Гэри Андерсон о возрождении Williams
Эксперт AUTOSPORT объясняет, как несколько верных кадровых решений помогли Williams вернуться в борьбу за самые высокие позиции в Ф1
Когда Фелипе Масса и Валттери Боттас завоевали первый ряд стартовой решетки Гран При Австрии, все в паддоке – поверьте, абсолютно все, включая меня самого – обрадовались тому факту, что Williams, наконец, вернулась на те позиции, на которых и должна быть.
Да, в гонке бразилец с финном уступили лидерство, но учитывая нынешнюю форму Mercedes, Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона, я верю, что третья и четвертая позиции – это тот максимум, на который Williams стоило рассчитывать.
Лично для меня инженерный департамент команды из Гроува – это настоящая гоночная семья. Где еще в Формуле 1 можно найти нечто подобное?
Долгое сотрудничество Фрэнка Уильямса с Патриком Хэдом стало одним из самых успешных союзов в истории автоспорта. Но когда Патрик решил сложить свои полномочия, оставив должность технического директора в 2004 году, Williams впала в депрессию.
В Формуле 1 никогда не бывает легко. Успех не может прийти только потому, что вы являетесь одной из самых титулованных команд в истории чемпионата. Для его достижения требуются лидеры, которые будут работать и мотивировать всех, начиная от уборщиков – или менеджеров по клинингу, как они, возможно, называются в Ф1. Все будут трудиться продуктивнее при эффективно выстроенном процессе.
Сейчас команду возглавляет Клэр Уильямс. Но не было ни одного дня, когда Фрэнк не появлялся бы в своем офисе: он знает обо всем, что происходит в команде.
Когда в прошлом году каждое заработанное Williams очко можно было считать настоящим достижением, семья Уильямсов, а также высшие руководители коллектива осознали необходимость перемен – и расстались с техническим директором Майком Кофлэном.
Решение пригласить на эту должность Пэта Симондса оказалось мудрым – и не только потому, что он имел возможность практически сразу приступить к своим обязанностям, имея в Marussia статус консультанта без контракта: важную роль здесь сыграл его богатый опыт.
После многих лет работы в Benetton/Renault британец прекрасно знает, как побеждать в гонках и чемпионатах. В ту пору он часто был главным раздражителем для команды, на которую сейчас трудится.
Развитие команды Формулы 1 – это как сложная головоломка. После ухода Хэда у Уильямса все равно остались все необходимые элементы, но не было того человека, кто бы мог их расположить в правильном порядке. Сэм Майкл и Майк Кофлэн пытались это сделать, но, зная их обоих, я думаю, они немного похожи на меня: им хочется быть как можно ближе к происходящему, а не смотреть на картину в целом.
Но сейчас в Williams пришел Пэт Симондс. Я бы не сказал, что он исключителен в какой-то отдельной области - но британец подкован во всех сферах. А это значит, он знает, что хорошо, а что – плохо.
Команде жизненно важно сфокусироваться на нужных областях. Вы должны уметь определять, как можно получить максимальную выгоду от вложенных в повышение скорости машины средств, при этом не тратя время на то, чтобы заново изобретать колесо. Пэту также прекрасно известно, что вы никогда не должны пренебрегать надежностью, сколь бы быстры не были.
Пэт – один из парней старой закалки, и он занимается своей работой не ради карьеры. Наоборот, он использует накопленные годами опыт и знания, чтобы вести в одном направлении большую группу, состоящую из очень ярких личностей.
И если это направление окажется правильным, то все они будут искренне радоваться своему успеху - первый ряд и подиум в Австрии уже дали почувствовать его привкус.
Я говорил с Пэтом по пути на первые тесты в Хересе и тогда спросил, как прошла первая зима при новом регламенте. Он ответил предельно точно: Williams достигла всех целей, которые перед собой ставила.
А все другие команды только и говорили, как им тяжело пришлось. Но не Пэт: он был спокоен и уверен в себе.
Williams поставила галочку напротив каждого пункта в своем списке, и тогда в Хересе команда готовилась решать новые проблемы, которые неизбежно всплывают на первых тестах.
Когда я впервые увидел FW36 на трассе, то она оставила приятное впечатление. Машина обладала хорошим сцеплением в передней части, охотно поворачивала, легко попадая на апекс. Это очень важные характеристики для любого гоночного автомобиля.
Если машину отличает врождённая избыточная поворачиваемость, то пилоту остается просто ждать появления дополнительного сцепления в передней части. Вы не можете ничего сделать, чтобы улучшить своё время на круге. Иногда можно добиться определённого прогресса ценой повышенного износа задних шин, но я думаю, сейчас Williams нашла правильный баланс.
Вместе с семьей Уильямсов Пэт решил пригласить в команду Роба Смедли из Ferrari: британец занял должность главы гоночной бригады. Роб получил богатый опыт за годы работы в Скудерии – и, надеюсь, за то время, которое провел под моим руководством в Jordan.
Его роль в Williams крайне важна, поскольку сначала вы должны определить слабые стороны машины, чтобы сделать её лучше, а уже потом работать над ними. Изначально всегда требуется выработать определенный план по развитию техники, но у каждой машины, независимо от того, насколько она хороша, есть слабые области.
И если их не выявить и не внести корректировки, то разработанные новинки не принесут должного эффекта. Как вы помните по радиопереговорам Массы в Ferrari, Роб – серьезный парень, который говорит все, как оно есть на самом деле.
В любой команде есть два человека, которые являются конечными пользователями продукта, созданного большой компанией. В лице Массы и Боттаса у Williams есть пара пилотов, способных приносить результат, если им в распоряжение предоставить правильную технику.
По своей сути команды Ф1 похожа на любую компанию, производящей какую-либо продукцию. Если ей не удается выполнить то, что она задумала, то люди этот товар не покупают – и вскоре эта компания исчезает с рынка.
Williams грозила такая опасность. Но приняв несколько непростых решений, команда создала продукт, который позволяет бороться за самые высокие позиции.