Для чего на самом деле хотят вернуть искры из-под машин

Джонатан Нобл
14 июля 2014 в 22:19

Очень вероятно, что команды единогласно одобрили возвращение искр из-под машин далеко не только потому, что ратуют за зрелищность. Рассказывает Джонатан Нобл

Гарри Гудини заставлял слонов исчезать в переполненных зданиях театров прямо на глазах восторженной публики. Похожим образом работают профессиональные карманники на оживленных улицах, лишая бумажников ничего не подозревающих горожан. А сейчас и некоторые команды Формулы 1 готовы использовать аналогичные приёмы, чтобы нивелировать преимущество своих соперников.

Способность вводить других в заблуждение - сильный инструмент. Если вы умеете обеспечить поддержку идее, в то же время зная, что она позволит вам получить дополнительное преимущество над остальными, то весь мир будет у ваших ног.

Согласно мнению осведомленных источников из паддока Ф1, именно это могло стать причиной неожиданного возвращения к идее искр из под-машин: еще несколько недель назад это казалось невозможным, но уже сейчас официально утверждено в регламенте на следующий год.

Но поверьте, мы имеем дело не с одной из тех историй, когда команды дружно договорились внести изменения в машины, чтобы просто порадовать болельщиков: введение правила двойных очков наглядно показывает, насколько они прислушиваются к мнению поклонников гонок.

Напротив, страстное желание некоторых команд вернуть искры в Ф1 обусловлено потенциальной возможностью сократить отставание от лидеров, которое, по их мнению, обусловлено аэродинамически более эффективной конструкцией днища некоторых машин.

Широко известно, что в последние годы Red Bull Racing задаёт тон в вопросе прижимной силы – конструктор команды и гений аэродинамики Эдриан Ньюи играет в этом далеко не последнюю роль.

Машины, построенные в Милтон-Кинсе, отличает больший дорожный просвет в задней части автомобиля в сравнении с передней, что особенно полезно для ограждения воздушного потока под шасси от попадания наружу – а это, в свою очередь, повышает общую прижимную силу.

RBR выиграла от использования меньшего дорожного просвета в передней части шасси © LAT
RBR выиграла от использования меньшего дорожного просвета в передней части шассиФото: LAT

Понятно, что далеко не одна RBR старается расположить переднюю часть машины как можно ближе к асфальту. Даже наличие контрольной планки, которая вынуждает команды увеличивать дорожный просвет, не является сдерживающим фактором.

Дело в том, что деревянная планка крепится к шасси металлическими элементами, изготовленными из настолько прочного материала, что он просто не стачивается в достаточной степени, чтобы позволить повредить саму планку.

Таким образом, дорожный просвет определяется только тем, насколько низко удастся расположить контрольную планку, чтобы машина не "села на брюхо".

Более того, в прошлом году RBR даже подозревали (инспекции FIA ничего не смогли доказать, а в самой команде всё отрицали) в умелом использовании тепла, которое возникало от трения в металлическом узле крепления контрольной планки. Оно якобы нагревало днище так, что на высоких скоростях оно изгибалось, позволяя еще больше прибавить в прижимной силе.

Независимо от того, используются ли в действительности гибкие днища или нет, единственный способ исключить похожие решения в этой области - заменить металлические элементы более легким материалом, который станет изнашиваться интенсивнее. Например, титаном.

Так что когда разговор зашел о повышении зрелищности Ф1 - и команды предложили вернуть искры из-под машин, вновь используя узлы крепления контрольной планки из титана, – то всеобщая поддержка этого решения вполне объяснима. И весьма вероятно, что обусловлена она никакими не искрами на потеху публике, а совсем другими факторами.

Если вам кажется, что вы проигрываете в прижимной силе, создаваемой днищем автомобиля, поскольку у соперников дорожный просвет в передней части значительно ниже, то запрет на использования их идеи серьезно облегчит жизнь вашей команде.

Неудивительно, что некоторые так активно стремились к возвращению искр из-под машин. И ни для кого не стало сюрпризом, что отдельные команды хотели опробовать новинку уже по ходу ближайшего гоночного уик-энда – и впоследствии добились своего.

Возвращение титановых пластин повлечёт за собой сразу несколько последствий. Во-первых, они обеспечат дополнительную безопасность: если крепление этих элементов к шасси нарушится, то риск для соперников, болельщиков и сотрудников трассы в разы снизится (они весят на две трети меньше нынешних металлических деталей).

Во-вторых, из-под машин все же будет вылетать много искр, когда пластины будут соприкасаться с дорожным полотном. И в-третьих, команды вынуждены будут использовать больший дорожный просвет в передней части шасси, чтобы избежать слишком сильного износа титановых элементов.

Последний фактор может сыграть против тех, кто сейчас получает выгоду от использования описанной выше концепции. И именно это, а вовсе не повышение зрелищности, может быть главной причиной возвращения искр из-под автомобилей.

Гудини понравился бы этот трюк.

Что скрывается за возвращением искр
Что скрывается за возвращением искр

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle