В чём настоящий секрет успеха в Формуле 1?
Считается, что деньги в Формуле 1 решают всё. Эд Стро объясняет на примерах из истории, почему серьёзный бюджет – еще не гарантия больших побед
На фоне не утихающих разговоров о снижении затрат, деньги в Формуле 1 всё больше обретают имидж палочки-выручалочки, являясь главным залогом успеха или, в случае отсутствия, причиной неудач.
Но если этим фактором действительно можно в какой-то степени объяснять поражения, то сказать то же самое про победы едва ли возможно. Финансы можно назвать необходимым условием победы в чемпионате, но история не раз доказывала, что они не являются абсолютно достаточным фактором успеха.
Победу от поражения отличает множество факторов – и инвестиции в новейшее оборудование и квалифицированный персонал являются просто одной из частей этого уравнения.
Отличным тому примером служит Williams. Сейчас эта команда не имеет таких ресурсов, какими располагала в прошлом, но на протяжении последних 17 лет складывалось впечатление, что британцы регулярно выступают ниже своих возможностей, хотя из года в год ситуация меняется.
В 2013-м Williams построила откровенно плохой автомобиль и завоевала за сезон всего пять очков. Годом раньше в распоряжении команды была хорошая, конкурентоспособная машина, которая позволяла бороться за высокие позиции, но британцы всё равно закончили год на восьмой строчке Кубка конструкторов.
Старт нынешнего чемпионата напомнил сезон-2012, когда быстрая машина Williams редко приносила те результаты, на которые в действительности была способна.
Всё началось с Гран При Австралии. Сход Льюиса Хэмилтона позволял обоим пилотам команды из Гроува подняться на подиум, но Валттери Боттас зацепил стену (в итоге закончив гонку пятым), а Фелипе Масса уже на старте был выбит с трассы Камуи Кобаяши, налетевшим на него с отказавшими тормозами.
И только в конце июня Австрии Williams удалось реализовать свой потенциал, завоевав в квалификации первый ряд (во многом, конечно, благодаря растраченным шансам Mercedes) и финишировав в гонке на третьей и четвертой позициях.
Пусть некоторые и критикуют осторожный подход британцев, но сейчас они должна действовать именно таким образом. При этом есть целый ряд причин, по которым команда смогла сделать столь большой шаг вперед.
Роб Смедли, новый глава гоночной бригады Williams, присоединившийся к коллективу на апрельском Гран При Бахрейна, всегда был человеком, который говорил то, что думает.
Если что-то идёт не так, он готов это признать. Роб не ищет виноватых и не боится принять всю ответственность на себя. Он готов к критике, предпочитает говорить по существу и в ключевые моменты вступается за тех, на кого хотят спустить всех собак. За закрытыми дверьми Смедли фокусируется на том, чтобы понять проблемы и сделать соответствующие выводы, а не критиковать людей за их ошибки.
В том же ключе действует и технический директор команды Пэт Симондс. Он использует любую возможность, чтобы напомнить, чего добилась Williams в этом сезоне, но в то же время подчеркивает, за счет чего команда может выступать еще лучше. И если его подопечные конструктивно подойдут к решению этого вопроса, то обязательно добьются своего.
Команды Формулы 1 являются большими и сложными организациями, состоящими из самых различных отделов, которые должны работать сплоченно, чтобы реализовать свой потенциал.
Есть очень тонкая грань, через которую нельзя переступать. Если команда игнорирует свои ошибки, а ответственные за них лица не делают правильных выводов, то в будущем новых просчетов не избежать. Но это вовсе не значит, что за ошибки нужно сурово наказывать – а вот признавать их следует непременно.
Если подход команды будет основан на поиске виноватых, когда определенные личности будут нести ответственность за отдельные проблемы, то руководители отделов будут прежде всего заинтересованы в том, чтобы переложить вину на других, а не устранять причину возникших трудностей.
А поскольку проблемы очень часто являются следствием действия сразу нескольких факторов, а не одного единственного, такой подход вряд ли позволит определить главный источник неприятностей - и тогда они обязательно повторятся в будущем.
Именно в этой области Red Bull Racing преуспела в году своего тотального превосходства над остальными по ходу минувшего четырёхлетия. Секрет успеха команды вовсе не в самом Эдриане Ньюи, а в создании обстановки, где он смог раскрыть весь свой инженерный талант, не боясь при этом принимать самые смелые решения.
А если команда использует прямо противоположный подход, то зачастую стоит на месте и не развивается.
Посмотрите на Mercedes. Коллектив из Брэкли, исходя из последних результатов, работает очень слаженно и эффективно. Но если поговорить с некоторыми сотрудниками, которые работали еще при прежних хозяевах, когда у руля коллектива не встал Росс Браун, то они вам скажут, что во времена Honda и BAR достижению успеха мешала сложная политическая обстановка.
Также надо отметить, что одну из ключевых ролей в подъёме команды сыграл один из её ключевых технических специалистов Альдо Коста, сложивший свои полномочия в Ferrari всего три года назад.
Пусть его роль в Mercedes немного другая – в Брэкли он не технический директор, а глава инженерного департамента – Коста дал Ferrari очередной повод задуматься о своих контрпродуктивных действиях в отношении кадровой политики, от которых команда страдает уже несколько десятилетий.
Можно ли представить себе нечто подобное в эпоху Михаэля Шумахера, Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Бёрна, когда Скудерия добилась своих самых больших успехов…
Отдельные личности действительно могут плохо справляться со своими обязанностями и по делу быть отправлены в отставку, но обычно это только скрывает истинные проблемы в команде. В нынешнем сезоне недостаток в мощности мотора Ferrari отчасти объясняет низкие результаты, но Скудерия так и не разрешила некоторые другие вопросы, которые стоят перед ней уже несколько лет.
Когда команда выступает неважно, в коллективе возникает раздор – и некоторые в стремлении сохранить своё место прибегают к политическим уловкам. Так что здесь прослеживается четкая причинно-следственная связь.
Но есть немало примеров, сколь опасна атмосфера, в которой страх стать главным виновником проблем превалирует над желанием разрешить насущные проблемы.
Просчётов всё равно не избежать, ведь даже самые известные личности с большими зарплатами являются обычными людьми и не застрахованы от ошибок. Но если в подходе команды будут превалировать оправдания и стремление переложить ответственность на кого-нибудь другого, то это обязательно скажется на результатах.
Команда Формулы 1 не может работать в такой обстановке, так как для развивающегося коллектива ответственный подход, когда проблемы можно решить в открытой беседе без каких-либо опасений, не менее важен, чем наличие необходимого бюджета.
Никто не хочет проигрывать. Но если страх поражения давлеет над желанием добиться успеха, то и результат получается соответствующий.