Гэри Андерсон об ошибках фаворитов в Сильверстоуне

Гэри Андерсон
10 июля 2014 в 17:37

Технический эксперт AUTOSPORT объясняет, почему даже топ-команды Ф1 могут допускать серьёзные просчеты, когда оказываются выбиты из колеи

Когда вы сидите на командном мостике, как это делал я многие годы, одно неверно принятое тактическое решение может перечеркнуть усилия всей команды по ходу целого гоночного уик-энда.

Так что же происходит с командами и их пилотами – каждый из которых, вообще говоря, является просто одним из сотрудников коллектива – когда требуется срочно принять решение?

В субботу на Гран При Великобритании состоялась одна из самых интересных квалификаций, которую я когда-либо видел за долгие годы: в каждом из трех сегментов всё решалось на самых последних секундах.

Каким-то образом оба пилота Ferrari и Williams умудрились оказаться в шестерке неудачников, хотя должны были сражаться за позиции в первой десятке. Проанализировав эти события, я попробую в деталях объяснить, что же пошло не так.

На старте сессии на трассу отправились 18 машин (пилоты Williams и Ferrari в этот момент еще не покинули боксы, хотя представители Скудерии выехали спустя несколько минут). В это время условия менялись очень и очень быстро.

Лично мне кажется, что можно было с самого начала выехать на сликах: несмотря на небольшой моросящий дождик, гоночная траектория на трассе оставалась практически сухой – к тому же, было очевидно, что по ходу первого сегмента условия на трассе по всей вероятности будут лишь ухудшаться.

Алонсо пытался сохранить лицо, когда оба пилота Ferrari сразу выбыли из борьбы © LAT
Алонсо пытался сохранить лицо, когда оба пилота Ferrari сразу выбыли из борьбыФото: LAT

На промежуточных шинах топ-пилоты теряли порядка восьми секунд относительно результатов тренировок на сухой трассе. Такая разница во времени позволяла поставить слики и ехать по крайней мере в том же темпе, что и на промежуточных шинах.

Дженсон Баттон первым стал демонстрировать хорошие результаты, показав лучшее для себя время второго сектора на круге выезда из боксов всего за пять минут до окончания сегмента.

В тот момент стало окончательно очевидно, что слики предпочтительнее. Но две команды, похоже, решили придерживаться своего первоначального плана.

В Williams не сразу отправили пилотов на первую попытку, надеясь пробиться в первый сегмент, использовав всего один комплект промежуточных шин. Фелипе Масса покинул боксы спустя шесть минут после начала первой части квалификации, в то время как Валттери Боттас появился на трассе еще позже.

Они показали пятый и шестой результаты, но это было на промежуточных шинах, в то время как остальные или уже перешли на сликах, или готовились выехать на них. В команде из Гроува слишком долго полагались на свой первоначальный план, думая, что он сработает.

Вместо того чтобы сразу вернуться в боксы и перейти на резину без протектора, Масса с Боттасом выехали на сликах позже всех: пилоты отправились на свои быстрые круги за две с половиной минуты до окончания первого сегмента, когда вновь заморосил дождик. В итоге им удалось занять лишь 17-ю и 18-ю строчки.

Что до Ferrari, то прежде я уже видел подобные ошибки. Оба пилота одними из первых появились на трассе и показали времена на промежуточной резине, после чего отправились в боксы и смотрели, как остальные отодвигают их всё ниже. В итоге Кими Райкконен и Фернандо Алонсо также поздно выехали на сликах, асфальт успел вновь намокнуть – и они остались на 19-й и 20-й позициях.

Просчёт Скудерии еще хуже ошибки Williams. Оба её пилота раньше появились на трассе на промежуточной резине, потому должны были сообщить команде, что пора бы выехать на сликах. Но они этого не сделали.

Почему, спрашиваю я себя, никто не может просто посмотреть на небо и принять решение, основываясь на том, что видят глаза? Ответ прост – все боятся сделать такой шаг, поскольку если выводы окажутся неправильными, то инициативного сотрудника ждет наказание.

Также в ситуациях, когда нужно определиться в считанные секунды, коллегиальный способ никогда не был и не будет эффективным.

Когда крупные игроки неправильно истолковали ситуацию, одна из самых скромных команд на пит-лейне – Marussia – сделала всё правильно. В этом гоночном коллективе нет политики: они думают только о гонках и понимают, если ты высунул руку за козырек командного мостика - и она намокла, то значит идёт дождь. И тот факт, что они оказались по итогам первого сегмента на четвертой и шестой позициях, заставил меня улыбнуться.

Андерсон одобряет тех, кто привык определять погоду по-старинке © LAT
Андерсон одобряет тех, кто привык определять погоду по-старинкеФото: LAT

В финале квалификации всё перевернулось с ног на голову. После первой попытки быстрейшим был Льюис Хэмилтон, при этом самым влажным асфальт оставался на последнем секторе. Казалось, в дальнейшем ничего не изменится, но под конец сессии стало немного теплее – и все, за исключением Даниэля Риккардо и пилотов Toro Rosso, решились еще на один быстрый круг.

В этот момент я находился напротив боксов Mercedes и внимательно следил за действиями команды. По правде говоря, мне казалось, что время для финальной попытки ушло, хотя оба пилота сидели в кокпитах и ждали распоряжений команды, а механики готовились снять термочехлы. К моему удивлению, Хэмилтон смотрел в сторону машины Росберга, тогда как взгляд Нико был направлен вперед.

Когда парни из бригады немца стали снимать "грелки", их коллеги с другой стороны гаража сделали то же самое. Первой с места сорвалась машина Нико, но боксы Льюиса расположены ближе к выезду из трассы – и успел проскочить. Похоже, главной задачей британца было оказаться на трассе впереди – и он этого достиг. Винить его в данном случае не стоит.

Поскольку пилоты выехали слишком поздно, у Росберга просто не было возможности замедлиться, чтобы отпустить напарника вперед и обеспечить себе свободное пространство. Нико успел под клетчатый флаг, но начал свой круг непосредственно за Хэмилтоном.

в послестартовой связке поворотов Льюис заблокировал левое переднее колесо и вышел из виража немного широко, а на прямой Wellington сбросил, пропустив Нико вперед.

Так зачем же он сбавил темп? Британец оказался в идеальной позиции, которой добился своими выверенными действиями, а его главный соперник был непосредственно позади. Главное в подобных условиях – допустить на своем быстром круге как можно меньше ошибок. Хэмилтон совершил одну, но он понятия не имел, сколь точно пилотировал Росберг – тем более, что впереди был еще практически весь круг.

На последнем секторе все пилоты поехали очень быстро, в результате чего Льюис откатился с первой на шестую позицию. В итоге это не сыграло никакого значения, поскольку Хэмилтон в любом случае выиграл гонку, но эта ситуация является еще одним наглядным примером того, что нужно действовать максимально просто: сначала завершить круг, а уж затем смотреть, что из этого получится.

В какой-то момент от подобных решений, принимаемых как пилотом, так и командой, может многое зависеть, даже судьба титула. Спросите, например, Фернандо Алонсо о событиях Гран При Абу-Даби-2010, и вы получите весьма красноречивый ответ.

Исходя из того, что я видел в Сильверстоуне, гораздо важнее уметь принимать правильные решения – которые обойдутся вам бесплатно, – чем тратить миллионы долларов на поиск дополнительной десятой доли секунды.

Гэри Андерсон об ошибках Сильверстоуна
Гэри Андерсон об ошибках Сильверстоуна

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle