Формула 1 сходит с ума по-своему
Формула 1, похоже, наконец-то решилась бороться за свою популярность. Но, как полагает Джонатан Нобл, спорт обратился за помощью не к тем людям
Есть ощущение, что Формула 1 живёт заповедями Эйнштейна. К сожалению, данное утверждение не имеет никакого отношения к гениальности или умению найти неожиданный и ловкий выход из сложившейся ситуации, которую многие болельщики называют кризисом популярности. Напротив, речь идёт об одной из самых популярных цитат, приписываемых великому физику: «Безумие – это вновь и вновь делать одно и то же, надеясь при этом на различные результаты».
Именно такого эффекта добилась Формула 1, создавая рабочую группу из представителей некоторых команд, Берни Экклстоуна и Флавио Бриаторе с целью найти способы повышения популярности спорта. Не нужно быть семь пядей во лбу, чтобы понять: делегирование такой задачи руководителям команд, поддержавшим идею начисления двойных очков по результатам последнего Гран При сезона, как минимум выглядит глупо.
Если гоночные боссы – это именно те люди, кто способен найти ответы, то почему же они не сделали это ранее в рамках Стратегической группы?
И почему в список этих "специалистов" также входит Экклстоун? Это же он ранее высмеял идею использования социальных сетей в популяризации Больших Призов среди молодёжи, хотя этот путь является самым коротким и действенным для достижения цели.
И ещё более спорной выглядит ситуация с привлечением Бриаторе. Хотя, с одной стороны и хорошо, что в состав группы входит специалист, не связанный интересами ни с одной из команд, но с другой стороны – вправе ли Формула 1 обращаться за помощью к человеку, изгнанному из паддока за подтасовку результатов Гран При Сингапура 2008 года?
Но кто же, если не Экклстоун, Бриаторе и представителей команд, способен дать ответ, почему Формула 1 стремительно теряет свою популярность? Это люди, что во время Гран При сидят напротив боксов – то есть болельщики.
Одним из ключевых элементов успешного бизнеса является понимание потребностей клиентов – если вы знаете, что они хотят, намного легче удовлетворить эти желания.
Формула 1 бесконечно виновата в том, что не только не предоставляет болельщикам желаемого, но попросту не знает, что же они ждут от спорта.
Примечательно также, что Большим Призам так и не удалось провести масштабное исследование среди своих поклонников – как тех, кто находится на трибунах, так и среди телезрителей, – с целью найти пути выхода из кризиса.
Совсем недавно у меня состоялся разговор с бывшим президентом FIA Максом Мосли, который выразил озабоченность тем фактом, что Ф1 понятия не имеет, чего хотят её болельщики.
«В коммерческом аспекте Формулы 1 меня больше всего раздражает тот факт, что все, будь то Берни Экклстоун, Лука ди Монтедземоло и многие другие, бесконечно много говорят о звуке двигателей, но никто не занимается маркетинговыми исследованиями, - поделился своим мнением Мосли. – Подозреваю, это единственная спортивная дисциплина такого масштаба, где никто ничего не смыслит в подобных изысканиях.
К примеру, если вы переживаете, что зрители могут быть разочарованы звучанием новой Формулы, достаточно просто поинтересоваться их мнением, а уж потом принимать решение. Такой опрос не является чем-то дорогостоящим. Если 98% болельщиков, посетивших Гран При в Сильверстоуне, назвали шум двигателей катастрофой, то тут явно стоит задуматься.
Конечно, в таком случае можно было бы поработать над звуком, но никто точно не знает, надо ли это делать, потому что мнением болельщиков не интересовались. А просто из того, что Берни, Лука и другие люди из старой гвардии полагают, что Формула 1 должна стать громче, вовсе не следует, что именно так следует и поступить.
Вы же пытаетесь заинтересовать 18-20 летних юношей и девушек, а не 80-90 летних стариков».
Формула 1 в последнее время потратила слишком много времени и усилий, пытаясь найти решение несуществующим проблемам – вопросам начисления двойных очков, рестартов с места – при этом ничего не было сделано в областях, где изменения давно назрели и просто необходимы. К примеру, речь о выработке общей политики относительно социальных сетей с целью привлечения нового поколения болельщиков.
Корни проблем лежат в общей культуре Формулы 1. Ведь с тем, что происходит на трассе после стартового сигнала и вплоть до клетчатого флага, всё в порядке. Едва ли кто-то остался недоволен тем зрелищем, что мы имели удовольствие наблюдать в Венгрии в конце июля.
Неудачи Больших Призов связаны в большой степени с отсутствием единой стратегии развития и продвижения спорта. Здесь необходимо расширять взаимодействие с болельщиками, вновь сделать пилотов настоящими звёздами, создать героев, сильных и интересных персонажей, и ни в коем случае не забыть про конфликты и драму. И тогда каждый молодой парень или девушка захочет стать частью этого шоу и регулярно следить за его перипетиями.
Пока Формула 1 не очнётся и не спросит тех, кто её смотрит – и даже тех, кто не интересуется чемпионатом, – о том, чего же они хотят, шансов найти правильные ответы на возникшие вопросы попросту не существует.
Думать иначе – и есть самое настоящее сумасшествие.