Чему командам Формулы 1 стоит поучиться на примере Даниэля Риккардо

Эд Стро
1 августа 2014 в 13:39

В современной Формуле 1 команды зачастую подходят излишне консервативно к выбору пилотов. Эд Стро рассказывают, чему могут научиться соперники у Red Bull Racing и Даниэля Риккардо

В начале сезона об истинном уровне Даниэля Риккардо не было известно по сути ничего, но минула лишь первая половина чемпионата, а австралиец уже зарекомендовал себя пилотом, потенциально способным выиграть титул.

Он не растерял ту скорость, что демонстрировал на протяжении двух лет выступлений за Toro Rosso. Однако теперь к ней добавилось гоночное мастерство, завидная стабильность и психологическая устойчивость – качества, необходимые, чтобы добиваться успеха по ходу каждого гоночного уик-энда.

На самом деле важно понимать, что очень немногим пилотам удается выступать в такой манере. Риккардо провёл лишь 11 Гран При за рулём машины топ-команды, но уже определённо успел стать звездой сезона.

Он переиграл своего напарника Себастьяна Феттеля. И вопрос даже не в том, что немцу, как повсеместно считается, никак не удаётся найти общий язык с машиной. Просто Даниэль лучше приспособился к новой технической эре без выдувных диффузоров.

В принципе, в новых условиях Феттель также выступает довольно хорошо, хотя нынешний уровень в определённой мере можно считать ниже его стандартов. Всё дело в том, что Риккардо справляется лучше.

Безусловно полсезона за рулём быстрой машины – и даже пара побед – вовсе не означают, что пилота автоматически можно причислять к элите, но Риккардо выглядит настолько убедительно, что не сомневаешься в его способности демонстрировать тот же уровень и в будущем. В свои 25 лет он производит впечатление, словно останется одним из фаворитов Формулы 1 в последующее десятилетие.

Для ветерана Ф1 Кими Райкконена сезон складывается очень непросто © LAT
Для ветерана Ф1 Кими Райкконена сезон складывается очень непростоФото: LAT

Наслаждаться такими выступлениями австралийца мы можем исключительно благодаря Red Bull.

В конце концов, после расставания с Марком Уэббером можно было бы выбрать более безопасный (но ошибочный) вариант, предоставив место пилоту, который уже имеет опыт выступлений на высшем уровне в одной из сильнейших команд. Однако при таком подходе у молодёжи просто нет шансов продемонстрировать свой потенциал.

Давайте сравним подход Red Bull и Ferrari. В то время как в чемпионской команде пошли на риск, который в итоге оправдал себя, в Ferrari продемонстрировали полное отсутствие воображения, пригласив обратно Кими Райкконена.

Конечно, ситуация в Скудерии была несколько иной: в период, когда принималось решение взять финна, отношения команды с Фернандо Алонсо оставались весьма шаткими, но все же этот случай является ярчайшим проявлением симптома консерватизма некоторых топ-команд.

Да, Райкконен обладает огромным опытом, и мы стали свидетелями поистине выдающихся Гран При в его исполнении в XXI веке. Помимо того, финн великолепно выступал в составе Lotus после своего возвращения в Большие Призы.

Однако возникает вполне закономерный вопрос – является ли Кими тем, кто был необходим Ferrari? В то время было ещё слишком рано всерьёз рассматривать кандидатуру перспективного Жюля Бьянки, но Нико Хюлькенберг уж точно смог бы заработать больше очков за рулём алой машины, нежели Райкконен.

В Формуле 1 мода также приходит и уходит, а успехи Риккардо и Боттаса доказывают правоту тех, кто выступает за предоставление шанса молодым пилотам продемонстрировать свой потенциал на должном уровне в правильных условиях.

Я не полностью согласен с ними. Сторонники данного подхода в большинстве своём полагают, что необходимо лишь предоставить подающим надежды молодым пилотам шанс показать себя – и просто смотреть, получится ли у них. Но дело не только в этом.

При поддержке Red Bull Риккардо выиграл британскую Ф3 в 2009-м © LAT
При поддержке Red Bull Риккардо выиграл британскую Ф3 в 2009-мФото: LAT

Правильный подход заключается в том, чтобы давать шанс проявить себя пилотам до того момента, пока они сами не смогут гарантировать себе место в конкурентоспособной команде.

Риккардо сейчас уже научился этому, и теперь он выступает в одном из ведущих коллективов. Порой разница очень тонка, но факт в том, что вполне реально выбрать такого гонщика, который обладает этой дополнительной толикой потенциала.

Неправильно было бы утверждать, что невозможно предугадать, как будет выступать тот или иной пилот, окажись он за рулём быстрой машины. Стоит просто проанализировать, удовлетворяет ли кандидат всем необходимым параметрам на своём уровне, и способен ли он демонстрировать высший класс в имеющихся условиях, чтобы заслужить такую возможность.

Некоторые, возможно, и не удовлетворят всем критериям, но, если посмотреть на их выступления под правильным углом, шансы на успех на высшем уровне будут очень высоки.

Несмотря на всю критику в адрес молодёжной программы Red Bull, тот факт, что два её воспитанника, попавшие в главную команду из Toro Rosso, добились успеха, означает: ответственные за процесс люди знают, что делают.

Успех Риккардо – это вовсе не следствие удачи, а как раз результат здравого смысла. Не было никакой уверенности в том, как он поведёт себя в условиях возросшего прессинга, но показатель вероятности успешного исхода был довольно высок.

Несомненно, австралиец всегда ехал быстро, но именно в условиях возросшего давления он справился со своей задачей просто блестяще. В конце концов, когда по ходу прошлого сезона стало известно о появившейся вакансии в Red Bull Racing, Риккардо, который до этого провёл ряд неудачных гонок, тут же "выстрелил" в квалификации Гран При Великобритании, заняв шестое место.

Если пилот прекрасно справляется с давлением в середине пелотона, есть большой шанс, что он не потеряется и в лидирующей группе.

Такого рода выступления как раз и демонстрируют разницу между заурядными пилотами (в любом случае настоящими профессионалами своего дела) и теми, кто способен навязать борьбу гонщикам наивысшего калибра от гонки к гонке. Команда Формулы 1 просто обязана распознать талант и заполучить будущую звезду, пока это не сделал кто-либо ещё.

В McLaren сделали ставку на Кевина Магнуссена © LAT
В McLaren сделали ставку на Кевина МагнуссенаФото: LAT

Каждая топ-команда обладает своего рода молодёжной программой. В случае с Red Bull Racing мы имеем возможность наблюдать её в деле, также в этом году на смелый шаг отважились в McLaren, посадив за руль Кевина Магнуссена.

Это решение уже начинает приносить плоды, несмотря на некоторые неудачные моменты, имевшие место по ходу сезона.

Ferrari, к слову, также инвестирует в свою Академию, хотя до сих пор ни один из её воспитанников так и не стал боевым пилотом Скудерии. Всё же, стоит заметить, что Академия была основана не так и давно, и у Жюля Бьянки есть все шансы стать первым её выпускником, добившимся успеха на высшем уровне.

Что касается Mercedes, то, несмотря на отсутствие чёткой схемы продвижения пилотов, компания сыграла ключевую роль в поддержке целого ряда гонщиков за последние 15 лет, в основном в Формуле 3.

Данные программы вовсе не гарантируют молодым пилотам успехи на трассах и автоматическое попадание на следующий уровень, но команды должны быть готовы предоставить своим воспитанникам шанс, если те заслужили его своими успехами и стараниями.

В конце концов, все средства, инвестированные Red Bull в карьеру Риккардо, не идут ни в какое сравнение с ценой контракта Райкконена, который выступает гораздо ниже ожидаемого уровня.

Разумеется, молодых гонщиков нельзя просто кинуть в бой, дав им конкурентоспособную машину – но при должном подходе и контроле, правильный кандидат достигнет успеха.

Это прекрасный урок для других. Вопрос в том, будет ли он усвоен?

Чему научит команды пример Риккардо
Чему научит команды пример Риккардо

  • Поделиться: