Как отучить гонщиков манипулировать желтыми флагами?
Было ли это случайностью или злым умыслом, но так или иначе остановка Нико Росберга в третьем сегменте квалификации Гран При Монако предопределила дальнейший ход всего уик-энда. Эд Стро полагает, что подобных ситуаций с появлением желтых флагов вполне можно избежать
Независимо от того, какой позиции вы придерживаетесь в вопросе о довольно спорной остановке Нико Росберга в повороте Mirabeau на заключительных секундах квалификации в Монако, сложно не согласиться, что пилотам, его преследовавшим, - и речь идет не только о Льюисе Хэмилтоне - этот эпизод испортил решающий быстрый круг.
Риск появления желтых флагов является неотъемлемой составляющей любых гонок, особенно это касается квалификации. А на узкой трассе в Монако пилоты должны четко осознавать, что на самом быстром круге, когда их шины идеально прогреты, кто-то впереди может допустить ошибку, что перечеркнёт все старания.
Полностью избежать подобных ситуаций невозможно. Что бы ни случилось дальше, гонщику нельзя вернуть время, которое он мог бы показать (а мог и не показать) на этом круге. Невозможно возвратить все назад и повторить заново.
Но существуют меры, которые могут помочь нивелировать негатив подобных ситуаций – в особенности если допустить, что появление желтых флагов гонщики инициируют умышленно. Можно сказать "На войне как на войне" и закрыть глаза на подобные эпизоды, невольно подвигнув пилотов и впредь действовать так же. А можно принять меры, чтобы гонщики и думать забыли о подобных приёмах.
Есть предложение добавлять несколько минут ко времени сессии, чтобы позволить пилотам проехать еще один быстрый круг. Возможно – но если в Монако шины выдержат дополнительную дистанцию и при этом останутся в оптимальных кондициях, позволив совершить еще одну полноценную попытку, то на других трассах все совсем иначе. Да и в целом это неправильный взгляд на проблему, поскольку он не исключает до конца, что инициатор появления желтых флагов получит преимущество.
Вместо этого я бы предложил вырвать листик из регламента американских соревнований. В IndyCar, например, пилот, по вине которого во время квалификации появляются желтые флаги, действующие на всём протяжении трассы, лишается двух своих лучших результатов.
Надо понимать, что американцы иначе подходят к применению флагов: они куда реже задействуют одиночный желтый (хотя в случае, аналогичном выезду Росберга в "карман" безопасности, скорее всего, поступили бы именно так), предпочитая при малейшей необходимости вывешивать их по всему кольцу. Так что процедуру "желтый по всей трассе" можно сравнить с привычной для Ф1 ситуацией, когда судьи размахивают флагами на одном из постов.
[Здесь же уместно вспомнить и квалификацию в Мировой серии Renault. Там пилот, чьи действия вызвали остановку сессии, также теряет два лучших времени.]
Но есть и проблемы. Если, например, лишить Росберга даже одного лучшего времени круга 1.15,989, в его активе в третьем сегменте сессии остался бы лишь один результат - 1.20,969, показанный на круге выезда из боксов. С ним немец мог бы претендовать лишь на старт с десятого места.
Это серьезное наказание, но если принять во внимание, что ошибка пилота стоила лучших секунд нескольким гонщикам позади него, выглядит оно вполне обоснованным. Впрочем, правило можно и скорректировать, чтобы штраф был под стать проступку.
Пилоты постоянно получают наказания за помехи своим соперникам во время квалификаций. В подавляющем большинстве случаев эти помехи создаются непреднамеренно, а иногда и вреда никакого не приносят, но судейские вердикты все же выносятся.
Таким образом, с учетом реалий Формулы 1, лучше было бы, пожалуй, не лишать пилотов их лучших результатов, а наказывать потерей мест на стартовой решетке. Вызвал появление желтых флагов - будь добр, подвинься на насколько строчек в протоколе.
Если бы на Гран При Монако существовало правило о лишении всего одной позиции на старте, это разом исключило бы любые споры о том, намеренно Нико свернул в зону безопасности или нет.
Да и в 2006 году у Михаэля Шумахера не возникло бы даже мысли о возможности умышленной остановки машины в повороте Rascasse, чтобы тем самым не дать Фернандо Алонсо опередить его на стартовой решетке. Гонщик Ferrari просто ничего бы не смог от этого выиграть.
Для верности я бы посоветовал лишать пилота, вызвавшего появление на трассе желтых или красных флагов, трех позиций на старте.
Конечно, в этом случае также необходимо будет проводить полный анализ случившегося, чтобы понять масштаб последствий, но, по крайней мере, о преднамеренных проступках речи уже точно не будет.
Кто-то может возразить, что это слишком строгие меры для ситуаций, которые в гонках возникают крайне редко. Возможно, но представьте, что будет, если подобное произойдет на финальном этапе сезона в Абу-Даби, особенно с учетом начисления пилотам и командам двойных очков.
Что, если один из гонщиков Mercedes, располагающий лучшим на тот момент временем, остановится на трассе и помешает соперникам завершить свои быстрые круги, а затем еще и выиграет гонку, обеспечив себе таким образом титул? Это неминуемо омрачит события решающего этапа сезона и бросит тень на всю Формулу 1.
Конечно, лишение мест на стартовой решетке может дать незаслуженное преимущество другим пилотам, но это лучше, чем то, что мы увидели в Монако. В конце концов, в нашем гипотетическом примере про Абу-Даби, признай судьи действия пилота умышленными, им, не исключено, пришлось бы доказывать свою правоту даже в суде.
Нужно постараться любыми способами исключить из спорта как соблазн для пилотов осознанно инициировать появление на трассе желтых или красных флагов, так и вероятность того, что Формула 1 в будущем погрязнет в череде подозрений со стороны болельщиков.
Да, решение с потерей мест на стартовой решетке не идеально и вполне может привести к тому, что гонщиков будут наказывать за непреднамеренные ошибки, когда они пытаются выложиться по максимуму на решающем круге. Но если бы такое правило уже существовало, споров относительно теории заговора в квалификации Гран При Монако можно было избежать.