Большое интервью: руководитель Toro Rosso Франц Тост

31 октября 2014 в 22:42

Бессменный руководитель STR Франц Тост в обстоятельном интервью Александру Кабановскому вспомнил самые яркие страницы в истории команды и тех пилотов, что выступали за неё в разные годы, а также поделился своими мыслями о Данииле Квяте и том, что ждет его в Red Bull Racing

Представить команду Toro Rosso без Франца Тоста невозможно. Менялись пилоты, конструкторы, поставщики моторов – а немногословный австриец неизменно оставался на капитанском мостике.

Он говорит без особой спешки, в нем вообще нет свойственной более молодым боссам резкости движений и фраз. Уже десяток лет его маленькая Скудерия готовит молодых гонщиков для больших свершений. Франц больше многих знает о работе с пилотами, только начинающими карьеру – и где-то в самой глубине его умных глаз нет-нет, да промелькнут искорки сожаления о том, что воспитанные им мальчишки быстро покидают Фаэнцу и прославляют главный коллектив Дитриха Матешица…

В обстоятельном интервью Александру Кабановскому Тост вспомнил самые яркие страницы в истории команды и тех пилотов, что выступали за неё в разные годы, а также поделился своими мыслями о Данииле Квяте и том, что ждет россиянина в Red Bull Racing.

Франц, давайте начнем издалека. Как случилось, что вы заинтересовались автоспортом?
Франц Тост: Это у меня с самого детства. Сколько себя помню – родители всегда покупали журналы о гонках, сразу несколько каждую неделю, а я прятал их у себя под кроватью. Разумеется, будучи болельщиком Йохена Риндта, я не пропускал ни одной гонки Ф1 по ТВ – к счастью, у нас в Австрии их показывали в полном объёме. Тогда-то все и началось.

А пробовали ли вы сами садиться за руль гоночной машины?
ФТ: Конечно! Я выступал в Формуле Ford, а потом в Формуле 3. Когда после школы мне захотелось научиться спортивному менеджменту – времени на собственные гонки стало все меньше, а получив диплом, я вынужден был честно признаться себе, что пилота из меня не вышло – скорости не хватает. К тому же, меня ждала работа.

Правда, она была напрямую связана с автоспортом – в гоночной школе Вальтера Лехнера мне предстояло искать спонсоров для молодых пилотов. Также я был там гоночным инструктором, но очень быстро переквалифицировался в тим-менеджеры. Мы гонялись в различных молодёжных "формулах" по всей Европе, потом стали также выступать и на Porsche. Хорошее было время.

История команды Toro Rosso насчитывает уже практически десять лет. Вы помните, как она начиналась?
ФТ: А как же! В августе 2005 года мне позвонил Дитрих Матешиц и спросил, владею ли я итальянским. У меня с этим было все в порядке, и тогда он продолжил: "Отлично, тогда собирайся переезжать". Так в ноябре того же года я начал работу на посту, который занимаю и поныне.

Дебютную гонку Toro Rosso в Бахрейне-2006 пилоты Льюцци и Спид завершили 11-м и 13-м © LAT
Дебютную гонку Toro Rosso в Бахрейне-2006 пилоты Льюцци и Спид завершили 11-м и 13-мФото: LAT

Поначалу философия нашего проекта была очень простой: мы использовали шасси Red Bull годичной давности, причем первое время на них даже стояли моторы V10, хотя вся Формула 1 уже перешла на V8. Нам разрешили сделать это с использованием специального воздушного рестриктора.

Потом мы договорились с Ferrari и перешли на их двигатели, хотя у Red Bull стояли другие моторы [Renault]. Получалась, что наша машина была не в точности такой, как оригинал – но это всё равно были очень удачные шасси, построенные Эдрианом Ньюи. Они позволили нам выступать очень успешно, и в итоге Себастьян Феттель выиграл гонку в Монце.

Тогда конкуренты заявили, что теперь мы не вправе использовать клиентские машины. Они добились внесения изменений в регламент, и с 2009 года мы стали полноценными конструкторами. Для этого команде пришлось обзавестись собственной инфраструктурой: мы завели полноценный отдел аэродинамики с собственной трубой и подразделением вычислительной гидродинамики, а также конструкторское бюро и производственный отдел.

Когда я только пришел в команду, там трудились 85 человек. Сейчас у нас их примерно четыре сотни

Когда я только пришел в команду и это была по сути Minardi, там трудились 85 человек. Сейчас у нас их примерно четыре сотни.

Помните ли вы свои эмоции от победы Toro Rosso в Монце? Тогда, в 2008-м, у Red Bull еще не было ни одной выигранной гонки – а вы смогли сделать это для господина Матешица…
ФТ: О да, это был эмоциональный момент для всей нашей команды. Во-первых, то была первая победа в истории Toro Rosso, во-вторых, мы одержали её в своей домашней гонке.

Тогда оказалось, что этот результат во многом символичен. В ту пору совладельцем команды был Герхард Бергер, который ровно за 20 лет до этого победил в Монце на Ferrari [отобрав единственную в сезоне-88 победу у пилотов непобедимой McLaren-Honda]. Кроме того, сам я впервые в жизни увидел гонку Формулы 1 тоже в Монце!

Так что это было очень здорово и запомнилось особенным сочетанием обстоятельств.

Тот сезон 2008 года стал лучшим в истории Toro Rosso?
ФТ:
Да. До настоящего времени именно он – самый успешный для нас.

Феттель и Тост принесли концерну Red Bull первую победу в Ф1 ©
Феттель и Тост принесли концерну Red Bull первую победу в Ф1

А какой вы бы назвали сильнейшим после того, как команда стала сама строить шасси в 2009-м?
ФТ:
Я бы сказал – нынешний. Мы добились в последнее время большого прогресса, и сейчас почти в каждом Гран При видим одного или даже обоих своих пилотов в финале квалификации. Для нас это можно считать несомненным успехом ведь есть Red Bull Racing, Ferrari и Mercedes, также очень сильны представители Williams.

Это уже восемь машин, и за два оставшихся места в десятке нам приходится вести непростой спор с McLaren и Force India. Учитывая, что соперники имеют преимущество как в бюджете, так и в чистой скорости машины, наши результаты я бы назвал вполне неплохими.

За все эти годы в Toro Roso выступало множество пилотов. С кем было лучше всего работать?
ФТ:
У нас было несколько славных парней. Я бы отметил Даниэля Риккардо - он весьма хорош. Конечно, нужно назвать и Даниила Квята - в противном случае Red Bull Racing просто не пригласила бы его. Но должен сказать, и Жан-Эрик Вернь вовсе не лишен таланта. Ну и, конечно, интересно будет посмотреть, как покажут себя наши пилоты в будущем сезоне.

У нас было несколько славных парней. Я бы отметил Даниэля Риккардо

Приходилось ли вам о чем-то сожалеть по ходу нынешнего чемпионата?
ФТ:
Если называть сожалениями те моменты, когда по ходу гонок мы занимали хорошие позиции - скажем, Жан-Эрик был пятым в Монако, а Даниил шел на седьмое-восьмое место, но затем оба сошли из-за технических поломок, - то да, подобное очень непросто переживать. Но, к сожалению, это часть нашего спорта. Впрочем, должен признать, таких огорчений в нынешнем году у нас было не так и много.

А вообще, как вам видится глобальная идея проекта Toro Rosso: команда всё же должна в первую очередь бороться за результаты – или готовить молодую смену для RBR?
ФТ: Мы должны успевать всё. Готовить пилотов, разумеется, но при этом не забывать и о результатах. Более того, команда должна прибавлять, и даже если за нас выступают молодые гонщики, мы все равно ставим себе целью через год-два войти в первую шестёрку Кубка конструкторов.

"рано или поздно даниил станет звездой"{ .red }

Уже почти год вы работаете с Даниилом Квятом. Каково ваше мнение о нем? Что делает его особенным?
ФТ: Прежде всего, природная скорость. Кроме того, он невероятно умелый пилот. Также нельзя не отметить его страть к гонкам и подход к делу: Даниил отличается невероятной трудовой дисциплиной и всегда выкладывается до конца, идет ли речь о пилотировании на трассе или работе с инженерами. Он чрезвычайно нацелен на успех и готов ради этого трудиться сам и вести за собой других.

В этом году Квят не раз радовал своего босса © LAT
В этом году Квят не раз радовал своего боссаФото: LAT

Есть ли какие-то области, на которые ему стоит обратить особенное внимание?
ФТ: Нет, я не стал бы выделять что-то конкретное.
Безусловно, Даниил должен продолжать учиться, постоянно осваивая что-то новое. Я должен отметить, этот процесс проходит на наших глазах, причем ему удается продвигаться вперед еще быстрее, чем прежде – это заметно даже со стороны.

У меня нет сомнений в его успешном будущем. Рано или поздно он точно станет звездой российского спорта, можете не сомневаться.

Уверяю вас, мы тоже искренне верим в это! Однако Даниэль Риккардо недавно сказал, что его новому напарнику не стоит ждать в Red Bull Racing легкой жизни. Вы отлично знаете обоих пилотов – чего можно ожидать от их внутрикомандного противостояния?
ФТ: Если говорить о персональных качествах, то они смогут отлично работать вместе, так как являются профессионалами и понимают, что нет никакого смысла действовать друг против друга.

Если говорить о стиле пилотировалия, то Риккардо, на мой взгляд, немного впереди в силу опыта – в особенности это касается работы с шинами. Но Квят – давайте использовать фамилии, так как имена у них практически одинаковые – будет быстро учиться. Пока что все преимущество одного из пилотов состоит в большем количестве проведённых Гран При. И на настоящий момент перевес тут довольно ощутимый.

В этом сезоне Риккардо выдал несколько первоклассных гонок и постоянно демонстрировал, что он очень быстр. Но в любом случае можно говорить, что в следующем сезоне у Red Bull Racing будет отличная пара гонщиков.

В следующем сезоне у Red Bull Racing будет отличная пара гонщиков

А что насчет Toro Rosso? За вашу команду выступит Макс Ферстаппен. Брать 17-летнего тинейджера весьма рискованyо…
ФТ: Зная Макса, я не вижу тут особенного риска. Да, ему 17 лет, но это просто число на бумаге. Он занимается гонками с 4-летнего возраста. За его плечами уже 13 сезонов, и поверьте мне – он отлично готов к дебюту в Ф1. За рулем машины он прекрасно справляется с работой, тут у меня нет вообще ни малейших сомнений.

Тост уверен в потенциале Ферстаппена © LAT
Тост уверен в потенциале ФерстаппенаФото: LAT

И теперь задача команд – как можно лучше подготовить его. Для этого у нас есть пятничные тренировки в этом году, мы начали на Сузуке и продолжим привлекать его к работе в трёх финальных гонках сезона. В сочетании с тестами в Абу-Даби это обеспечит ему хороший километраж.

Затем, зимой, начнётся следующая стадия подготовки, когда важную роль будут играть физические упражнения и работа на симуляторе.

Надеюсь, что нам удастся создать быструю и надежную машину, причем это относится и к силовой установке. И я действительно верю, что всё это вместе взятое, обеспечит Максу возможность зарабатывать очки с самого старта сезона.

Вы упомянули силовую установку. Всем известно, с какими сложностями столкнулись в Renault на старте нынешнего сезона. Насколько они смогут прибавить?
ФТ: Они уже добились прогресса. Сейчас у них весьма напряженная, но в то же время многообещающая программа доработок. Не сомневаюсь, что уже в будущем году они смогут предоставить мощный и надежный двигатель.

Сложно рассчитывать на успех без денег

А что вообще самое сложное для маленькой команды в современной Формуле 1?
ФТ:
Самое сложное, конечно – собрать необходимый бюджет. Маленьким командам особенно непросто отыскать спонсоров, а финансовый фактор лично я считаю важнейшим для хороших выступлений.

Когда у вас есть деньги – гораздо проще добиться поставленных целей. Они помогают привлечь нужных людей, что также важно. Не секрет, что самым сильным инженерам интересно работать в топ-командах. Они приходят в Формулу 1 не только за зарплатой, но и за ощущением успеха.

Есть ли у вас какой-то рецепт, который позволит сделать Формулу 1 лучше?
ФТ:
Знаете, Формула 1 сейчас в неплохом состоянии. Если вспоминать прошедшие гонки, они были интересными. Другой вопрос, что в этом году чемпионат получил новые правила, и команды допустили ошибку, когда не стали говорить об этом во всеуслышание.

Шестое место Жана-Эрика Верня в Сингапуре стало лучшим достижением STR в нынешнем сезоне © LAT
Шестое место Жана-Эрика Верня в Сингапуре стало лучшим достижением STR в нынешнем сезонеФото: LAT

Нам следовало больше объяснять детали тех невероятных технологий, которые используются в нынешних машинах. Это на самом деле возможность заглянуть в будущее: именно такие моторы через пять-десять лет станут использоваться на всех серийных автомобилях. Это агрегаты малого объёма с турбонагнетателем и двумя или тремя системами повторного использования энергии.

Формула 1 всегда стремилась оставаться спортом передовых технологий, но никогда прежде у нас не было возможности демонстрировать, что нас ждёт в будущем. Этим можно гордиться.

Как мы можем ожидать, что болельщики захотят прийти на трибуны, если сами ругаем гонки?

Во-вторых, нам не стоит критиковать Формулу 1. Когда ключевые персоны паддока говорят, что она уже не та, какой была прежде, что у нас теперь выступают неторопливые таксисты – это вовсе не здорово. Как мы можем ожидать, что болельщики захотят прийти на трибуны, если сами ругаем гонки?

Формула 1 по-прежнему хороша, но нам есть, куда стремиться.

Еще одним немаловажным фактором я бы назвал паритет в области моторов. Прежде они были практически равны по своим возможностям у разных производителей. Если же две машины на 1,5-2 секунды на круге быстрее всех остальных, это убивает интерес к гонкам.

Когда поклонники видят, что в квалификации одна команда имеет явное преимущество, они заранее знают, что гонка выйдет скучной. Два парня умчатся вперед, и все остальные их больше не увидят.

Именно поэтому важно, чтобы производители моторов могли дорабатывать их, а когда мы достигнем ситуации, в которой двигатели стали практически равными, нужно применить "заморозку", как это уже было сделано раньше с V8.

Наконец, организаторы должны активнее популяризировать свои соревнования. Достаточно вспомнить недавний этап на Red Bull Ринге в Шпильберге. Там не было свободных мест, посмотреть гонку собрались тысячи людей – но давайте вспомним, что рекламная компания стартовала в прошлом ноябре.

В итоге Гран При получился фантастическим, это касается не только гонок, но и всего остального. Зрители увидели замечательное авиационное шоу, парад исторической техники. Всё было по-настоящему интересным.

Или давайте вспомним Сингапур: там гонку сопровождают всевозможные концерты и тому подобные вещи. Если мы хотим привлекать молодежь, завоёвывать новых болельщиков, то дело не в одной Формуле 1. Требуется полноценная программа с множеством событий, одним из которых являются гонки. Самое ужасное – если люди на трибунах скучают.

Если все сделать правильно – не сомневаюсь, Формулу 1 ждет отличное будущее.

Большое интервью: глава STR Франц Тост
Большое интервью: глава STR Франц Тост

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle