Гран При России: сто лет назад

10 октября 2014 в 22:37

В эти выходные проходит премьерный Гран При России Формулы 1, однако ровно сто лет назад в России уже был разыгран Большой Приз по автомобильным гонкам. Сергей Беднарук покопался в архивах и восстановил события вековой давности

Первые в России (тогда еще царской) международные кольцевые автомобильные гонки были организованы в 1913-м. Их устроители из Санкт-Петербургского автомобиль-клуба (СПАК) не решились [вопреки информации современных источников] придать своим соревнованиям статус Большого Приза, хотя впоследствии об этом пришлось жалеть, ибо по составу участников и уровню организации они ничуть не уступали зарубежным Гран При, которые к тому времени уже проводилось во многих странах.

Зато в следующем году организаторы уже с полным правом подали заявку на проведение гонки Гран При – и 18 мая 1914 года близ тогдашней столицы состоялся Большой Приз Санкт-Петербургского автомобиль-клуба (в те времена соревнованиям давалось название не страны, а местного автоклуба). Планировалось провести 12 кругов общей протяженностью около 384 км, но губернатор не разрешил на столь длительный срок перекрывать дороги общего пользования, поэтому дистанцию сократили до семи кругов (224 км).

Победитель Гран При немец Вилли Шолль на Benz
Победитель Гран При немец Вилли Шолль на Benz

Трасса представляла собой большой четырехугольник между Красным Селом, Лиговым и станцией Александрово. Все примыкающие дороги огородили шлагбаумами, было выставлено оцепление из военных и полиции. В поворотах насыпали большие кучи песка, которые служили смягчающим барьером безопасности.

На особо опасных участках дежурили кареты "скорой помощи" с докторами и фельдшерами. Через каждые полторы версты располагались судьи с сигнальными флажками. Связь на трассе обеспечивала большая группа мотоциклистов.

Увы, состав участников получился не очень представительным – большинство именитых гонщиков предпочли подготовиться к скорому Гран При АКФ во Франции. Кроме того, некоторых отпугнули высокие стартовые взносы. В итоге на гонку заявилось 15 участников, из которых на старт вышло только 12. Среди них оказалось лишь двое иностранцев. [Цифры 1913 года выглядели более впечатляющими: 21 заявка и 18 стартовавших, включая шестерых гостей из-за рубежа.]

Гонщики отправлялись на дистанцию с раздельного старта. Результаты подсчитывались с учетом трех параметров, наиболее значимым из которых был зачет по времени прохождения всей дистанции. Также брались в расчет регулярность хода и отдача двигателя, которая высчитывалась по сложной формуле.

Лучшим российским гонщиком стал Овсянников, занявший второе место
Лучшим российским гонщиком стал Овсянников, занявший второе место

С первого же круга основная борьба развернулась между двумя иностранными участниками – фирменным гонщиком завода Карла Бенца в Мангейме немцем Вилли Шоллем и итальянцем Бериа д’Аржентина на Aquila Italiana. В сражение с ними сумел вклиниться россиянин Степан Овсянников на английском Vauxhall.

А вот главный фаворит – заводской гонщик отечественного "Руссо-Балта" Иван Иванов – вынужден был сойти уже на первом круге из-за поломки усовершенствованного специально перед домашним Гран При двигателя. Кроме Иванова, до финиша не смогли добраться еще четверо участников.

Гонка длилась около трех часов. В итоге уверенную победу одержал Вилли Шолль, опередивший финишировавшего вторым Овсянникова на восемь минут (кстати, в гонке 1913 года первым также пришел автомобиль Benz - тогда за рулем был россиянин Георгий Суворин). Еще в шести минутах позади дистанцию закончил д’Аржентина.

Итальянец д'Аржентина пришел третьим
Итальянец д'Аржентина пришел третьим

Шолль преодолел семь кругов за 1:48.32,2 со средней скоростью 123,8 км/ч. При этом на быстрейшем круге немец на огромном автомобиле Benz с 15-литровым мотором установил результат 138,14 км/ч. В зачетах на регулярность хода и отдачу двигателя Вилли показал второй результат.

Историк Юрий Мелентьев в своей книге "Автомотострасти Российской империи" привел любопытную цитату из одного репортажа тогдашней прессы: «Гонка, надо сознаться, была организована в смысле охраны дороги вполне образцово и прошла великолепно, при огромном стечении публики, чему способствовала также идеальная для Петербурга погода».

К сожалению, через месяц с небольшим после первого российского Большого Приза прозвучал трагический выстрел в Сараеве и началась Первая мировая война. Соревнования 1914 года стали последними крупными автогонкам в дореволюционной России, а следующего Гран При нашей стране пришлось ждать целых сто лет.

Большой Приз Санкт-Петербургского автомобиль-клуба 1914 года
Большой Приз Санкт-Петербургского автомобиль-клуба 1914 года

Сергей Беднарук, специально для AUTOSPORT.com.ru

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle