Почему пилоты не должны ограничивать себя рамками Формулы 1

Эд Стро
24 декабря 2014 в 10:05

Жан-Эрик Вернь, Нико Хюлькенберг и Рубенс Баррикелло на своих примерах продемонстрировали, что гонки – это не только Формула 1. В вопросе разбирался Эдд Стро

Анализ последних событий позволяет выделить несколько новостей, которые можно навать большой редкостью для современной Формулы 1.

Прежде всего, действующий пилот Больших Призов заключил соглашение на выступление в составе одной из заводских команд в суточном марафоне в Ле-Мане.

Нико Хюлькенберг сядет за руль прототипа Porsche 919 Hybrid на кольце Сартэ, а также имеет шансы проехать гонку "6 часов Спа" (тут все зависит от судьбы странным образом вернувшегося в календарь Гран При Кореи). При этом гонщик продолжит исполнять свои прямые обязанности в Force India F1.

В последний раз действующий гонщик Формулы 1 выступал в 24-часовом марафоне в 2009-м – тогда на старт вышел уроженец Ле-Мана Себастьен Бурдэ. Однако за последние четверть века подобные примеры можно пересчитать буквально по пальцам.

Мало того – другой гонщик, за плечами у которого славная карьера в Формуле 1, выиграл свой домашний чемпионат. Рекордсмен по числу стартов в Гран При Рубенс Баррикелло стал сильнейшим в серии сток-каров V8.

Бывшие пилоты Ф1 редко блистами в других сериях. Победа Физикеллы в LMS - исключение © LAT
Бывшие пилоты Ф1 редко блистами в других сериях. Победа Физикеллы в LMS - исключениеФото: LAT

Наконец, изгнанный из Toro Rosso Жан-Эрик Вернь попробовал свои силы в Формуле E – и едва не победил сходу на этапе в Уругвае.

Любопытно, что в обозримом прошлом подобных примеров не так и много. Можно отметить лишь успехи Алена Проста в ледовых гонках Трофея Andros, а также титул Джанкарло Физикеллы в классе GTE Pro Серии Ле-Ман три года назад – на этом примеры успехов пилотов Формулы 1 в последние годы в других категориях заканчиваются.

[Позволим себе не вполне согласиться с коллегой Стро: все же есть еще победы Габриэле Тарквини c Тьягу Монтейру в WTCC и Мики Хаккинена с Тимо Глоком в DTM, плюс триумф Энтони Дэвидсона в WEC. Казуки Накаджима выиграл Суперформулу, а Нараин Картикеян едва не повторил это достижение в Auto GP.

Что уж говорить про Америку – достаточно вспомнить подвиги Хуана Монтои в IndyCar и NASCAR. Да и Марк Уэббер, думается, не сказал за рулем Porsche своего последнего слова]

Хюлькенберг, Баррикелло и Вернь находятся сейчас в совершенно разных точках собственной карьеры, но всех троих объединяет одно – каждый в той или иной степени разочаровался в Формуле 1.

Баррикелло повезло выступать в составе безоговорочных топ-команд: бразилец одержал 11 побед и стал вице-чемпионом мира.

Однако воспоминания о гонках за Ferrari, когда Рубенс был лишь подносчиком снарядов для Михаэля Шумахера, точно не доставляют бразильцу приятных эмоций. Его решимость продолжать выступления в Формуле 1 даже после потери места в Williams достойна уважения, пусть она и не принесла результата. Однако, в конечном счёте, ощущение незавершенности и стало той движущей силой, что привела его к успеху в Бразилии.

Что касается Хюлькенберга, то он дебютировал в Больших Призах пять лет назад и стабильно демонстрировал хорошие выступления в командах середины пелотона, так пока и не получив возможность проявить себя в "высшей лиге".

Он всерьёз ухватился за шанс с Porsche, и нет сомнений, что немец рассматривается выступления в марафонском чемпионате за одного из автопроизводителей в качестве реальной альтернативы Формуле 1.

Вернь задавал темп, дебютировав в Формуле Е © LAT
Вернь задавал темп, дебютировав в Формуле ЕФото: LAT

В конце концов, его старый знакомец Марк Уэббер связан с компанией долгосрочным контрактом и к тому же получает неплохие деньги. Похожая ситуация "светит" и самому Хюлькенбергу, если он адаптируется к новой технике и привыкнет к работе в разносортном трафике WEC.

Вернь же не скрывает своего разочарования ситуацией, в которой очутился. Порой он добивался в Ф1 ярких результатов, хотя и не отличался стабильностью (зато стал едва ли не чемпионом по невезению).

Однако Жана-Эрика можно назвать гонщиком, который точно был бы в строю, не начни Формула 1 сотрясаться от громких перемен. Но в итоге ему пришлось искать для себя иные варианты, одним из которых стал этап Формулы E в Уругвае, где француз проехал за команду Майкла Андретти. И если бы не приглашение со стороны Ferrari, кто знает, возможно, мы бы увидели его в IndyCar.

История не исчерпывается этими тремя примерами. В последние месяцы из-за неясного собственного будущего в составе McLaren Дженсон Баттон стал активно присматриваться к другим чемпионатам.

Год назад британец не рассматривал возможность продолжения карьеры в марафонских гонках, но позже изменил своё мнение, заново изучив имеющиеся варианты.

История его бывшего напарника Баррикелло была похожей. Оставаясь в Формуле 1, тот начисто исключал возможность выступлений в IndyCar по соображениям безопасности. Однако, когда карьера бразильца в Больших Призах закончилась, он отправился в Штаты, неплохо показав себя в дебютном сезоне, и только по финансовым причинам не смог продолжить выступления.

Это яркий пример того, как сильно может измениться ситуация для любого гонщика. В последние недели AUTOSPORT занимается составлением собственного рейтинга 50-ти лучших гонщиков 2014 года, и анализ предыдущих списков является частью текущего задания.

В любой карьере случаются как взлёты, так и падения. 27 пилотов, которые находились в рейтинге в прошлом году, по итогам текущего сезона в список не попали. Если взглянуть назад, можно найти немало примеров гонщиков, звезда которых ярко сияла, и прежде, чем блеск её угасал, они успевали проявить себя в абсолютно разных категориях.

Джим Кларк находил время гоняться в BTCC параллельно с чемпионской кампанией-1965 в Ф1 © LAT
Джим Кларк находил время гоняться в BTCC параллельно с чемпионской кампанией-1965 в Ф1Фото: LAT

Если пилот Формулы 1 оказывается в ином чемпионате, он неизбежно начинает рассказывать, насколько эта альтернатива лучше Больших Призов. Но, что ни говори, Формула 1 по-прежнему остаётся заветной мечтой для любого гонщика.

Вряд ли такая ситуация изменится. Это вовсе не означает, что уровень других чемпионатов недостаточно высок или же там нет хороших команд, просто интерес к топовой категории несоизмеримо выше.

Любой футбольный болельщик будет следить за перипетиями в высшей лиге, а не в четвёртом или пятом дивизионе – эта ситуация справедлива и для автоспорта.

Однако есть и довольно успешные чемпионаты. Процветают гонки на выносливость: пожалуй, в последнее время туда приходит больше талантливых профессионалов, чем даже в Формулу 1. Как показали выступления Марка Уэббера, лучшие представители этой марафонской категории являются действительно высококлассными мастерами своего дела.

Стоит обратить внимание на кое-что ещё: в былые времена асы Формулы 1 вовсю гонялись везде, где только можно – в Формуле 2, серии Can-Am, чемпионатах спорткаров. Можно вспомнить [трёхкратного чемпиона мира] Джима Кларка, выступавшего в британском "кузовном" чемпионате. Сейчас подобного не встретишь.

Очень жаль, ситуация пришла к этому, но в то же время такое положение служит доказательством возрастающей специализации разных гоночных категорий.

Классическим примером тут можно назвать DTM. Это отличный чемпионат, полный профессиональных пилотов и производителей с громкими именами, однако многим признанным мастерам не удалось проявить в нём себя.

Три сезона, проведённые Френтценом в DTM, нельзя назвать успешными © LAT
Три сезона, проведённые Френтценом в DTM, нельзя назвать успешнымиФото: LAT

В то время, как Жан Алези и Мика Хаккинен добились в немецкой "кузовной" серии побед, Ральф Шумахер, Дэвид Култард и Хайнц-Харальд Френцен решительно ничем не запомнились.

А почему вообще они должны были преуспеть? В конце концов, в DTM полно специалистов по этой серии – таких, как Маттиас Экстрём, начавший свою карьеру в чемпионате в 2001-м. Есть тут и предельно мотивированные молодые гонщики, включая Марко Виттмана, уверенно завоевавшего титул в сезоне- 2014. Не стоит забывать и о новом "резервисте" Mercedes F1 Паскале Верляйне.

Похожая ситуация и в IndyCar. Баррикелло неплохо справлялся за рулём машины небольшой команды, которую уж точно нельзя отнести к элите первенства - но усилий дебютанта оказалось недостаточно, чтобы переиграть тех, кто провел в IndyCar десять и более сезонов.

Учитывая тенденцию увеличения в Формуле 1 количества пилотов со спонсорской поддержкой, всё больше гонщиков, способных достигать высоких результатов в Больших Призах, будут вынуждены искать себе работу где-нибудь ещё.

Вопрос заключается в том, способны ли преуспеть в других чемпионатах те пилоты, кому в Формуле 1 указали на дверь? Успех Верня в Формуле E – первенству, которому три гонки от роду - стал скорее исключением, нежели правилом. Повторить нечто подобное где-нибудь ещё будет очень непросто, и не важно, насколько ты хорош.

Ситуация Нико Хюлькенберга довольно интересна и неоднозначна. Тогда как Уэббер принял предложение Porsche, когда его карьера в Формуле 1 явно подходила к концу, у немца в запасе потенциально есть ещё много сезонов.

Но если он выступит неплохо, что само по себе уже является непростой задачей, то перед ним возникнет выбор между долгосрочной перспективой в WEC с высокой зарплатой – и не столь солидным контрактом на один-два сезона в команде-середняке Формуле 1. И что тут делать – вопрос далеко не очевидный.

Именно поэтому каждому пилоту Формулы 1 и нужны альтернативные варианты – вне зависимости от того, находится ли его карьера на подъёме, близится к закату или же он вообще проводит дебютный сезон.

А нам как наблюдателям со стороны открывается интересная возможность увидеть соперничество в других категориях, где лидеры своих серий смогут сойтись с пилотами-профессионалами уровня Формулы 1, которым так и не суждено было попасть в Большие Призы.

Почему пилот не должен замыкаться в Ф1
Почему пилот не должен замыкаться в Ф1

Комментарии для сайта Cackle