Верните гонкам Формулы 1 уникальность!
Будучи одним из немногих видов спорта, представленных в каждом уголке земного шара, Формула 1 просто обязана постараться сделать каждый этап поистине уникальным. Так, по крайней мере, считает Эд Стро
Несомненно, гонку в Сингапуре, которая ожидает нас в эти выходные, можно смело - наряду с Монако - отнести к разряду наиболее зрелищных этапов сезона Больших Призов.
И дело здесь отнюдь не в традициях - Ф1 впервые посетила эти места лишь в 2008 году. Скорее, незабываемым уик-энд на городской трассе делает великолепие ночного Сингапура, на фоне которого и разворачиваются баталии.
Но остались ли в современном календаре Формулы 1 другие этапы, обладающие такой же изюминкой? Не стали ли все Гран При чересчур похожими друг на друга?
Узнаваемость - это еще не все. Говоря маркетинговым языком, лишь немногие трассы из календаря Ф1 располагают так называемой особой продающей точкой, которая оставляет неизгладимое впечатление у простых обывателей. Многие ли автодромы могут похвастаться своей собственной Красной водой?
Формула 1 - это весьма необычный вид спорта и один из немногих, этапы которого проходят в течение года в самых разных местах земного шара.
Да, в футболе есть многочисленные национальные первенства плюс Кубок мира и континентальные соревнования вроде чемпионата Европы и Кубка африканских наций. При этом самый главный турнир проходит лишь раз в четыре года в течение месяца. Соревнования Формулы 1 продолжаются едва ли не круглогодично, чем коммерческое руководство спорта так любит хвалиться.
К тому же, уникальность Больших Призов состоит в том, что это спорт высших достижений, этапы которого разбросаны по всему миру.
Может показаться, что с точки зрения коммерческого продукта руководство Ф1 извлекает из этого сочетания максимум выгоды. В конце концов, у спонсоров есть отличная возможность продвигать себя разом в Китае, США, Западной Европе, Бразилии… Все это очень крупные и важные для них рынки.
Но в действительности все не так радужно, как представляется. Формула 1 едва ли может похвастаться избытком спонсорских средств, а дни, когда большие команды могли попросить потенциальных партнеров не иметь дела с другими участниками чемпионата, давно ушли в прошлое.
В Ф1 просто не извлекают максимума возможного из своих кругосветных путешествий. И сколько бы не говорилось о важности этого аспекта для коммерческой составляющей Больших Призов, воз и ныне там.
Большинству зрителей нет никакого дела до того, где именно проходит гонка. Да, болельщики со стажем чувствуют разницу и с гораздо большим нетерпением ждут, скажем, этапа в Спа, чем в Шанхае.
Все дело в том, что Формула 1 сама размыла границы и "стандартизировала" свои этапы. Разнообразие арен, принимающих соревнования, тщательно скрывается под унифицированным регламентом, диктующим принципы построения трасс, расписание этапов, четко прописывающим процедуру награждения, старта, подготовки к гонке и тому подобные вещи.
Я не говорю, что нужна революция, достаточно было бы и изменений в мелочах. Вспомните хотя бы подиум в Остине двухлетней давности, где триумфаторы предстали перед зрителями не в традиционных бейсболках Pirelli, а в ковбойских шляпах!
В FIA абсолютно правы, когда стараются регламентировать все процедуры, ведь раньше Гран При порой превращались в полный хаос, несший с собой довольно много опасностей. Но нельзя рубить на корню присущую различным этапам индивидуальность.
В прошлые годы гонки Ф1 гораздо меньше походили одна на другую. Трассы значительно отличались, а церемонии награждения победителей не были столь однотипными. И даже по титрам на экране можно было сразу понять, где проходит тот или иной этап. Болельщики со стажем вспомнят надписи "schnellste runde", "meilleur tour" или "vuelta rapida", сопровождавшие в первой половине 90-х титр о лучшем круге кого-то из пилотов.
Да, это мелочи, но нельзя не согласиться с тем, что они добавляли гонкам атмосферности.
Увы, подобная стандартизация - беда не одной только Формулы 1. Возьмем, к примеру, прошедший недавно в Бразилии Кубок мира по футболу. Определить, где проходит конкретный матч - в Сан-Паулу ли, в Рио-де-Жанейро, а может, в Белу-Оризонти - можно было лишь по надписи на щите недалеко от центральной линии поля.
И, судя по всему, в городах, принимающих подобные соревнования, потихоньку начинают задумываться о выгоде проведения подобных мероприятий для своего региона.
В итоге было решено, что игры чемпионата Европы 2020 года примет у себя дюжина различных стадионов из такого же числа стран [отбор из 19 городов-кандидатов, к слову, намечен на 19 сентября].
И хотя официальной причиной для такого шага является нестабильная финансовая ситуация в Старом Свете, полагаю, не последним фактором стала сомнительная выгода для страны от принятия у себя всего первенства. Какой смысл инвестировать огромные средства в действо, которое не отражает всей индивидуальности твоего региона?
В свете текущей обеспокоенности руководства Больших Призов вопросами привлечения зрителельского внимания к Ф1 можно обратить внимание и на эту неотъемлемую составляющую спорта.
Я не специалист по презентациям городов и стран, но уверен, что знающие люди могут дать организаторам дельные советы. Единственное, что понятно и так, - нужно срочно прекратить "душить" индивидуальность городов и стран, принимающих этапы чемпионата.
Да, спроектировать конфигурацию трассы в Шанхае в виде иероглифа "Шан" - это классная идея, но не более того. Мы видим трассу целиком лишь во время полуминутного ролика непосредственно перед сессиями, а хотелось бы чувствовать уникальную атмосферу места проведения гонки на протяжении всего уик-энда.
Совсем необязательно включать какие-то национальные стереотипы - достаточно обратить внимание на характерные особенности разных мест.
Организаторы традиционной велогонки Тур де Франс, например, добились немалых успехов в области представления уникальных характеристик провинций, принимающих гонку. Я понимаю, что велосипедисты ездят по самим городам, тем самым неизбежно рекламируя их, но Формуле 1 есть чему поучиться в плане презентации 20 уникальных мест в году.
Кому-то это покажется не столь важным. Конечно, на фоне увлекательности самих гонок и экономических трудностей в спорте такой аспект выглядит нелепой безделицей, но это неотъемлемая часть Формулы 1, о которой стали забывать, даже расширив границы Больших Призов далеко за пределы Европы.
Нужно что-то сделать, чтобы не создавалось ощущение, что Формула 1 на протяжении всего года путешествует по безымянным парковкам, и лишь треть всех этапов обладает собственным лицом.
Неплох вариант с организацией гоночного уик-энда в формате особого мероприятия, имеющего собственную ценность. В этом отношении прошедший недавно этап в Австрии даст фору большинству гонок сезона - и не в последнюю очередь благодаря усилиями компании Red Bull. Многие промоутеры, глядя на успех этого Гран При, могли лишь кусать локти.
Если еще немного подумать над этим вопросом, можно предложить массу вариантов для привлечения болельщиков на трибуны. И место проведения гонки - лишь малая часть этого плана.
По крайней мере, организаторам уже удалось создать по-настоящему интернациональный календарь сезона. Осталось лишь использовать свои возможности по максимуму, но с этим у Формулы 1 традиционно возникают проблемы…