Кто станет напарником Макса Ферстаппена в Toro Rosso?
В молодежной программе Red Bull есть четыре пилота, и каждый из них претендует на место гонщика Toro Rosso в следующем сезоне Формулы 1. Бэн Андерсон оценивает каждого из кандидатов
В Формуле 1 всё может измениться в одно мгновение. Конечно, это клише, но такова правда. Взять, к примеру, Red Bull Racing: в этом году один их парень выступает посредственно, тогда как в прошлом сезоне он громил соперников направо и налево, завоевав четвертый чемпионский титул кряду.
По большому счёту, ситуация Себастьяна Феттеля ничем не отличается от остальных протеже команды: немец достиг небывалых высот в RBR, но в этом сезоне потерял былую силу, из-за чего теперь переходит в Ferrari.
Даниэль Риккардо, не особенно блиставший за рулем Toro Rosso, заменил в этом сезоне в главной команде Марка Уэббера – и сейчас уже его все считают следующей звездой Формулы 1.
Даниил Квят движется по карьерной лестнице семимильными шагами: всего за один год россиянин выиграл титул в GP3, ярко дебютировал в Toro Rosso и стал новой надеждой Red Bull Racing.
В Ф1 всё меняется очень быстро, и это, без сомнений, должно радовать Жана-Эрика Верня, который надеется всё же остаться в Больших Призах.
Когда прошедшим летом Red Bull подписала контракт с дебютантом европейской Формулы 3 Максом Ферстаппеном, и практически тотчас решила бросить его в самое пекло, посадив за руль Toro Rosso в 2015-м, перспективы Верня были совсем мрачными.
Он потерял место в команде из Фаэнцы, не имея при этом шансов перейти в Red Bull Racing. Казалось, в распоряжении француза осталось всего восемь гонок, чтобы проявить себя и попытаться сохранить место в Ф1.
Но череда событий – а именно скорое расставание Ferrari с Фернандо Алонсо и переход в Скудерию Себастьяна Феттеля вкупе с повышением Квята, имеющего на тот момент всего 15 стартов в Гран При – открыла для карьеры Верня новые возможности.
Руководитель Toro Rosso Франц Тост хочет видеть в команде опытного пилота, который бы помогал в обучении юному Ферстаппену (которого советник Red Bull Хельмут Марко уже назвал новым Айртоном Сенной). И похоже, владелец Red Bull Дитер Матешиц разделяет мнение Тоста.
Благодаря этому у Верня есть все шансы сохранить своё место в Toro Rosso на сезон-2015. Если так и произойдет, то для француза, о расставании с которым Red Bull объявила после подписания контракта с Ферстаппеном, подобный поворот судьбы можно будет считать невероятным везением.
Но на место призового пилота STR претендуют, помимо Верня, несколько талантливых воспитанников молодежной программы Red Bull – это новоиспеченных чемпион Формулы Renault 3.5 Карлос Сайнс-младший, без пяти минут победитель GP3 Алекс Линн и вице-чемпион ФR3.5 Пьер Гасли, пользующийся, вдобавок, поддержкой поставщиком моторов из компании Renault.
Босс Red Bull Racing Кристиан Хорнер сказал, что до окончания сезона решения ждать не стоит, так что Жану-Эрику вновь предстоит с тревогой ждать выбора команды.
«Мне важно, чтобы люди доверяли мне, но в мою пользу есть немало аргументов, - сказал Вернь, комментируя своё возможное отсутствие в пелотоне будущего года. – Вы видите результаты Даниэля и Себа? Так вот, в последние два года мы выступали с Даниэлем на равных.
Конечно, когда вы знаете о грядущем переходе в топ-команду, то чувствуете себя комфортно, Но в действительности раскрыть свой потенциал и показать свои возможности получается именно тогда, когда ситуация далека от комфорта.
В такие моменты мне всегда удается проявить себя, и сейчас хотелось бы продолжить в том же духе. Из года в год я не знаю, что будет со мной в следующем сезоне, так что это не проблема. Сам этот факт никак не скажется на моих выступлениях в гонках».
Вернь оказался в непростой ситуации. В качестве главного аргумента в свою пользу он приводит сильные результаты на фоне Риккардо, когда пилоты были напарниками в Toro Rosso (даже несмотря на то, что австралиец выиграл у него внутрикомандное сражение в сезоне-2013).
Но ведь именно эту ситуацию и анализировали в Red Bull – и сделали свой выбор, решив, что Верня можно оставить еще на год, но только в качестве ориентира для новых талантов молодежной программы.
В этом сезоне он хорошо пилотировал машину, которая не отличалась особой надежностью (особенно хорошо француз смотрелся в последних гонках, когда его перспективы выглядели особенно неблагоприятными), но в конечном счете в Red Bull возобладало мнение, дебютант Ф1 Квят справился со своей работой лучше, чем гонщик, которые проводит в Больших Призах третий год.
«Все знают, что я потерял место в Toro Rosso не из-за результатов, - считает Вернь. – Я принёс команде наивысшее достижение с тех пор, как она стала самостоятельно конструировать автомобили. Победа Феттеля на Гран При Италии-2008 не считается, поскольку он пилотировал [прошлогоднюю] машину, построенную Red Bull.
Компания всегда меня поддерживала. Благодаря им я оказался здесь, и мы наверняка можем найти вариант, при котором я останусь в семье Red Bull, пусть даже и не буду выступать за Toro Rosso. Посмотрим, но пока еще ничего не решено. На данный момент остаюсь протеже Red Bull…»
На данный момент да. По ходу Гран При Бельгии Тост признал, что Вернь потерял интерес для Red Bull еще год назад, когда проиграл свою борьбу Даниэлю Риккардо за место в составе основной команды. Так что если даже француз останется в Toro Rosso еще на один сезон – то, увы, только для того, чтобы облегчить процесс обучения Ферстаппену.
Сложность этого варианта для Red Bull Racing в том, как он появился. Верню фактически уже указали на дверь, когда Феттель внезапно объявил об уходе из команды – разумеется, француз остался далеко не в восторге от того, что на место Себастьяна взяли молодого Квята, а не его.
Готов ли Жан-Эрик поступиться своей гордостью в обмен на еще один год выступлений в Формуле 1, надеясь за это время найти альтернативные варианты на 2016-й? Ведь Red Bull могут просто решить минимизировать потери и избежать ненужных сложностей: в распоряжении компании есть три других пилота, жаждущих пробиться в Ф1.
Многие считают Сайнса-младшего (сына легендарного Карлоса Cайнса, двукратного чемпиона мира по ралли) лучшим из претендентов на освободившееся место в Toro Rosso. На прошлогодних молодежных тестах в Сильверстоуне он отлично себя проявил, сев за руль Red Bull Racing и Toro Rosso, а недавно испанец стал первым в истории молодежной программе Red Bull чемпионом Формулы Renault 3.5.
Правда, недавнее решение нефтяной компании Cepsa прекратить с будущего года сотрудничество с Toro Rosso снижает его шансы оказаться в команде, но сам Сайнс чувствует, что готов к такому шагу.
«Если бы я получил место призового пилота Toro Rosso на сезон-2014, то был бы быстр, хотя в сложных ситуациях, возможно, и столкнулся бы с определенными проблемами, - сказал Сайнс-младший. – В этом году я многому научился, что придаёт уверенности: если я стану пилотом команды в следующем сезоне, то с первой же гонки буду хорошо справляться со своей работой.
Когда только появились новости о вакантном месте в Toro Rosso, все сразу же стали называть меня главным кандидатом меня на роль основного пилота, но я с самого начала предложил подождать. В Red Bull могут принять любое решение, поскольку в нашей молодежной программе есть очень сильные ребята.
Но давайте надеяться, что выбор будет в мою пользу. Мне нужно сохранять спокойствие, поскольку сейчас от меня уже ничего не зависит.
Думаю, что сделал свою работу. Я продолжу заниматься на симуляторе и постараюсь выжать максимум из машины Red Bull на тестах по окончании сезона Ф1 в Абу-Даби, которые мне полагаются за победу в ФR3.5.
Я раскрыл все свои козыри – можно воспользоваться статистикой и посмотреть мои результаты, так что мне нужно просто ждать. Иногда в Ф1 такое бывает. Сейчас я чувствую, что в этом году куда лучше готов к дебюту в Больших Призах. Мне просто остаётся ждать и надеяться».
Ну а если выбор не будет сделан в пользу Верня или Сайнса-младшего, то следующим наиболее логичным вариантом является Алекс Линн. Благодаря уверенной победе на Гран При Макао-2013 он попал в поле зрения Red Bull и перешел в GP3, где сейчас ему нет равных.
Только чудо в исполнении Дина Стоумана – поул и две победы с лучшими кругами при тотальном провале самого Линна – может лишить британца титула на финальном этапе серии в Абу-Даби.
Однако сложно представить, за счет чего Линн может убедить боссов Red Bull в том, что он заслуживает места в Ф1. Да и сам британец не испытывал особенной уверенности в своих шансах, когда отвечал на вопрос о возможности выступлений за Toro Rosso в следующем году.
«Всё, что я могу – своими выступлениями доказать, что заслуживаю это место, - рассказал Линн в интервью AUTOSPORT. – Конечно, для этого надо произвести впечатление на тех, кто принимает решения – я имею в виду Хельмута [Марко]. Сложно понять, что у него на уме, поскольку он никогда не раскрывает раньше времени своих карт.
Но он точно будет доволен, если я стану чемпионом – это стало бы более чем очевидной демонстрацией моих способностей. Хельмут всегда ставит перед нами задачу выиграть титул, а в противном случае наша ситуация осложняется.
Карлос отлично поработал в этом году, как и Жан-Эрик на Гран При Сингапура, поэтому я не смогу участвовать в борьбе за место второго пилота Toro Rosso, если сам не выиграю чемпионат.
В начале года Хельмут сказал: “Посмотрим, как ты со всем справишься. Если проявишь себя очень ярко, то мы рассмотрим варианты”. У Red Bull сейчас прекрасное положение, ведь мы все отлично справляемся со своей работой – и для нас нет большей мотивации, чем осознание того, что в команде Ф1 есть вакантные места.
Но что бы ни произошло, я должен быть премного благодарен Red Bull, поскольку молодежная программа компания даёт вам шанс осуществить мечту».
На фоне этих пилотов Пьер Гасли в борьбе за место боевого пилота Toro Rosso выглядит наименее предпочтительно. Став вице-чемпионом в своём дебютном сезоне Формулы Renault 3.5 француз, похоже, в следующем году должен перейти в GP2, где уже провел несколько гонок во второй половине этого года.
С другой стороны 18-летний пилот отлично подходит под новую неожиданную философию Red Bull: продвигать в Ф1 гонщиков, которые являются еще подростками, а поддержка Гасли со стороны Renault может помочь ему занять заветное место в Toro Rosso.
«Мне интересно, раздастся ли заветный звонок или нет, - признался Пьер. – Я действительно доволен тем, чего добился, так что посмотрим. Карлос завоевал гораздо больше очков в начале года, когда мы проходили период адаптации, но давайте подождем и посмотрим, каким окажется решение боссов.
Думаю, у меня всё же есть шанс оказаться в Ф1. Я постараюсь продемонстрировать им, что способен сделать этот шаг. В дебюте в ФR3.5 мне пришлось очень нелегко в борьбе с более опытными пилотами, но в конце года я чаще оказывался впереди. Делая поправку на мой опыт, думаю, на протяжении всего сезона я показывал хорошие результаты.
Мне кажется, я готов к Ф1. Макс получил свой шанс – он действительно очень молод, но Red Bull дала ему возможность проявить свои способности, так что я надеюсь, в моём случае они поступят точно так же, а уж сам я постараюсь им доказать, что заслуживаю этого.
Я хочу быть в Формуле 1 и сделаю всё, чтобы туда попасть. Но решение здесь зависит только от одного человека, так что наберёмся терпения».
Хорнер настаивает, что все четыре пилота по-прежнему претендуют на вакантное место в Toro Rosso – и в компании Red Bull не торопятся с выбором того единственного, кто его займет: руководители программы хотят дождаться завершения сезона во всех молодежных сериях.
А это значит, что у Линна есть еще один шанс произвести впечатление на своих боссов, в то время как Верня ждут еще целых три Гран При, по ходу которых он постарается склонить чащу весов в свою пользу.
Сайнс, между тем, проведёт тесты на машине Ф1.
При таком непростом выборе хороших пилотов решение принять очень нелегко, и кого-то оно наверняка сильно расстроит. Но именно так уже много лет действуют в Red Bull…