Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Гран При Великобритании: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
12 июля 2014 в 4:34

Льюис Хэмилтон вышел в лидеры после отказа коробки передач на машине Нико Росберга. Эд Стро размышляет, удалось бы британцу взять верх в домашнем Гран При, если бы обе машины Mercedes добрались до финиша

Нико и Льюис уже были в точно такой же ситуации. Их противостояние непременно продлилось бы до самого клетчатого флага, и пилоты сражались бы за каждую пядь асфальта. Но в этот раз, в отличие от Бахрейна и Испании, победа просто досталась "последнему оставшемуся в живых".

Факты свидетельствуют, что в момент, когда на 20-м круге Росберг впервые отметил сбой в работе коробки при понижении передачи – который стал предвестником глобальной неисправности, – он полностью контролировал гонку.

Девятью кругами позже Хэмилтон проехал мимо напарника, машина которого медленно катилась по трассе на заклинившей четвёртой скорости. Вроде бы выходит, что лидерство досталось Льюису исключительно в подарок из-за схода Росберга.

Но можно ли говорить о том, что британец выиграл в силу возникших у напарника проблем? Или сход лидера сезона лишь приблизил и без того неизбежный момент, когда любимец трибун вышел бы в лидеры?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно вернуться во времени в момент окончания девятнадцатого круга, когда Нико еще не подозревал о неисправности, из-за которой он впервые в этом сезоне вынужден будет сойти, а его преимущество над партнёром в личном зачете сократилось всего до четырех очков.

как развивались события в гонке

В Сильверстоуне у Mercedes не было по-настоящему серьезных противников. Лишним доказательством тому служит тридцатисекундное преимущество Хэмилтона над финишировавшим вторым Валттери Боттасом – несмотря на то, что вторую часть дистанции Льюис ехал уже не в полную силу.

Росберг возглавлял пелетон, но впервые в сезоне вынужден был сойти © LAT
Росберг возглавлял пелетон, но впервые в сезоне вынужден был сойтиФото: LAT

В квалификации из-за собственного неразумного решения бросить борьбу на решающем квалификационном круге – так как, дескать, на влажной трассе всё равно никто не сможет улучшить свой результат, – Льюис остался лишь шестым, тем самым открыв Росбергу дорогу к поулу.

В таких ситуациях в Mercedes сильнейший пилот, в данном случае Нико, получает оптимальную тактическую схему, а догоняющему достается менее быстрая альтернатива. В Сильверстоуне это значило, что немец поедет свои отрезки по плану Medium/Medium/Hard, который по расчетам был на четыре секунды быстрее варианта, доставшегося Хэмилтону.

Британец должен был получить более жёсткие шины на первом же пит-стопе, а затем на финальную часть гонки вновь вернуться на более быстрый комплект сликов, чтобы иметь возможность атаковать под финиш.

«С учетом выбранной для него [Льюиса] тактики, которая предусматривала промежуточный отрезок на более жестком составе, наши пилоты должны были оказаться рядом на последних десяти кругах, - рассказал босс автоспортивного подразделения Mercedes Тото Вольф, - таким был расклад в теории».

Многое, конечно же, зависело от успехов Льюиса в начальной фазе гонке. И он бросился вперёд без раскачки: сразу же, на решетке, обошел Нико Хюлькенберга, а затем по внешней траектории опередил в третьем повороте скверно стартовавшего с первого ряда Себастьяна Феттеля.

Пришлось бороться с пилотом Red Bull колесо в колесо, чтобы удержать отвоеванную позицию на выходе из виража. Затем прорыв оказался более чем на час прерван из-за аварии Кими Райкконена – гонку остановили красными флагами, так как Ferrari финна повредила защитное ограждение трассы, которому потребовался ремонт.

Когда же заезд возобновился, Льюис вновь не стал тратить время и без церемоний разобрался с пилотами McLaren. Сначала он вынудил Кевина Магнуссена ошибиться и широко выйти из поворота в Copse, уступив третью позицию. Дженсон Баттон сдался кругом позже в Brooklands. Прорыв Хэмилтона получился, пожалуй, даже более впечатляющим, чем в Австрии две недели назад, когда он с девятого места мгновенно смог подняться на четвертое и начал наседать на Росберга. Не будь Льюис столь успешен на первых кругах, в дальнейшем о борьбе с напарником не могло бы быть и речи.

Но благодаря его виртуозным атакам поле для очередной битвы с Нико оказалось подготовлено. Хэмилтон завершил четвертый круг всего на четыре секунды позади Росберга. Погоня началась.

Поначалу отрыв оставался довольно стабильным, к концу девятого круга немец даже довёл преимущество до 5,8 секунды. Затем Льюис начал атаковать. На последующих восьми кругах он был в среднем на 0,323 быстрее напарника, еще шесть десятых он отыграл на том круге, когда Росберг поехал на пит-стоп. Так что в итоге отрыв сократился до 2,244 с.

Лидер сезона контролировал ход гонки и был уверен, что напарник не поедет в боксы первым, так как по правилам Mercedes раньше останавливается тот, кто впереди на трассе. Но на этом отрезке гонки, когда оба пилота были на составе Medium с примерно одинаковым уровнем износа, стало ясно, что преимущество Хэмилтона в скорости, которое обозначилось по ходу тренировок, и в гонке никуда не делось.

Более того, казалось, что именно британцу удается лучше сохранять резину в рабочем состоянии и экономить топливо. Росберг остановился на 18-м круге, Льюис же продержался до 24-го, и его последние шесть кругов на этом отрезке оказались быстрее, чем шесть заключительных кругов Нико перед его первым пит-стопом.

Хэмилтон догонял напарника, когда у того начались проблемы с коробкой передач © LAT
Хэмилтон догонял напарника, когда у того начались проблемы с коробкой передачФото: LAT

Пит-стоп Хэмилтона продлился на 1,3 секунды дольше, чем у Росберга, из-за заминки с левым задним колесом, поэтому на трассу Льюис вернулся вновь в шести секундах позади напарника.

Но к тому времени Росберг уже на протяжении четырех кругов пытался совладать с неисправной коробкой передач, и, по сути, судьба его была предрешена.

Хэмилтон прошел соперника в повороте Loop на 29-м круге. Коробку у немца заклинило на четвертой передаче. Затем Льюис сбросил темп на секунду на круге и, спокойно финишировав, одержал свою вторую победу в домашнем Гран При Великобритании, вселив в соотечественников чувство гордости.

как могли бы развиваться события в гонке

А теперь представим, что творилось в параллельной реальности, где у Росберга не возникло проблем с коробкой передач, и он после своего пит-стопа вновь в полную силу продолжил борьбу.

Трудно сказать, как бы при этом сценарии располагались бы пилоты друг относительно друга после второй остановки Хэмилтона в боксах.

Время Нико на круге не вполне показательно, так как его машина периодически переключалась на нейтральную передачу, но давайте возьмем в расчет фактор расхода топлива (по графике FOM это где-то 1,57 кг за круг) – и сравним первые круги немца на Medium по ходу первого и второго отрезков.

В теории, в серединной фазе гонки Росберг должен был бы ехать на секунду быстрее из-за частично опустевших баков. После того, как оба пилота Mercedes остановились для замены шин, между ними было шесть секунд, так что в качестве первого предположения давайте возьмём, что в нашей "виртуальной" реальности отрыв к этому моменту составил бы 10-12 с.

Хэмилтон знал, что теряет время, откладывая свой первый пит-стоп, но это должно было помочь ему позже по ходу гонки. Кроме того, это сохраняло тактическую гибкость: Льюис перешел на втором и последнем пит-стопе за 11 кругов до финиша на резину Hard, но если бы его напарник не сошел, и борьба всё еще продолжалась, он мог бы или проехать финальные круги на Meduim, или вовсе переключиться на тактику с единственным заездом в боксы.

Позволила бы схема с одним пит-стопом, оказавшись впереди, сохранить лидерство под финиш, вопрос спорный. Но попробовать может быть и стоило, потому что с учетом отрыва от Боттаса в случае экстренной необходимости Хэмилтон всегда мог еще раз заехать в боксы, не опасаясь потерять по крайней мере второе место на подиуме.

«Мы сделали это из соображений безопасности, - сказал Вольф о последнем визите Хэмилтона в боксы для смены колес, - думаю, можно было доехать до конца не останавливаясь. Многие команды были удивлены, как долго шины сохраняют рабочие кондиции. Дистанцию реально было преодолеть с одним пит-стопом».

Но есть два фактора, которые говорят против варианта с одной остановкой. Во-первых, Хэмилтон сохранил резину Hard в хорошем состоянии, потому что сбавил темп, как только сошел Росберг. Кто знает, каким был бы уровень износа, если бы британцу на протяжении 28 кругов пришлось бы держаться за партнёром.

С учетом предполагаемого отрыва от Нико, если бы тот не сошел, Льюису требовалось атаковать изо всех сил, чтобы максимально сократить отрыв, а затем на последнем отрезке реализовать преимущество в скорости за счет состава Medium.

Во-вторых, даже если бы на трассе он оказался впереди напарника, под конец его преимущество было бы не столь уж и велико. Росбергу даже не пришлось бы атаковать на втором отрезке за гранью риска, чтобы потом выехать из боксов лидером.

Отрыв Хэмилтона был столь велик, что позволил провести необязательный второй пит-стоп © LAT
Отрыв Хэмилтона был столь велик, что позволил провести необязательный второй пит-стопФото: LAT

Суммируя все вышесказанное – допустив, что преимущество Льюиса в чистом темпе никуда не делось – наиболее безопасным вариантом для него все же была тактика с двумя остановками в боксах.

В конце концов, у него была скорость, и он хорошо работал с резиной. Поэтому, как и предсказывал Вольф, на последнем отрезке нашей воображаемой гонки скорее всего развернулась бы борьба между лидирующим Росбергом и догоняющим его на более быстрых шинах Хэмилтоном.

Не совсем понятно, какой была бы скорость Нико относительно напарника на сликах Hard, но судя по скорости британца, Mercedes уверенно чувствовала себя на этом составе. Сам Льюис после финиша был уверен, что в любом случае мог бы выйти в лидеры.

«Нельзя сказать, что мне сегодня повезло, - сказал гонщик, - я уверен, что в любом случае оказался бы на хвосте у Нико, причем с иной шинной тактикой. Разница между сликами Medium и Hard составляет как минимум секунду. В прошлых гонках Нико приходилось наседать на меня. Сегодня сам я вполне мог атаковать…»

Как верно заметил Хэмилтон, в Бахрейне и в Испании Росберг был на более быстрой резине под конец гонки и наседал на него. Но в обоих этих случаях немец так и не смог провести обгон . Потому нельзя сказать наверняка, удалось бы самому Льюису опередить напарника на трассе или нет. Пусть у него и было преимущество в скорости, у Нико оставалось бы преимущество в позиции на трассе.

Тем, кто сомневается в Росберге, рекомендуем вспомнить его очень расчётливое прошлогоднее выступление. Тогда пилот до клетчатого флага сдерживал Марка Уэббера и в итоге пересек финишную черту всего на 0,75 секунды раньше. Это был тот самый Уэббер, что еще годом ранее доказал умение распоряжаться быстрой машиной и системой DRS, когда за четыре круга до финиша прошел Фернандо Алонсо и одержал победу.

Ход борьбы мог сложиться в пользу как одного пилота Mercedes, так и другого. Поэтому-то так обидно, что из-за неисправности коробки передач мы не смогли увидеть еще одну дуэль между претендентами на титул. Когда в Бахрейне и Испании Нико было в роли догоняющего, Льюис оборонялся очень грамотно, особенно в Сахире, явно не желая уступать позицию напарнику. Так что было бы очень интересно посмотреть, что предпринял бы британец, в обратной ситуации, когда ему нужно было атаковать.

Насколько Хэмилтон был уверен, что смог бы выиграть при любом раскладе, настолько и Росберг не сомневался, что вполне мог бы одержать победу во втором подряд ГП Великобритании.

«Я уверен, что сумел бы выиграть», - сказал он вскоре после того, как Льюис пересёк линию финиша. Но наверняка он также понимал, что за победу пришлось бы всерьез побороться.

ТАК КТО БЫ ВЫИГРАЛ?

Оба пилота Mercedes полагали, что могли бы выиграть в ГП Великобритании
Оба пилота Mercedes полагали, что могли бы выиграть в ГП Великобритании

Кто знает, сохранил бы Росберг лидерство или Хэмилтон сумел бы обойти его. С уверенностью можно сказать лишь, что борьба была бы упорной, и результат зависел от того, одолели бы атаки британца оборону напарника или наоборот.

Положение на трассе всегда является мощнейшим преимуществом, так что Льюису пришлось бы выложиться целиком и полностью, чтобы выйти вперед. И его болельщики, хоть и радовались победе кумира, все же не могли не задумываться о том, чего лишились из-за отказа коробки на машине Росберга - триумф несомненно был бы более ярким, если бы Хэмилтон на последних кругах обогнал партнёра красивым маневром.

Оба пилота покинули Сильверстоун, оставаясь в уверенности, что могли бы взять верх, как бы ни сложилась гонка. И то, и другое недоказуемо.

Если бы требовалось на кого-то делать ставку, возможно, небольшое преимущество все же было на стороне Росберга, а Хэмилтону нужно было больше усилий для победы. Но многие, нет сомнений, рискнули бы своими деньгами, поставив на Льюиса.

Но одно можно сказать с уверенностью – если бы Хэмилтон не принял опрометчивого решения в квалификации и не бросил бы свой круг, у него в руках оказались бы все козыри, которые позволили бы выиграть, причём довольно легко.

ГП Британии: обзор гонки от Эда Стро
ГП Британии: обзор гонки от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle