на 55-м круге дистанции. Да, у него на тот момент были более свежие шины, но общего превосходства Mercedes должно было вполне хватить, чтобы нивелировать это обстоятельство.
Даниэль Риккардо стартовал в гонке третьим и в итоге поднялся на подиум, отстав от лидеров на 49 секунд, будучи на такой же тактике.
Это равносильно преимуществу лидеров над пилотом Red Bull Racing в 0,74 секунды с круга – что сопоставимо с их превосходством днем ранее в квалификации.
Себастьян Феттель, отправившийся на дистанцию с 15-го места на решетке, использовал тактику с тремя пит-стопами и на финише отстал от Льюиса и Нико на 76 секунд. Если вычесть 22 секунды, ушедшие на третий заезд в боксы, остается еще 54, что эквивалентно потере 0,82 секунды с круга относительно лидеров.
Все преимущество, полученное немцем за счет дополнительного комплекта резины, было потеряно в трафике - так что же позволило Феттелю установить лучший круг в гонке за рулем машины, на секунду с круга отстающей от лидеров?
Означает ли это, что Себастьян, наконец, обрел уверенность за рулем неподвластной ему ранее RB10? По природе своей он является пилотом, умеющий лучше остальных использовать особенности машины, что и доказал в последние годы, задействуя по максимуму потенциал "выдувных" диффузоров.
Наблюдая за поведением Феттеля на трассе, я заметил, что он по-прежнему старается использовать дополнительное сцепление задних колес машины с дорожным полотном на выходе из поворотов – годом ранее это было возможно именно за счет грамотного применения конструкционной особенности выхлопа.
Себастьян довольно неудачно начал нынешний сезон и не демонстрировал стабильности, которая при его стиле является одним из ключевых факторов успеха. Риккардо, у которого по большому счету вовсе не было опыта управления машинами с "выдувным" диффузором, наоборот, действовал за рулём RB10 очень стабильно и точно.
Его машина выглядела на трассе особенно уверенно - в поворотах, едва он начинал поворачивать руль, вес автомобиля переносился на одну сторону, и казалось, машина вот-вот сместится с траектории – но этого не происходило.
Все остальные, включая даже Mercedes, смотрелись в поворотах не столь стабильно - в их поведении была заметна некая нервозность, стоившая потери времени.
В Red Bull Racing остались довольны последними доработками силового агрегата со стороны Renault, но в предстоящей гонке в Монако работа двигателей отойдет на второй план – что, вероятно, позволит нам наконец-то оценить истинные возможности нового творения Эдриана Ньюи.
Что касается остальных команд – статистика знает все. Единственным коллективом, серьезно прибавившим в паузе перед началом европейского сезона, стал Williams - остальные еще больше отстали от Mercedes.
Lotus очень неуверенно провела первые гонки, что отразилось на ее средних показателях, но все же отставание энстоунцев от лидеров по чистой скорости продолжает расти - в Китае они проигрывали Mercedes 1,243%, а в Испании отставание выросло до 2,027%. Это говорит, что позиции в гонке не всегда показательны, важно обращать внимание на средний темп.
Для меня привычно, когда разница между машинами, стоящими рядом на решетке, составляет порядка 0,1 секунды применительно к среднему темпу в гонке. В Барселоне Дженсон Баттон, стартовавший восьмым, должен был по этой математике уступать Льюису около 0,8 секунд с круга. Но на практике британец оказался медленнее своего соотечественника на 2,1 секунды. Это целая пропасть!
Для Ferrari этап в Барселоне стал настоящей проверкой на прочность. Вероятно, после подиума Фернандо Алонсо в Китае у нового руководителя Скудерии Марко Маттиаччи промелькнула мысль, что в Формуле 1 все не так уж и сложно. Испанская гонка вернула его с небес на землю.
По окончании китайского этапа в команде назвали подиум Фернандо настоящим сюрпризом. Думаю, после минувшей гонки они могут то же самое сказать и про шестое место своего пилота.
Наблюдая за F14 T в Барселоне, я подумал, что каждый новый круг эта машина проходит как-то иначе. Ни о какой стабильности речи быть не могло, в основном это касается поведения задней части.
Над этим команде предстоит серьезно поработать, если они хотят, чтобы их гонщики могли пилотировать машину близко к пределу ее возможностей.
Впереди участников чемпионата ждёт трасса в Монако, которая сильно отличается от Каталуньи. В прошлом году там выиграл Росберг - значит ли это, что и в нынешнем сезоне Mercedes продолжит доминировать на улочках княжества?
С учетом возросшего крутящего момент новые силовые агрегаты доставят пилотам в Монако немало проблем, но, в конце концов, они за это и получают такие деньги!
В последний раз, когда в Монте-Карло ездили турбированные машины Ф1, мощность Brabham-BMW по оценкам составляла порядка 1400 л.с.
Подтвердить эти данные на динамометрическом стенде не представлялось возможным, поскольку в то время возможности стендов были ограничены тысячей "лошадок" – но так или иначе черные следы на асфальте от пробуксовки резины Нельсона Пике тянулись от шиканы после тоннеля и до самого левого поворота Tabac.
Будет очень интересно понаблюдать за нынешними машинами на легендарной трассе. Чьи черные следы окажутся длиннее? Делайте ваши ставки, господа!