Формула 1 должна открыть двери новым средствам коммуникации
Не остался ли уровень телетрансляций в прошлом веке – и следует ли Ф1 обратить внимание на другие каналы распространения информации, чтобы повысить свои рейтинги? Джонатан Нобл получил ответы на эти вопросы у Берни Экклстоуна
Даже удивительно, что в Формуле 1, где так много людей, страстно стремящихся к победе, тратят так много времени на критику собственного чемпионата.
Наблюдая за захватывающими сражением между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, которое по итогам сезона наверняка приобретёт статус классики Больших Призов, сложно отстраниться от всеобщего негатива, который витает в паддоке с самых первых гонок этого года.
Критика звука новых моторов, недовольство экономичным стилем пилотажа гонщиков и жалобы на низкую конкуренцию в чемпионате слышны всё отчетливее. Стоит ли тут удивляться, что Ф1 приходится буквально сражаться за внимание болельщиков к гонкам?
Отчёт о снижении телеаудитории Больших Призов – важно отметить, не во всех странах – стал для многих в паддоке тревожным звонком. Босс Pirelli Motorsport Пол Хембри сказал недавно, что сейчас самой главной задачей Ф1 является установление причины, по которой поклонники уже не так активно интересуются гонками.
Как водится, единственным фактором это не объяснить, но почти наверняка первопричина возникших сложностей не имеет ничего общего с событиями, происходящими на трассах.
Формула 1 образца 2014 года уже оставила позади неопределенность, свойственную начальному периоду после введения новых правил.
Ожесточенное сражение дуэта пилотов Mercedes и разговоры о вражде Росберга с Хэмилтоном, возрождение Red Bull и невероятно плотная борьба за позиции позади лидеров – всё это делает гонки крайне интересными.
Но всё дело в том, что самые главные проблемы Формулы 1 по сути своей лежат за пределами трасс и вполне могут быть вызваны факторами, которые не подвластны напрямую организаторам чемпионата.
Во-первых, снижение рейтингов телетрансляций Гран При в действительности может быть никак не связано с качеством предлагаемого зрителям продукта. Просто это свидетельствует о том, что сейчас люди используют другие средства, чтобы получать информацию о спорте.
В мире постепенно отказываются от старинной привычки просмотра главных событий по телевизору – социальные исследования фиксируют падение рейтингов всех видов программ: спортивных, развлекательных, сериалов или реалити-шоу. Так что эта проблема свойственна не только Формуле 1.
Посмотрите на показатели BBC в этом году – и многое предстанет в ином свете. Пик аудитории Гран При Испании составил 4,4 миллиона человек – цифра практически не изменилась в сравнении с прошлым годом. Но при этом показатели других платформ демонстрируют совсем иную динамику. В сравнении с 2013-м популярность онлайн-трансляции гонок возросла на 33%, в то время как число радиослушателей Ф1 возросло более чем наполовину.
Мир меняется. И сейчас не только пыльный ящик в углу комнаты является средством связи с внешним миром, как это было раньше.
Болельщики, которые наиболее интересны спонсорам Ф1, получают информацию вовсе не только с помощью телевидения. Куда активнее они используют портативные устройства, имеющие доступ в интернет. Развивать эту схему передачи информации важно для любого спорта, если его организаторы хотят заинтересовать новые поколения и подцепить их на крючок в будущем.
Есть многочисленные примеры как спортивных, так и развлекательных событий, которые великолепно справляются с этой задачей. К сожалению для Ф1 и тех, кто хочет видеть чемпионат на новых площадках и популяризировать его среди молодого поколения, боссы Больших Призов привержены к своей прежней схеме освещения гонок, в которой главная роль отводится телевидению.
В Монако я спросил Берни Экклстоуна, беспокоит ли его снижение рейтингов, но его ответ меня удивил.
«Конечно, да, - сказал он, - но ситуация вовсе не негативная, а переменчивая.
Я думаю, что нынешняя тенденция вскоре примет обратный характер, потому что люди уже начинают понимать, что все эти социальные медиа на столь хороши, как казалось».
Неужели Берни не видит необходимости уделять больше внимание социальным сетям, чтобы выйти на молодую аудиторию, заинтересовать её и превратить в болельщиков Формулы 1, повысив рейтинги в будущем?
«Нет, ведь мы являемся коммерческим чемпионатом, - с улыбкой ответил он. – Но если люди будут готовы платить нам за это, то я совсем не против».
А может быть, он прав? Вдруг популярность социальных сетей – это и впрямь пузырь, который вот-вот лопнет? Может, Берни поступает мудро, игнорируя революцию, которую сейчас переживают средства массовой информации?
Или же Формуле 1 надо принять как данность новые каналы передачи информации обществу? Пришло ли время огранизаторам чемпионата обратить внимание на мобильный контент, Твиттер, Facebook и Youtube, чтобы заинтересовать дополнительную аудиторию в добавок к той, что сейчас уже не смотрит спорт по телевидению?
Думаю, ответ очевиден.