Каков идеальный возраст для пилота Формулы 1?

Эд Стро
12 августа 2014 в 16:00

Не секрет, что пелотон Гран При с годами становятся все моложе. Эд Стро оглядывается назад и анализирует, как изменился средний возраст гонщиков Ф1 с 1950 по 2014 годы

Было время, когда участие в Гран При 50-летних гонщиков считалось вполне рядовым явлением. В те годы чемпионами становились даже не на четвёртом, а на пятом десятке.

Но сегодня пилоты за тридцать уже недалеки от отставки. И такая тенденция к омоложению спортсменов наблюдается в самых различных видах спорта.

Состав участников Формулы 1 2014 года стал самым молодым: на Гран При Австралии этого года средний возраст гонщиков в пелотоне оказался ниже отметки в 27 лет.

Отчасти это обусловлено дебютом молодого таланта, пилота Toro Rosso Даниила Квята, но тем не менее: средний возраст 22 гонщиков, вышедших на старт этапа в Мельбурне, составил всего 26 лет и 358 дней.

Примечательно, что средний возраст спортсменов оказался ниже прежнего исторического рекорда Ф1 не только в Мельбурне, но и в первых шести гонках этого сезона. В то же время, десять самых "возрастных" Гран При приходятся на два дебютных чемпионата мира в 1950 и 1951 годах. Тенденция налицо!

На представленном ниже графике приведен средний возраст участников Больших Призов, начиная с 1950 года. Сначала рассчитывался средний возраст пилотов в каждой из гонок, после чего определялось среднее значение за сезон. Показатели чемпионата-2014 взяты тем расчетом, что все гонщики, начавшие выступления в Альберт-парке, смогут сохранить своё место до Абу-Даби.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ПИЛОТОВ Ф1 С 1950 ПО 2014 ГОДЫ

 

Наибольший интерес вызывает омоложение гонщиков Гран При в период между 1950 и 1961 годами. Отчасти это обусловлено последствиями Второй мировой войны.

С тех пор возраст пилотов снижался не столь резко. За последующие полвека средний показатель снизился всего примерно на четыре года. Если же рассматривать 13 последних сезонов, то самым возрастным оказался чемпионат 2012 года, но во многом это объяснимо выступлениями Михаэля Шумахера и Педро де ла Росы, которым шел уже пятый десяток, а также близкого к 40-летию Рубенса Баррикелло.

Хуан-Мануэль Фанхио выиграл свой четвертый титул в возрасте 46 лет © LAT
Хуан-Мануэль Фанхио выиграл свой четвертый титул в возрасте 46 летФото: LAT

В этом году средний возраст стартовавших в гонках пилотов пока составляет 27 лет и 62 дня. Чтобы получить более объективную картину, мы вновь предположим, что все гонщики сохранят свои места в командах до конца сезона. Таким образом, для 2014 году среднее значение достигнет 27 лет и 120 дней.

Любопытно, что среди нынешних пилотов Ф1 ближе всего к этому показателю оказался Себастьян Феттель. В четверг 12 августа, ему было 27 лет и 40 дней. Таким образом, можно предположить, что сейчас он находится на самом пике своей карьеры, пусть результаты сезона-2014 и свидетельствуют об обратном.

Карьера Феттеля также является наглядным примером того пути, который проходят молодые многообещающие гонщики. Себастьян - один из восьми пилотов в истории, вышедших на старт Гран При еще до достижения 20-летнего возраста (последним эту немногочисленную группу недавно пополнил еще один протеже Red Bull Даниил Квят). Путь немца доказывает: те, кто имеют потенциал, чтобы высоко подняться по карьерной лестнице, делают это очень быстро.

Среди чемпионов мира, выступающих в Ф1, Феттель и Фернандо Алонсо дебютировали в Гран При в 19 лет, Дженсон Баттон - в 20, Кими Райкконен - в 21, а Льюис Хэмилтон - в 22. Всё это наглядно свидетельствует: навыки, полученные ими еще во время выступлений в картинге и в "младших" формулах, позволяют ехать в Ф1 на самом высоком уровне в том возрасте, когда Дэймон Хилл, кажется, еще даже не сел за руль гоночного автомобиля.

Именно поэтому с течением времени средний возраст пилотов Гран При снижается, хотя в последние сезоны в этом плане все более-менее стабильно, а скачок начала нынешнего десятилетия обусловлен выступлениями ветеранов Ф1, которые решили вернуться в гонки.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ СТАРТОВАВШИХ В ГРАН ПРИ ПИЛОТОВ ПО ДЕСЯТИЛЕТИЯМ

 

Не исключено, что пелотон Ф1 может помолодеть еще сильнее. Сейчас на решетке осталось всего пять пилотов за тридцать: Райкконену с Баттоном по 34 - и их отставка уже не за горами, Фелипе Массе и Фернандо Алонсо по 33, а Адриану Сутилю - 31.

Возможно, в следующем году Большие Призы потеряют одного или двух из этих гонщиков, так что в сезоне-2015 состав пилотов может стать самым молодым за всю историю. А затем за тридцать будет уже следующему поколению - сначала Хэмилтону, а затем Феттелю. Эти парни едва ли завершат карьеру очень рано - так что на какое-то время средний возраст гонщиков останется стабильным.

Также надо учитывать, что в нынешнем десятилетии в сравнении с прошлым резко возросло количество тех, кто оплачивает своё место в кокпите. В эпоху производителей существовало множество различных программ поддержки пилотов, благодаря чему юным талантам было гораздо легче заявить всему миру о своих способностях.

Гран При Австралии-2014 стал самым "молодым" в истории Ф1 © LAT
Гран При Австралии-2014 стал самым "молодым" в истории Ф1Фото: LAT

Но учитывая нынешнее экономическое положение, сейчас уже весьма зрелым гонщикам достаточно легко прийти в чемпионат, принеся с собой спонсорскую поддержку. Также при помощи финансовой составляющей им по силам выступать гораздо дольше, чем стоило бы.

В любом случае, из-за экономических проблем команд юным пилотам с большим потенциалом становится всё сложнее дебютировать в Ф1, в результате чего в ближайшие годы количество вундеркиндов в чемпионате может серьезно поубавиться.

Определенно можно сказать, что в ближайшее время вряд ли удастся побить рекорд самого "молодого" подиума в истории Больших Призов. Он был установлен на Гран При Италии-2008, когда тройку призёров составили Себастьян Феттель, Хейкки Ковалайнен и Роберт Кубица, средний возраст которых оказался даже меньше 24 лет.

САМЫе "МОЛОДые" ПОДИУМы В ИСТОРИИ Ф1
  • 1.  Италия-2008: 23 года, 356 дней
    • 1.  Себастьян Феттель
    • 2.  Хейкки Ковалайнен
    • 3.  Роберт Кубица
  • 2.  Германия-2008: 24 года, 220 дней
    • 1.  Льюис Хэмилтон
    • 2.  Нельсон Пике-мл.
    • 3.  Фелипе Масса
  • 3.  Венгрия-2003: 24 года, 231 день
    • 1.  Фернандо Алонсо
    • 2.  Кими Райкконен
    • 3.  Хуан-Пабло Монтоя

 

САМЫе "ВОЗРАСТНые" ПОДИУМы В ИСТОРИИ Ф1
  • 1.  Швейцария-1950: 46 лет, 274 дней
    • 1.  Джузеппе Фарина
    • 2.  Луиджи Фаджиоли
    • 3.  Луи Розье
  • 2.  Бельгия-1950: 45 лет, 87 дней
    • 1.  Хуан-Мануэль Фанхио
    • 2.  Луиджи Фаджиоли
    • 3.  Луи Розье
  • 3.  Великобритания-1950: 44 года, 294 день
    • 1.  Джузеппе Фарина
    • 2.  Луиджи Фаджиоли
    • 3.  Редж Парнелл

 

В глаза сразу бросается, что все рекордно молодые тройки призёров относятся ко времени, когда в Ф1 был приток юных талантов. И хотя такие гонщики, как Ковалайнен и Пике-младший, в конечном счете не снискали большой славы, они всё же являются представителями того звездного поколения, которое подарило нам многих выдающихся пилотов XXI века.

Быть может, средний возраст гонщиков Ф1 в будущем не будет снижаться столь стремительно, но когда молодежь заполонит первые ряды стартовой решетки, это будет свидетельствовать о зарождении нового золотого поколения.

Все это еще раз подтверждает, что Себастьяна Феттеля нельзя списывать со счетов. Пусть он и проводит непростой сезон, но четырехкратный чемпион мира, который "младше" среднего возраста нынешнего пелотона всего на несколько недель, имеет в своём распоряжении еще немало времени, чтобы выиграть еще пару титулов.

И сейчас он по определению является пилотом в самом расцвете сил.

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle