Оцениваем пилотов: итоги первой половины сезона
Пока паддок Формулы 1 наслаждается заслуженными летними каникулами, Эд Стро оценивает успехи пилотов по итогам первой половины чемпионата
Математически серединой чемпионата следует считать конец 26-го круга Гран При Великобритании, но именно августовский перерыв предоставляет прекрасную возможность отвлечься от перипетий на трассах и оценить успехи пилотов за первую половину сезона.
Приведённый рейтинг отличается от традиционной концепции оценок по 10-бальной шкале, используемых по итогам каждого этапа. Он учитывает более широкий набор факторов, а также дополнительную информацию, обычно появляющуюся тогда, когда накал борьбы уже утих.
[На этот раз достижения гонщиков оцениваются по обычной школьной системе. Также мы приводим средний рейтинг по итогам 11 прошедших уик-эндов, где максимальным показателем является "десятка".]
СЕБАСТЬЯН ФЕТТЕЛЬ
Оценка: 4 (7,27)
Немцу оказалось непросто освоиться с пилотированием машины без "выдувных" диффузоров, а время, когда этот фактор можно было считать смягчающим обстоятельством, уже давно закончилось.
Безусловно, Себу нужно прибавлять, однако его выступления на самом деле вовсе не были такими слабыми, как кажется многим. Прогресс гонщика очевиден, вдобавок стоит отметить, что лишь из-за просчётов в тактике он уступил Риккардо в Канаде и Венгрии. Впрочем, в целом молодой дебютант RBR всё же уверенно переиграл своего куда более опытного напарника по результатам прошедших Гран При.
Достижение: Классная борьба с Алонсо в Сильверстоуне, в которой Феттель взял верх
Огорчение: Разворот во время Гран При Венгрии, который дорого обошелся немцу
ДАНИЭЛЬ РИККАРДО
ОЦЕНКА: 5 (8,73)
Пожалуй, австралиец стал главной звездой сезона. Риккардо переиграл своего прославленного напарника Феттеля благодаря скорости, напористости и стабильности.
Даниэль ошибался крайне редко, а его широкий выезд за бордюры в первом повороте Гран При Австрии, когда пилот потерял несколько позиций, является скорее исключением. Риккардо также преуспел и в борьбе колесо в колесо, благодаря чему проложил свой путь к победам в Канаде и Венгрии.
Достижение: Обгоны Хэмилтона и Алонсо в борьбе за победу на Хунгароринге
Огорчение: Дисквалификация после финиша на втором месте в Австралии
НИКО РОСБЕРГ
ОЦЕНКА: 5 (8,27)
Едва ли кто-то станет утверждать, что Росберг столь же потрясающе быстр на отдельном круге, как и Хэмилтон. И всё же именно немец выиграл больше поулов, да и в общем зачёте чемпионата мира опережает напарника. Конечно, на долю Нико по сравнению с Льюисом выпало гораздо меньше невезения, но и его кампанию нельзя назвать безоблачной. На данный момент из двух пилотов Mercedes он смотрится более стабильным, хотя для болельщиков выступления немца выглядят не столь ярко.
Достижение: Финиш на втором месте в Канаде без ERS
Огорчение: Эпизод в конце квалификации в Монако – вне зависимости от его причин
ЛЬЮИС ХЭМИЛТОН
ОЦЕНКА: 5 (8,73)
Когда всё складывается как надо, Хэмилтон пилотирует великолепно, как мы могли увидеть благодаря серии из четырёх побед подряд в дебюте сезона. Однако вопросы относительно его психологической устойчивости остаются: он вполне заслуженно возмущался инцидентом, имевшим место по ходу квалификации в Монако, но затем сам допустил ряд субботних промахов, стоивших множества очков.
Льюиса нельзя винить в отказах техники в Германии и Венгрии: оба раза он спасал результат благодаря невероятным прорывам. Но пока британец остаётся самому себе главным врагом.
Достижение: Не оставил от соперников, включая Росберга, камня на камне в Малайзии
Огорчение: Третий сегмент квалификации в Австрии: две попытки и две ошибки
ФЕРНАНДО АЛОНСО
ОЦЕНКА: 5 (8,45)
На счету испанца лишь два подиума, но он наголову разбил своего напарника и удачными выступлениями спас Ferrari - без достижений Фернандо команда в этом сезоне выглядела бы просто посмешищем. Больше всего впечатляет, что очередной сложный сезон вновь демонстрирует силу Алонсо: гонщик не допускает даже мысли о поражении, выжимая максимум даже в самой безнадежной ситуации.
Достижение: Героическая попытка удержаться в лидерах Гран При Венгрии на изношенной резине
Огорчение: Показательное празднование девятого места в Бахрейне, полное сарказма
КИМИ РАЙККОНЕН
ОЦЕНКА: 2 (6,09)
Возвращение финна в Маранелло стало горьким разочарованием как для пилота, так и для команды. Конечно же, порой Кими демонстрировал проблески таланта, который – в этом нет сомнений – по-прежнему с ним. И всё же, у Райкконена никак не получалось извлечь максимум из машины, как это делал Алонсо.
Спору нет, Ferrari сейчас – команда испанца, да и поведение техники не отвечает ожиданием Кими, но только от самого гонщика зависит, сумеет ли он исправить ситуацию.
Достижение: В Испании обогнал напарника в квалификации и почти до финиша опережал его в гонке
Огорчение: Столкновение с Чилтоном позади машины безопасности в Монако, стоившее подиума
РОМЕН ГРОЖАН
ОЦЕНКА: 3 (6,82)
По ходу сезона возникали моменты, когда эмоции и разочарование, казалось, захлёстывают Грожана – но в основном он умело справлялся с машиной, которой просто не под силу было регулярно бороться за очки. Когда ситуация позволяла, француз демонстрировал свои лучшие качества, но, учитывая многочисленные проблемы с техникой, дать объективную оценку выступлениям Ромена не так и просто.
Достижение: Пятый квалификационный результат в Испании – и восьмое место в гонке, когда машина дышала на ладан
Огорчение: Ошибка на ровном месте позади машины безопасности в Венгрии
ПАСТОР МАЛЬДОНАДО
ОЦЕНКА: 2 (5,45)
Хотя Мальдонадо вчистую проиграл Грожану, нужно учитывать все сложности предсезонных тестов и многочисленные технические проблемы команды, а потому венесуэльца можно частично оправдать за длительный период адаптации к новому окружению. В последних Гран При Пастор демонстрировал обнадеживающие признаки, и даже если допускал порой нелепые ошибки, в целом выступал довольно прилично.
Достижение: Сохранял хладнокровие, видя, что команда бесконечно далека от борьбы за подиумы
Огорчение: Авария на первом же круге квалификации в Испании – единственном этапе, где машина Lotus ехала неплохо
КЕВИН МАГНУССЕН
ОЦЕНКА 4 (7,09)
После невероятного второго места в дебютной гонке ситуация приобрела для Магнуссена довольно-таки шаткий характер. Но, начиная с Гран При Австрии, дебютант вновь начал демонстрировать стабильные выступления. Датчанин всегда был хорош в квалификациях, а теперь обрел способность регулярно добиваться результатов и в гонках. Да, иногда он допускает обычные для новичка ошибки (к ним не относится авария на старте в Хоккенхайме), но их в общем-то можно было ожидать.
Достижение: Второе место в дебютной гонке Формулы 1 в Австралии
Огорчение: Просчёты в борьбе на трассе на старте сезона, стоившие хороших результатов
ДЖЕНСОН БАТТОН
ОЦЕНКА: 4 (7,36)
Несмотря на вопросы относительно собственного будущего, Баттон продолжает эффективно исполнять возложенные на него обязанности. Порой случалось, что из-за просчётов команды выступления британца выглядели хуже, чем были на самом деле. В целом же он по-прежнему способен добиваться результата: пусть не всегда эффектно, но неизменно эффективно. В свои 34 года Баттон смотрится очень уверенно, хотя невооружённым взглядом заметно, что Магнуссен наступает ему на пятки.
Достижение: Превосходно выступил в Сильверстоуне, днём ранее умело использовав дождь в квалификации
Огорчение: Будучи в лидерах, получил комплект промежуточной резины на быстро подсыхающей трассе в Венгрии
СЕРХИО ПЕРЕС
ОЦЕНКА: 3 (6,45)
По ходу этого сезона к Пересу удавалось обратить на себя внимание: когда всё у него складывалось хорошо, мексиканец выглядел по-настоящему здорово. Бывало, что простое невезение стоило ему важных очков, однако Серхио и сам допускал ошибки – особенно памятным был инцидент в Канаде.
Он уступал напарнику чаще, чем опережал его, но когда результат зависел от износа резины, всегда оказывался на высоте.
Достижение: Невероятный подиум в Бахрейне
Огорчение: Врезался в Массу в Монреале. Если вы до сих пор не уверены, кто там виноват, пересмотрите запись с верхних камер
НИКО ХЮЛЬКЕНБЕРГ
ОЦЕНКА: 4 (7,18)
Не считая непростительной ошибки в Венгрии – там Нико, пропустив по оплошности напарника, попробовал контратаковать в последнем повороте, повредил переднее крыло и разбил машину – сезон для пилота складывается превосходно.
Очки в десяти из 11 Гран При и отличные выступления в квалификациях – это именно то, что необходимо Force India. Однако Хюлькенбергу предстоит еще добиться более эффективной работы с задней резиной на трассах, где её износ является ключевым фактором.
Достижение: Крайне усложнил жизнь Алонсо на пути к шестому месту в Мельбурне
Огорчение: Неудачная попытка обгона Переса в Венгрии, закончившаяся контактом
ЭСТЕБАН ГУТЬЕРРЕС
ОЦЕНКА: 1 (5,27)
В квалификациях мексиканец переиграл напарника со счётом 6-5, однако здесь, скорее всего, ключевую роль сыграла разница в весе между пилотами. Разумеется, порой Эстебан демонстрировал высокую скорость и провёл несколько приличных гонок, но и ненужных ошибок набралось в достатке. Контакт с внутренним отбойником в Монако, лишивший его и команду жизненно важных очков, будет ещё долгие годы сниться Гутьерресу в кошмарах.
Достижение: Сильное выступление в Венгрии: до момента схода всерьёз претендовал на очки
Огорчение: Монако, 58-й круг, поворот Rascasse
АДРИАН СУТИЛЬ
ОЦЕНКА: 3 (5,91)
На первый взгляд, результаты Сутиля в этом сезоне отнюдь не впечатляют. Однако нехватка скорости и скверная управляемость машины Sauber просто не дали немцу шансов проявить себя. Учитывая возможности техники и скорость Адриана, в итоге мы получили от крепкого середняка пелотона именно такие результаты, на которые можно было рассчитывать.
Достижение: В Венгрии был очень близок к завоеванию первых очков, финишировав 11-м
Огорчение: Лишний пит-стоп на Гран При Австрии из-за грубой ошибки во время радиообмена
ЖАН-ЭРИК ВЕРНЬ
ОЦЕНКА: 3 (7,00)
Нынешний сезон является лучшим для Верня в том плане, что переосмысленный психологический подход позволяет ему выступать более стабильно, особенно в квалификациях. После прошлогоднего приглашения Риккардо в Red Bull Racing француз нашелся с ответом, доказав, что по праву занимает место в пелотоне Формулы 1. Однако удачные выступления его напарника, дебютанта Больших Призов, в известной степени затмили успехи Жана-Эрика.
Достижение: Уверенно занимал второе место по ходу гонки в Венгрии, где в итоге финишировал девятым
Огорчение: В Австрии даже близко не смог соответствовать темпу Квята
ДАНИИЛ КВЯТ
ОЦЕНКА: 4 (7,18)
Многие сомневались, что россиянин сможет проявить себя на высшем уровне, перейдя в чемпионат мира прямиком из GP3/Ф3. Но несмотря на трудности во время предсезонных тестов, в дебютном Гран При он выглядел очень уверенно, пробившись в третий сегмент квалификации и заработав два очка благодаря финишу на девятом месте. Конечно, у Даниила случались и неудачные дни, однако успехов всё же было больше, и только из-за низкой надёжности техники STR Квят не сумел заработать больше очков.
Достижение: Стал самым молодым пилотом, когда-либо заработавшим очки в Ф1
Огорчение: Зацепил обочину и закрутился на квалификации в Венгрии
ФЕЛИПЕ МАССА
ОЦЕНКА: 3 (7,00)
Бразилец доказал, что сможет провести в Формуле 1 ещё несколько сезонов, несмотря на то, что в последние годы в Ferrari его карьера, казалось, пошла на спад. Масса по-прежнему быстр, однако его результаты в этом сезоне не всегда соответствовали скорости. Часто опытного пилота преследовали неудачи, но по ходу чемпионата Фелипе все чаще стал уступать напарнику.
Достижение: Потрясающий поул в Австрии – первый за шесть лет
Огорчение: Авария и переворот на старте в Хоккенхайме – и последовавшие обвинения в адрес Магнуссена
ВАЛТТЕРИ БОТТАС
ОЦЕНКА: 5 (7,64)
В начале сезона порой казалось, что Боттас хочет прыгнуть выше головы, пытаясь самоутвердиться на фоне Массы – но со временем финн выглядит всё более уверенным в своих силах. Три подряд подиума, завоёванные в быстрой и безошибочной манере в Австрии, Британии и Германии, продемонстрировали не только хорошую скорость машины Williams, но и то, что сам пилот способен регулярно добиваться от техники максимума.
Достижение: Безупречный прорыв с 14-го на второе место в Сильверстоуне
Огорчение: Упустил верный подиум, зацепив стену в Австралии
ЖЮЛЬ БЬЯНКИ
ОЦЕНКА: 4 (7,09)
Бьянки, обладая скоростью и надёжностью, не лучшим образом начал сезон – но позже успокоился и принёс команде два невероятно важных очка благодаря невероятному выступлению в Монако, несмотря на многие факторы, игравшие в тот день против него.
Француз является главным активом Marussia и оправдывает интерес, который вот уже несколько лет питает к нему Ferrari – демонстрируя, что, пожалуй, пришло время попробовать свои силы в команде как минимум из середины пелотона.
Достижение: Обгон Кобаяши в силовой манере, открывший путь к завоеванию очков в Монако
Огорчение: Столкновение с Сутилем в Бахрейне, приведшее к начислению штрафных баллов
МАКС ЧИЛТОН
ОЦЕНКА: 1 (5,36)
В начале сезона Макс демонстрировал обнадёживающие признаки, но с самого старта сезона никак не мог добиться достаточной стабильности по ходу уик-эндов. Конечно, проблемы с машиной сыграли свою роль, но британец мог бы гораздо чаще навязывать борьбу напарнику. Возможно, если бы он меньше концентрировался на том, чтобы догнать Бьянки, а сосредоточился исключительно на собственных выступлениях, то смог бы добиться больших успехов, поскольку определённо является более классным пилотом, чем о нём говорит сложившаяся репутация.
Достижение: 13-е место в квалификации Гран При Великобритании в сложных погодных условиях
Огорчение: Столкновение с Бьянки на первом круге в Канаде
КАМУИ КОБАЯШИ
ОЦЕНКА: 3 (6,82)
Японец терпеливо и усердно работает в непростых условиях, выступая довольно неплохо. Это позволяет предполагать, что он смог бы регулярно бороться за очки за рулём конкурентоспособной машины. Камуи удавалось значительно осложнить жизнь пилотам Marussia всякий раз, когда машина позволяла это делать и не подводила в плане надёжности. Но часто старания гонщика нивелировались слабым уровнем техники. Будущее Кобаши остаётся туманным, однако вовсе не по причине недостаточно сильных выступлений.
Достижение: Прошёл во второй сегмент первой же квалификации после возвращения в Ф1
Огорчение: Проблемы с тормозами, превратившие его машину в неуправляемую ракету на старте в Мельбурне
МАРКУС ЭРИКССОН
ОЦЕНКА: 1 (5,82)
23-летний новобранец находится в наименее выгодной ситуации, чтобы произвести впечатление, поскольку привлекает внимания только в тех случаях, когда оказывается вовлечён в инцидент, или же техника Caterham в очередной раз отказывает.
Кроме того швед тяжелее своего напарника, и это стоит ему нескольких десятых на круге. В таких условиях нельзя утверждать, что он так уж плохо справляется со своей работой: скорость Маркуса на самом деле выше, чем это кажется на первый взгляд.
Достижение: В Монако финишировал 11-м, остановившись в шаге от зачетной десятки
Огорчение: Ужасно провёл гоночный уик-энд в Венгрии, который закончился аварией на ранней стадии гонки