Гран При Венгрии: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
6 августа 2014 в 11:33

Появление автомобиля безопасности оказалось как нельзя более своевременным для Даниэля Риккардо, позволив ему вступить в спор за победу. Но Эд Стро уверен: лишь безупречные действия австралийца на оставшейся части дистанции принесли ему знаменательную победу, окончательно подтвердившую статус суперзвезды современной Формулы 1

В победе Даниэля Риккардо на Гран При Венгрии без везения не обошлось. Удача улыбнулась пилоту, когда Caterham Маркуса Эрикссона отбросило в стену в такой момент, когда квартет лидеров уже не успевал свернуть в боксы.

Австралиец, занимавший в начальной фазе гонки лишь шестую позицию, отстал от Нико Росберга, Валттери Боттаса, Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо уже на пять секунд, застряв позади McLaren Дженсона Баттона. Но именно это отставание позволило ему нырнуть на пит-лейн в ту секунду, когда после случившейся аварии появление автомобиля безопасности на трассе оказалось неизбежным.

Это существенно помогло Риккардо улучшить свои позиции в пелотоне, и все же ему предстояло всерьез потрудиться, прежде чем усилия оказались вознаграждены блестящей победой. Везение было на его стороне, но верхняя ступень подиума досталась гонщику все же не из-за удачного стечения обстоятельств, а благодаря виртуозному пилотажу, который свидетельствует: Даниэль не случайно оказался в рядах лидеров, а по праву становится неотъемлемым членом гоночной элиты.

первая ФАЗА: РОСБЕРГ КОНТРОЛИРУЕТ СИТУАЦИЮ

До вылета Эрикссона Росберг начал привычно уходить в отрыв. На старте он сохранил лидерство и постепенно начал уезжать от преследователей. В первом повороте Боттас снаружи прошел Себастьяна Феттеля, потому Нико мог лишь поблагодарить пилота Williams, который сдерживал действующего чемпиона на Red Bull.

Авария Эрикссона произошла максимально не вовремя для квартета лидеров © LAT
Авария Эрикссона произошла максимально не вовремя для квартета лидеровФото: LAT

Когда на восьмом круге на трассу выехал автомобиль безопасности, Росберг находился уже довольно далеко от въезда на пит-лейн. [Феттель и Алонсо в теории могли успеть заехать, но обоим не хватило буквально доли секунды.]

Большая часть пилотов остановилась сразу, и лишь четверка лидировавших "везунчиков" была вынуждена проехать еще целый круг и лишь затем отправиться в боксы.

«Мы знали, что гонку нейтрализуют, – рассказывал потом руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер, – и сообщили это обоим пилотам. Но Себ в тот момент уже наполовину прошел финальный поворот, а вот Даниэль смог свернуть в боксы. Первой четверке не повезло, а те, кто шел за ними, оказались в более выигрышном положении».

Из гонщиков, занимавших в начале дистанции позиции в квартете лидеров, по ходу этой волны пит-стопов из борьбы за подиум выпал только Валттери Боттас, у которого смена шин заняла 5,2 сек, что сразу отбросило финна на 11-ю позицию. В это же время гонка была фактически проиграна и для Дженсона Баттона. Он первым свернул в боксы, но оказался единственным, кто вернулся на подсыхающую трассу на новом комплекте промежуточных шин.

Это решение дорого обошлось McLaren, чрезмерно положившейся на прогноз погоды, обещавший возобновление дождя. На рестарте Дженсон было прошел Риккардо, отыгравшего позицию в боксах, и даже вышел в лидеры – но промежуточная резина продержалась лишь пару кругов. Англичанин терял позицию за позицией и вскоре был вынужден остановиться еще раз, чтобы переобуться на слики. Это отбросило его еще дальше.

Боттас и Баттон утратили шансы поучаствовать в борьбе за хороший результат, но Росберг, Феттель и Алонсо все еще могли рассчитывать на успех, занимая на тот момент соответственно четвертую, седьмую и восьмую позиции.

вторая ФАЗА: МЕЖДУ АВТОМОБИЛЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ

Для Риккардо все уже складывалось весьма неплохо. Как и большинство пилотов, он был на резине Soft – и начал потихоньку наращивать отрыв от Фелипе Массы. За третье место тем временем шла нешуточная борьба, участниками которой стали Алонсо, Жан-Эрик Вернь, Росберг, Феттель и Льюис Хэмилтон.

Для Хэмилтона гонка началась хуже некуда – он сразу вылетел с трассы © LAT
Для Хэмилтона гонка началась хуже некуда – он сразу вылетел с трассыФото: LAT

Да-да, тот самый Хэмилтон, который после очередного технического фиаско в квалификации стартовал с пит-лейна и которого на первом круге развернуло во втором повороте так, что он даже немного царапнул защитное ограждение левой передней частью машины.

Нелепая ошибка, вызванная с тем, что Льюис не имел возможности совершить прогревочный круг, и его тормоза были холодными. Но даже выступая фактически на новой машине, собранной после субботнего пожара вокруг запасного монокока, к моменту аварии Эрикссона Хэмилтон успел подняться на 13-ю позицию.

На первом же круге после возобновления борьбы Льюис разом прошел Эстебана Гутьерреса, Боттаса, Серхио Переса и Нико Хюлькенберга. Его девятая позиция вскоре стала седьмой, когда пилоты McLaren Баттон и Кевин Магнуссен свернули в боксы, чтобы переобуться в более подходящие условиям слики.

Вскоре Перес потерял контроль над задней частью своей машины на мокром бордюре в последнем повороте и расколотил Force India о бетонную стену. К этому моменту Риккардо уже на пять секунд оторвался от Массы.

После 15 кругов в общей сложности – и девяти с половиной в полноценном гоночном ритме – на мягкой резине Pirelli Даниэль только-только подобрался к началу рассчитанного Red Bull Racing окна, когда имело смысл остановиться вновь в случае появления автомобиля безопасности.

До финиша оставалось 47 кругов, и оставшуюся часть гонки можно было преодолеть в два приема на шинах Soft. В чемпионской команде сильно удивились, что соперники не пришли к тому же тактическому выводу. В боксы вслед за Риккардо свернула только пара пилотов Williams, да и тем поставили Medium.

«Да, пит-стоп получился довольно ранним, – пояснял Хорнер, – но это позволило нам разделить оставшуюся дистанцию на два равных отрезка. Мы избрали различную тактику для наших пилотов. Себ остался на трассе, потому что останавливался в первый раз на круг позже Даниэля. Дальше мы просто должны были вести гонку в соответствии со своим планом».

третья ФАЗА: РИККАРДО ВЫЖИДАЕТ

Когда на 27-м круге гонка возобновилась, за лидерство, по сути, боролись пятеро пилотов. Лидировал Алонсо, за ним следовал Вернь, но было понятно, что его Toro Rosso вряд ли хватит скорости, чтобы на сухом асфальте бороться с Росбергом, Феттелем, Хэмилтоном и Риккардо, расположившимися следом.

Алонсо и Вернь лидируют за вторым автомобилем безопасности © LAT
Алонсо и Вернь лидируют за вторым автомобилем безопасностиФото: LAT

В этой фазе гонке важнейшей добродетелью будущего победителя стало терпение. Даниэль знал, что чем дольше сможет продержаться перед финальной остановкой в боксах, тем короче окажется его заключительный отрезок на свежем комплекте сликов Soft.

Добавьте к этому тот факт, что австралиец явно планировал атаковать перед своим финальным пит-стопом, когда соперники поедут менять резину – и станет ясно почему в середине гонки Даниэлю необходимо было беречь шины и всячески избегать активной борьбы.

«Он действовал очень грамотно и не стал сверх меры нагружать резину, оказавшись в плотной группе соперников, – похвалил своего подопечного Хорнер. – Поэтому и смог атаковать, когда другие свернули в боксы. На длинном отрезке ему удалось поддерживать высокий темп».

Риккардо шел шестым и мог во всей красе наблюдать, как впереди Хэмилтон наседает на своего напарника, занимающего четвертую позицию. Но вскоре наступило неизбежное, и пилоты один за другим стали сворачивать в боксы. На 32-м круге остановился Росберг, получив свежий комплект мягкой резины.

Затем на выходе из последнего поворота ошибся Феттель, закрутившись, "чиркнув" по внутреннему ограждению трассы и повредив резину. Из-за этого ему пришлось незапланировано остановиться на 33-м круге, что сократило количество претендентов на победу до четырех. Вернь в свою очередь остановился кругом позже, переобулся в Medium и более не появлялся в группе лидеров.

четвёртая ФАЗА: ЧЕТвёрка первачей

Алонсо, а следом и Хэмилтон остановились соответственно на 38-м и 39-м кругах. Испанец выбрал резину Soft, заставив всех думать, будто рассчитывает провести еще один пит-стоп. Британец же предпочел Medium – это означало, что он точно собирается ехать на полученном комплекте до конца.

Это позволило Риккардо вновь возглавить пелотон, а Масса на сликах Medium временно вышел на вторую позицию. Изначально планировалось, что в условиях оперативного простора австралиец до своего последнего пит-стопа сможет создать достаточный отрыв от Williams, чтобы после посещения боксов вернуться в гонку впереди бразильца.

Но у Массы начались проблемы, и он провёл финальную остановку на 45 круге, перестав представлять угрозу для Red Bull Racing. Теперь Даниэлю важнее всего было продержаться на трассе как можно дольше, прежде чем резина перестанет работать, и он станет терять относительно своих основных соперников.

В середине гонки Риккардо встревожили проблемы с двигателем © LAT
В середине гонки Риккардо встревожили проблемы с двигателемФото: LAT

Но внезапно проявилась еще одна потенциальная проблема. Параметры одного из цилиндров двигателя Renault на машине австралийца, судя по показаниям датчика, отклонились от нормы. На 43-м круге, незадолго до пит-стопа Массы, темп Риккардо упал на секунду на круге.

«В середине гонки я по-настоящему испугался: в течение нескольких кругов мотор подавал очень тревожные сигналы, – рассказал потом Даниэль. – Мощность упала, и мне пришлось в сумасшедшем режиме переключать различные тумблеры. Я было подумал, что на этом гонка может и закончиться. Но нам удалось справиться с ситуацией».

"Сумасшедшие переключения" под руководством специалистов Renault, как выяснилось позже, помогли нейтрализовать неисправный датчик, и к Red Bull вернулась былая скорость. После того, как проблема осталась позади, отрыв Риккардо от Алонсо держался в районе 16 секунд.

С 44 по 52 круг Даниэль потерял относительно Фернандо в общей сложности лишь около секунды, что просто удивительно с учетом того, насколько свежее была резина на машине Ferrari. Но за каждый из двух последующих кругов Риккардо проиграл еще по секунде. Пришло время финального визита на пит-лейн, к моменту которого лидер выигрывал у преследователя 12 секунд.

пятая ФАЗА: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РЫВОК

До финиша оставалось 16 кругов, и расклад, казалось, выглядел просто. Алонсо лидировал на резине Soft, рассчитывая продержаться на этом комплекте в общей сложности 32 круга. Хэмилтон на Medium шел вторым и останавливаться также больше не собирался. Напарника преследовал Росберг, которому предстояло еще раз побывать в боксах.

Хотя в Mercedes попытались сгладить ситуацию, Росберг явно потерял время позади Хэмилтона. Британца попросили пропустить напарника, чтобы тот сполна мог воспользоваться преимуществом своей мягкой резины. Но Льюис отказался, что вполне объяснимо в сложившихся обстоятельствах.

В конце концов, Нико не предпринимал серьезных атакующих действий и, казалось, с трудом держался на расстоянии, позволявшем использовать DRS. Капитанский мостик Mercedes явно допустил ошибку, попытавшись поменять своих пилотов местами на трассе, но объясняется она тем, что они старались извлечь из ситуации максимум для команды в целом.

Когда Росберг настиг Хэмилтона, его темп упал на 0,6 секунды. Немец провел за партнёром 11 кругов и после того, как остановился на 56-м круге, вернулся в гонку как минимум на три позиции ниже, чем мог бы, выпусти Льюис его вперед.

Нико отыграл эти три позиции, но к этому моменту от лидирующей тройки его отделяли уже 23 секунды. Стоила ли ему вся эта ситуация победы? Возможно. Хотя более вероятно, что он все-таки остался бы позади Риккардо. В любом случае, неуступчивость напарника стоила лидеру сезона как минимум второго или третьего места на финише.

Между пилотами Mercedes вновь возникла напряжённость © LAT
Между пилотами Mercedes вновь возникла напряжённостьФото: LAT

Когда Росберг обогнал Кими Райкконена и пару пилотов Williams-Mercedes, оказалось, что лидирующая четверка идет в порядке, обратном состоянию их резины. Хэмилтон наседал на Алонсо: до финиша оставалось десять кругов, и британец буквально дышал лидирующему пилоту Ferrari в затылок.

Фернандо явно испытывал проблемы со сцеплением, но, если не считать единожды срезанной шиканы, не допускал ни малейшей ошибки и демонстрировал выдающийся пилотаж.

Хэмилтон испытывал небольшие сложности, лишавшие его максимальной скорости в конце прямых, и потому Льюис не мог найти лазейку, чтобы пройти Алонсо. Это позволило Риккардо окончательно приблизиться к ним, и за восемь кругов до финиша он вновь присоединился к борьбе за победу.

Хэмилтону пришлось переключиться с атак на оборону. Когда до клетчатого флага оставалось четыре круга, он немного заблокировал колеса в первом повороте, и Даниэль смог подобраться к нему в следующем левом вираже. Льюис защищал внутреннюю траекторию, поэтому австралиец бросил свою Red Bull наружу и, несмотря на блокировку, смог завершить маневр и выйти вперед.

В этот момент стало очевидно, что он пройдет и Алонсо. Пилот Ferrari понимал, что для Red Bull он легкая добыча, а излишне упорные попытки сохранить лидерство могут привести к тому, что он уступит позицию еще и Хэмилтону. Поэтому Фернандо не стал сильно сопротивляться, когда на следующем круге в первом повороте Риккардо нырнул внутрь и опередил его.

«Выиграть можно было только одним способом – обогнав соперников, – сказал потом счастливый победитель. – Понятно, что у меня было преимущество за счёт более свежей резины, но я знал, что соперники не станут сами облегчать мне жизнь.

Я попробовал пройти Льюиса во втором повороте еще за два круга до своей успешной атаки, но лишь заблокировал колеса и оказался на слишком широкой траектории. Потом я попробовал еще раз, тоже с блокировкой – но всё же смог удержаться снаружи и выйти вперед.

Когда я подобрался к Фернандо, то знал, что просто обязан пройти его как можно быстрее, так как Льюис все еще был близко позади меня и мог использовать DRS, потому нельзя было терять время».

Риккардо вышел в лидеры и на пять секунд опередил на финише ближайшего соперника, которым оказался Алонсо, сумевший-таки удержать Хэмилтона позади. Росберг подъехал к ним совсем близко и на последнем круге во втором повороте попробовал атаковать Льюиса, но напарник не оставил ему места и вынудил выехать за пределы трассы.

Однако очередной раунд борьбы за чемпионский титул и противостояние пилотов Mercedes было на Хунгароринге действием второго плана. Настоящей звездой стал Риккардо, который доказал – теперь он пилот золотого стандарта качества Формулы 1.

ГП Венгрии: обзор гонки от Эда Стро
ГП Венгрии: обзор гонки от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle