Роберт Кубица: Я бы все отдал, чтобы вернуться в Формулу 1
Три года назад Роберт Кубица готов был шагнуть на новый уровень в Формуле 1, когда его жизнь навсегда изменилась после страшной аварии на раллийной трассе. После Гран При Монако Эд Стро побеседовал с поляком о Больших Призах, процессе восстановления и WRC
В последний раз, когда я брал интервью у Роберта - а было это 31 января 2011 года - все выглядело совсем иначе. Новенькая Renault R31 была готова к первым тестам в Валенсии, а Кубица тогда выражал надежды, что команда извлечет верные уроки из непростого минувшего сезона и сделает все, чтобы он мог претендовать на титул чемпиона мира.
Шесть дней спустя Роберт попал в страшную аварию в на севере Италии. Происшествие на Ралли Ронде ди Андора могло стоить ему жизни, и хотя 29-летний пилот по-прежнему с нами и выступает в топовом дивизионе мирового раллийного первенства, тот эпизод кардинальным образом изменил его жизнь.
В январском выпуске журнала AUTOSPORT мы поставили Кубицу на третье место в рейтинге лучших пилотов, которые никогда не статут чемпионами мира Формулы 1. Тогда многие посчитали этот шаг данью уважения поляку, но мне посчастливилось быть свидетелем блестящих выступлений Роберта в Ф1, и поверьте, за последние три с половиной года Большим Призам очень недостаёт ярких гонок в его исполнении.
Сам Кубица прекрасно понимает, чего лишился. Было бы ошибкой рассматривать ту аварию только с точки зрения ее последствий для его гоночной карьеры. Роберт заслуживает огромного уважения за то, что после множества хирургических операций и болезненного периода восстановления он нашел в себе силы вернуться за руль и демонстрировать отличные результаты на мировых раллийных трассах.
Но наша нынешняя встреча, состоявшаяся в Тоскане на следующий день после гонки Ф1 в горном княжестве Монако, прошла не без оттенка грусти: по-прежнему напоминающая о себе травма правой руки не дает Роберту вернуться на прежний уровень. К счастью, моему взору предстал человек, полный жизненных сил и энтузиазма - человек, как и раньше живущий ради автоспорта.
AUTOSPORT: Как вы сейчас воспринимаете Формулу 1 - как пройденный этап или свое возможное будущее?
Роберт Кубица: Формула 1 была и остается частью моей жизни - даже большей ее частью. Сейчас мне не очень легко - многие думают, что я окончательно распрощался с Большими Призами. Я же знаю свои возможности и понимаю, что в данный момент действительно не могу вернуться в кокпит и ехать на своем прежнем уровне.
Но я мог бы управлять машиной Ф1 в принципе. Если бы мне сказали: "Роберт, у тебя тесты в Барселоне через пять месяцев!", я бы начал готовиться и, уверен, у меня не возникло бы серьезных проблем.
Однако есть трассы, на которых в данный момент мне было бы сложно соревноваться - например, это касается Монако. Формула 1 оказала серьезное влияние на мою жизнь, но история окончилась раньше, чем я ожидал.
Для меня лучшим с точки зрения пилотирования был чемпионат-2010, хотя по результатам этого, возможно, и не скажешь. По иронии судьбы, я завершил карьеру в Ф1 после лучшего своего сезона. Все обычно запоминают только последнюю гонку, но если рассматривать весь год, картина получается более полной. Если понимаешь, что отлично провел сезон, то ты просто доволен собой.
В 2010-м, помню, я был очень разочарован, когда потерял позицию в Спа на пит-лейне. Тогда пошел дождь, и мы заехали в боксы, чтобы перейти на промежуточную резину. Но когда тебе ставят шины другого радиуса, нужно переключить положение ограничителя скорости на руле. Однако я никогда раньше этого не делал, начал искать переключатель - затем затормозил, но пит-лейн был залит дождем, я задел двух или трех механиков и пропустил вперед Марка Уэббера. Но все же смог затем финишировать третьим. Это была моя единственная ошибка за весь год.
Да, мне не удалось проехать отличный квалификационный круг в Бахрейне, но на других этапах я показывал великолепные времена в субботу. В итоге занял [восьмое] место, соответствовавшее нашим возможностям – или даже выше, так что тот сезон можно считать очень удачным. Начало 2011 года успешным, конечно, не назовешь, но такова жизнь.
Вы были не просто одним из пилотов Ф1, а вполне могли стать чемпионом мира. Часто ли теперь оглядываетесь назад и думаете, что можно было что-то изменить – или вам это несвойственно?
РК: Мне очень непросто наблюдать за победами Нико [Росберга] и Льюиса [Хэмилтона]. С 1998 года мы постоянно гонялись друг против друга. Были годы, когда я оказывался впереди, когда-то побеждали они. Но мы выступали приблизительно на одном уровне. Иногда я думаю, что мог бы и сейчас ездить как они - чуть лучше или чуть хуже. Кто знает? Но не мне судить, был ли я способен стать чемпионом мира.
В сезонах 2008 и 2010 все было замечательно. И даже в 2009-м, когда у нас были проблемы с KERS и машиной в целом, у меня оставалась возможность демонстрировать все, на что я способен.
За время участия в Формуле 1 я зарекомендовал себя настоящим гонщиком, и для меня это самое важное. Попасть в Ф1 очень трудно, но не менее трудно там удержаться, поскольку конкуренция за место в Больших Призах просто невероятная. И сейчас не имеет значения, были ли у меня шансы выиграть титул или нет.
Мне было приятно видеть, что вы столь высоко поставили меня в своем рейтинге. Я знаю людей, которые думают примерно так же – но есть и те, кто считает иначе. Часто, финишировалв седьмым, я был более счастлив, чем в Гран При, где поднимался на подиум. Только мне одному известно, чего в действительности стоила каждая гонка. Очень трудно судить о работе пилотов со стороны.
Многие интересуются моим мнением о том или ином гонщике, но я никогда не берусь об этом судить, поскольку сам был пилотом Ф1 и знаю, что изнутри часто все выглядит совсем не так, как снаружи.
Повлиял ли вынужденный перерыв на ваше восприятие собственных выступлений в Ф1? Стали ли вы психологически устойчивее за последние четыре года?
РК: Гонки по-прежнему у меня в крови. Я слежу за Формулой 1 как зритель, но делать это мне не так просто. А летом - тем более, в чем я убеждаюсь из года в год. По каким-то Гран При я скучаю больше, по другим – не так сильно.
Воспоминания о некоторых моментах особенно остры, а отрезок между Гран При Монако и Канады всегда получается особенно сложным - у меня масса воспоминаний об этих этапах. В Канаде я выиграл в 2008 году, а Монако просто обожаю - мне вообще нравятся городские трассы.
Но жизнь продолжается, и мне важно сохранять полную концентрацию. Я знаю, когда мозг не полностью занят предстоящими событиями, в голову лезут разные мысли. К сожалению, при помощи воспоминаний будущего не изменить. Я провел несколько отличных лет в Формуле 1, и эти моменты навсегда останутся в моем сердце. Я всегда понимал, что мое место в Ф1, и все для этого делал. Это для меня самое главное, хотя и результаты, конечно, тоже важны.
Были ли в вашей карьере пилота Ф1 уик-энды, которые особенно отпечатались в памяти – когда вы сделали абсолютно все возможное?
РК: Один из таких - Гран При Японии 2008 года, где я финишировал вторым. Когда есть возможность победить, ты отдаешь ради этого себя всего. Гонка на Фудзи получилась великолепной. К тому времени машина уже была не столь быстра, как в начале сезона, но мне удалось пересечь финишную черту вторым.
И если бы за рулем Renault на вас наседал практически любой гонщик, за исключением Алонсо, вы бы, вероятно, могли одержать победу…
РК: Это было нелегко. Я квалифицировался шестым, а в первом повороте трассы сошлись претенденты на титул Масса и Хэмилтон.
Аварии не было, но они пропустили точку торможения, что позволило мне удачно нырнуть в поворот и отыграть сразу несколько позиций. На выходе из первого поворота я уже возглавлял пелотон, Алонсо шел вторым. В итоге я финишировал вслед за ним. Обычно считается, что второй - это первый из проигравших, но если учесть все обстоятельства той гонки, я не должен был занять такого высокого места.
Если бы я пришел к финишу седьмым, все бы восприняли это как обычное выступление, но когда в таких условиях финишируешь вторым, понимаешь, что выложился по максимуму. Все должно было сойтись воедино, включая немного удачи. Второй машиной BMW управлял Ник [Хайдфельд], и он финишировал далеко позади - к тому времени в техническом плане мы уже серьезно уступали командам McLaren, и Ferrari, а также Renault, которая к заключительным гонкам подошла в блестящей форме.
В сезоне-2008, выступая за BMW-Sauber, вы лидировали в личном зачете после Гран При Канады - в связи с этим, вероятно, тот год можно назвать годом упущенных возможностей. А как показала практика, в дальнейшем шанса уже просто не представилось…
РК: В столь конкурентном виде спорта нужно стараться использовать любую возможность. Можно было попытаться вскочить на подножку уходящего поезда и посмотреть, что из этого выйдет, а можно через несколько лет рассуждать и жалеть о том, что тогда не использовал свой шанс. В 2008-м в BMW решили целиком сосредоточить внимание на следующем сезоне, они возлагали большие надежды на систему KERS. Как оказалось в итоге, зря.
Самое обидное, что на базе подготовили пакеты обновлений, которые могли сделать машину значительно быстрее, но в команде решили использовать их только годом позже. Я относился к тому шансу побороться за звание чемпиона мира как к последнему в моей карьере. Надеялся, конечно, что будут и другие сильные сезоны, но их не было.
В BMW считали, что все делают правильно. У них стояли определенные цели на 2008 год [одержать победу в Гран При], нам удалось их достичь, и дальше они решили сразу переключиться на разработку новой машины.
Мы были первой командой, опробовавшей в деле систему KERS, с самого начала все складывалось непросто. В итоге следующий год не задался. После этого руководство BMW решило уйти из Ф1 по причине неконкурентоспособности. У компании были большие надежды на систему KERS и связь машин Ф1 с серийными автомобилями, но ничего не получилось.
Было принято политическое решение использовать рекуператор, даже если машина с ним поедет медленнее. Во всяком случае, лично ехал с применением этой системы медленнее, поскольку в начале сезона у меня были проблемы с лишним весом. В общем, год выдался трудным.
Несмотря на вашу привязанность к Формуле 1, мы не встречали вас на гонках после Гран При Абу-Даби в 2010-м. Почему?
РК: В прошлом году я участвовал в пятничных тестах перед немецким этапом WRC. По соседству проходил уик-энд DTM на Нюрбургринге. Я хотел съездить туда посмотреть гонку, позвонил Тото [Вольфу, президенту Mercedes Motorsport], он сказал: "Конечно, приезжай!" В воскресенье утром я выехал из Трира, но меня начали посещать сомнения - ехать или нет.
До этого я испытывал удовольствие каждый раз, когда тестировал машины класса Гран Туризмо на разных трассах. Но вечером после заездов начинались мучения. Я начинал вспоминать, как это было раньше, и не мог отделаться от этих мыслей. Мне не хотелось, чтобы это повторялось, нужно было занять голову чем-то другим и получать удовольствие. Пилотирование доставляло мне удовольствие, но оставляло внутри странные ощущения.
В общем, я все же поехал на Нюрбургринг, но за полчаса до подъезда к трассе - когда начались все эти знакомые места и снова нахлынули воспоминания - я послал СМС Тото и попросил встретиться в отеле. Однако он жил в отеле недалеко от автодрома, и когда я приехал, то увидел на трассе заезды машин Auto GP. Я услышал звук моторов, затем мы позавтракали, и я вернулся в Трир. Надо сказать, те ощущения мне совершенно не понравились.
Прошлой зимой я хотел поехать на тесты Ф1 в Барселону, поскольку мне было интересно, что за это время изменилось. Но в итоге решил остаться дома и посмотреть все по телевизору. У меня дома нет фотографов и журналистов, задающих одни и те же вопросы!
Я скучаю по Формуле 1. Я бы все отдал, чтобы вернуться в Большие Призы. Но наблюдать за гонками со стороны - это не мое. Это непременно вернуло бы те неприятные ощущения.
Когда вы смотрите гонки Ф1, то испытываете ли чувство, что могли бы оставаться их частью?
РК: Да. Я не чувствую себя виноватым, но многие вокруг мне говорят: "Ты стартовал в ралли, хотя вместо этого должен был целиком сконцентрироваться на Формуле 1!" Но они не понимают, что первым себе все это говорю я сам! Если бы кто-то сказал мне, чем это все закончится, я бы никогда не стал участвовать в ралли.
Мне нравились раллийные гонки, поскольку они давали мне что-то новое. Ведущие пилоты Формулы 1 находятся примерно на одном уровне, поэтому я искал какие-то нюансы, которые позволили бы мне получить хоть малейшее преимущество. Например, на тестах вы не выезжаете на трассу, когда половина ее залита водой, а половина остается сухой. Но если такие условия возникнут в гонке, вы должны будете продолжать движение к финишу.
Старты в ралли позволяли мне прогрессировать. Возможно, они не добавляли мне чистой скорости, но делали меня более полноценным и всесторонне развитым гонщиком. Да, все в итоге закончилось плохо, но это жизнь.
Получается, раллийные гонки были частью вашей психологии, которая и позволила добиться успеха в Ф1 - вы не мыслили одного без другого?
РК: Обычно я ничего не читаю о Формуле 1, но знаю, что Фелипе [Масса] недавно сказал, будто мне не стоит сейчас гоняться в ралли. И он по-своему прав. Но это психология Фелипе. А я именно благодаря своему ментальному настрою попал в Большие Призы.
У нас в стране Ф1 никогда не была на первых ролях, и я не располагал поддержкой богатых спонсоров. Да, были люди, которые мне помогали, за что я очень им благодарен, но если бы не характер – моя карьера, скорее всего, завершилась бы лет в 13-17.
Когда я в 13 начинал гоняться в картинге на международном уровне, для меня ничего не существовало, кроме гонок. В 2001 году я практически жил в мастерской и не ходил ни в школу, никуда. Я весь день проводил, помогая механикам. Для меня гонки были смыслом жизни.
Вы всё же пробовали себя в Ф1 уже после аварии – в частности, работали на симуляторе Mercedes. Какими оказались ощущения?
РК: Это было частью процесса восстановления - мне представился такой шанс. Для тела и мозга это стала отличной возможностью вновь почувствовать машину. Инженеры, кстати, остались довольны обратной связью, которой я их обеспечивал. Я провел там несколько сессий.
Это была обычная работа с инженерами? Или вы помогали команде собирать информацию?
РК: Когда у вас есть постоянная гоночная практика, то симулятор становится лишь инструментом, помогающим отработать необходимые процедуры. С другой стороны, инженерам необходимо, чтобы кто-то это делал, поскольку работы там действительно много. Чтобы принести пользу, нужно проводить на симуляторе массу времени, тратить уйму энергии и действительно испытывать удовольствие от такой работы. Я провел там целый день - отработал на симуляторе во время канадского этапа [прошлого года]. Начал в пятницу вечером, а закончил только утром в субботу.
Мне очень нравилась этим заниматься, но, к сожалению, после этого у меня появилось немало забот в ралли, и я решил полностью сосредоточиться именно на этих гонках.
Основная проблема при работе на симуляторе состоит в том, что ты все же не до конца чувствуешь работу шасси. В реальных условиях все ощущается спиной и пятой точкой, но в виртуальном мире концентрация значительно снижается, особенно когда работаешь долго - поскольку ты ничем не рискуешь. Нужно просто показывать стабильные времена и обеспечивать инженеров обратной связью.
В тот раз накануне Гран При Канады я проехал на симуляторе порядка 900 километров, а в этом году ни разу там не работал. Жаль, что пришлось отказаться, но это было правильным решением - мне нужно было сосредоточиться на раллийных гонках.
Почему вы в прошлом году отклонили предложение гоняться в DTM за Mercedes и решили остаться в ралли?
РК: Вернуться на кольцевые трассы после той аварии выглядело довольно очевидным решением - и выгодным с точки зрения финансов. Я смог бы применить там накопленный ранее опыт, но в какой-то момент мне показалось, что это слишком легкий путь.
Я понимал, что не смогу вернуться в Ф1, и мне необходимо было поставить перед собой действительно непростую цель, чтобы стремиться к ней. И в этом смысле ралли было лучшим выбором.
Это вовсе не значит, что DTM - плохой чемпионат. Наоборот, это одна из лучших гоночных серий с высочайшей конкуренцией. Я был весьма удивлен поведением машины на тестах, она куда больше похожа на формульную технику, чем на автомобили класса Гран Туризмо. У машин DTM хорошая аэродинамика и прижимная сила, и управлять ими - одно удовольствие, но тогда мне показалось, что раллийные гонки потребуют полного погружения и займут меня целиком, что положительно скажется на восстановлении после травмы.
Я решил полностью сменить дисциплину - попробовать себя в чем-то совершенно ином. Совсем немногие понимают истинные отличия между кольцевыми гонками и ралли. Я знал, что это будет очень непросто. Потому, выбирая в прошлом году между DTM и ралли - остановился на последнем.
Мне подумалось: «Я уже не так молод, но и не слишком стар, и мне по-прежнему хочется добиваться своих целей». Я наметил для себя цель в раллийном спорте, и лишь время покажет, удастся ли мне воплотить задуманное в жизнь. Также мне хотелось пореже возвращаться мыслями к Формуле 1, и когда я пилотирую раллийную машину, моя голова полностью занята только этим, что очень здорово.
Как у вас всё складывается в ралли?
РК: Когда занимаешься кольцевыми гонками с раннего детства, то привыкаешь к особенностям этого вида автоспорта. А если с юных лет – пусть и не столь юных, как в картинге – ездишь в ралли, то вырабатываешь необходимые навыки именно для этого типа гонок. Трудность в том, что на кольце и в ралли требуются совершенно разные умения.
Вещи, которые крайне важны в кольцевых гонках, не имеют значения в ралли. Это как сравнить баскетбол и волейбол. Дайте баскетболисту волейбольный мяч и поставьте у сетки - он не сможет ничего сделать. Тут то же самое. Или спринтеры и марафонцы. И те и другие бегают, но подготовка к марафону совершенно не похожа на тренировки бегунов на короткие дистанции.
Часто в раллйиных гонках мне мешали мои навыки, приобретенные в "кольце". Они отвлекают внимание и приводят к совершенно обратным результатам. В итоге начинаешь оставлять себе слишком мало пространства для маневра. Но главное отличие состоит в том, что в кольцевых гонках всегда знаешь, что произойдет в следующий момент - почти все держишь под контролем. В ралли, наоборот, ты почти не контролируешь ситуацию, особенно когда опыта еще не так много.
Каковы ваши дальнейшие планы - закончить сезон, продолжить перестройку себя самого? Что дальше?
РК: Я пока не знаю, об этом говорить слишком рано. Но картина проста. В Формуле 1 у меня была цель, я не смог ее достичь по разным причинам - в основном из-за аварии. Так что теперь поставил себе новую.
Пока мне будет казаться, что добиться ее возможно, я буду пытаться. Когда пойму, что она недостижима, возможно, сделаю шаг назад. Но шаг назад для меня сродни поражению.
Выбрав ралли, я понимал, что пошел по очень трудной и извилистой тропинке. Дорога может быть сколь угодно сложной, но когда ставишь перед собой труднодостижимые цели, то их воплощение в жизнь приносит невероятное удовлетворение. После всего, что со мной приключилось, думаю, мне просто необходим новый вызов.
Это напрямую связано с личными целями и задачами. Более года назад я выписал себе на листочек плюсы и минусы кольцевых гонок и раллийных соревнований - и, исходя из написанного, только сумасшедший мог выбрать ралли! Но я живой человек, а не машина - мне необходимо получать удовольствие от работы и достигать тех целей, которые принесут мне настоящее удовлетворение. Поэтому я и пошел в ралли.
НЕ СПИСЫВАЙТЕ РОБЕРТА СО СЧЕТОВ
Одиссея Роберта Кубицы в ралли продолжается. В шести гонках сезона он четырежды сходил с дистанции и множество раз попадал в различные аварии. В Аргентине, избрав консервативный подход, гонщик смог занять шестое место, а на Сардинии во второй раз подряд заработал очки, став восьмым. В предстоящие выходные его ждёт главная, пожалуй, гонка сезона – первый в карьере домашний этап WRC.
Скорости Роберту не занимать, и если он в итоге сможет перестроить навыки, приобретенные за два десятилетия участия в кольцевых гонках, то станет весьма серьезным конкурентом в борьбе за титул.
Однако, вне зависимости от успехов поляка в ралли, его истинное место – в Формуле 1. Его многочисленные "пока", произнесенные в начале интервью, говорят о том, что он действительно все еще не перевернул тот лист своей биографии. Если бы Роберт захотел вернуться, ему предстояло бы пройти через ряд болезненных операций и период восстановления безо всяких гарантий на успех, но сам факт, что он рассматривает такой вариант, красноречиво говорит об этом человеке.
Как бы то ни было, единственная победа Роберта в Больших Призах абсолютно не характеризует его уровень мастерства. В своих лучших гонках он был действительно великолепен. Для спорта большое несчастье, что поляк так и не смог по-настоящему скрестить шпаги с лучшими гонщиками мира, с которыми он когда-то боролся на равных…