Формулу 1 ждёт очередной политически насыщенный сезон?
Сезон-2014 в Формуле 1 выдался весьма богатым на политические события, которые отвлекали внимание болельщиков от перипетий чемпионата. Что нас ждёт в 2015-м? Дитер Ренкен попытался дать свой прогноз...
После окончания самого непростого с политической точки зрения сезона за последние десятилетия в Формуле 1 казалось, что хуже уже некуда, и теперь ситуация непременно должна улучшиться. Однако чем меньше остаётся времени до первого этапа чемпионата мира 2015 года, тем больше возникает вопросов, применим ли этот тезис, озвученный во время предвыборной кампании Лейбористской Партии Великобритании 1997 года, к Формуле 1?
Хорошая новость для Больших Призов заключается в том, что спорт вполне может одуматься, но, с другой стороны, учитывая большое количество ”альфа-самцов” в паддоке, которые хотят не только отхватить себе весь пирог, но и тут же сожрать его, такой сценарий маловероятен. В грядущем сезоне споры будут идти вокруг трёх основных вопросов: политической власти, власти финансовой, и - не в последнюю очередь - вокруг формулы двигателей.
И последний пункт в данном списке станет как раз первым полем боя, поскольку команда Mercedes уже всячески пытается защитить честно заработанное преимущество, лучше других справившись с задачами, поставленными новым регламентом.
Однако командам Ferrari и Renault все же удалось найти лазейку в правилах, благодаря чему производители получили возможность дорабатывать двигатели по ходу сезона без временных ограничений. Теперь нет никакой необходимости лоббировать идею о внесении кардинальных изменений в формулу двигателей в 2016 году, как этого хотели соперники Mercedes ранее.
Данная ситуация всерьёз обеспокоила Honda – поговаривают, что японцы даже попросили о встрече с представителями руководящего органа для разъяснения ситуации. Команды, выигравшие от получения возможности дорабатывать моторы, моментально начали высказываться, что преимущество это незначительное – но почему же тогда в Renault и Ferrari так рьяно ратовали за изменения? Вряд ли парни из Honda и McLaren молча проглотят эти новости.
Однако эта маленькая победа, скорее всего, не успокоит держателя коммерческих прав Formula One Management – компания остаётся противником ”зелёных” технологий по трём причинам: тихий звук новых моторов, их высокая цена (ее снижение позволило бы увеличить долю доходов спорта), а также ”щуплый” вид.
Босс FOM Берни Экклстоун, без сомнений, хотел бы вернуться к старым добрым ”железным” V8 или же перейти на 6-цилиндровые моторы с двумя турбинами и более простой и лёгкой системой KERS.
Во время последнего раунда переговоров в 2014 году команды с небольшими бюджетами (а также FOM) не смогли продвинуть свою идею по изменению формулы двигателей. Теперь же из-за того, что, согласно новому регламенту, для принятия решения, которое должно вступить в силу в следующем сезоне, необходимо 70% голосов до 1 марта [ранее до 30 июня], а позже предложение может быть одобрено лишь при полном единодушии сторон, интенсивное лоббирование интересов в вопросе формулы двигателей ожидается ещё до начала зимних тестов.
При этом в 2015 году политиканство должно принять более тонкий и искусный характер, поскольку теперь игроки понимают, что отныне на Формулу 1 направлены пристальные взоры Еврокомиссии, и в особенности это касается деятельности Стратегической Группы, которая, стоит заметить, не обладает исполнительной властью. Будет крайне интересно понаблюдать за борьбой за власть между FIA, FOM и шестью получившими право голоса командами.
К тому же, на этой неделе стало известно, что некоторые из действующих лиц уже были допрошены, а, согласно информации от источников, расследование может затянуться до августа, - так что в этом вопросе вполне можно ожидать дальнейших новостей. И все же колёса брюссельской машины правосудия крутятся очень медленно – к примеру, расследование в отношении продажи коммерческих прав FIA Берни Экклстоуну и его семье длилось порядка трех лет. Видимо, скорого решения и в этот раз ожидать не стоит.
Тем не менее, сама угроза расследования со стороны Комиссии ЕС вряд ли в обозримом будущем умерит политическую активность руководящего органа FIA и FOM – все они в итоге выйдут сухими из воды, хоть и члены Стратегической Группы (то есть команды, принадлежащие или находящиеся в управлении транснациональных компаний) также располагаются на линии огня.
Учитывая тот факт, что Еврокомиссия уполномочена штрафовать провинившихся в размере до 10 % их годового оборота с поблажками для информаторов, согласившихся сотрудничать, интересно, кто станет первым в "черном" списке. К тому же, возникает вопрос, будут ли в таком случае учитываться бюджеты, скажем, Ferrari, Red Bull Racing и Mercedes по отдельности, или же санкции коснутся Стратегической Группы, как монополиста.
Более того, санкции ЕС могут опоздать в вопросе помощи нуждающимся командам Lotus, Force India и Sauber, финансовые проблемы которых ни для кого не являются секретом. То, что эти три коллектива заслуживают соответствующую компенсацию за 2014 год, не подлежит сомнению, однако это применимо и к другим участникам чемпионата – в частности, Williams, Mercedes и McLaren, ведь эти команды также находятся на иных финансовых условиях в спорте, нежели Ferrari и Red Bull Racing.
Проще говоря, пока абсолютно все команды – и Ferrari не исключение – не будут получать равное вознаграждение за одинаковые результаты, у ЕС будут все основания для применения санкций к спорту. Признают ли Экклстоун и его боссы в 2015 году допущенные ошибки? Предпримут ли они какие-нибудь действия, способные загладить их вину?
Мы уже потеряли Marussia, Caterham держится лишь на оптимизме и молитвах, а напротив Lotus в списке FIA стоит отметка "не подтверждено". Все эти факторы демонстрируют глубину зыбучих песков вокруг проблем Формулы 1, и в прошлом году все поголовно отказывались извлечь свои головы из них и осмотреться вокруг. На самом деле они лишь погрузились ещё глубже в надежде, что проблемы решатся сами собой по окончании сезона.
Таким образом, устранение финансового дисбаланса в Формуле 1 в этом году можно назвать приоритетом номер два. Ни один вид спорта не может существовать без команд, но где же найти дополнительные $200 миллионов в год, чтобы обеспечить здоровое функционирование самых слабых участников чемпионата? Red Bull Racing и Ferrari вряд ли добровольно захотят расстаться со своими деньгами. К тому же, зачем им это? Тем временем парни из CVC пытаются выжать каждый цент из коммерческих прав на спорт, погружая Формулу 1 в долговую яму всё глубже и глубже.
Всё вышеперечисленное плавно подводит нас к главной приоритетной проблеме: в Формуле 1 грядёт преемственность власти. Кто-то неизбежно должен прийти на смену Берни Экклстоуну - при том, что многомиллионный вид спорта на самом деле принадлежит не самому фонду CVC, не FIA, не даже Ferrari с другими командами, а легионам болельщиков по всему миру, обслуживание интересов которых в настоящее время находится на непозволительно низком уровне.
Накануне Рождества упорно ходили слухи, что 84-летнего британца заменит руководитель одной из корпораций. Разговоры так ни к чему и не привели, хотя источники неустанно заявляют, что дыма без огня не бывает. При этом один из встревоженных руководителей команд как-то заявил: «Похоже, CVC бессильна помешать Берни забрать с собой Формулу 1, когда он уйдёт».
Далее он заявил: «Считается, что никто не сможет заменить Берни, что для выполнения его функций потребуется сразу два или три человека. Но мне кажется, что Берни сам создаёт иллюзию того, что лишь ему одному по силам управлять спортом».
Первостепенной задачей Формулы 1 в 2015 году будет навести порядок в своей структуре, начиная с политики в залах заседаний CVC, махинаций FOM и полномочий Стратегической Группы, и заканчивая управленческой импотенцией FIA и необходимостью вмешательства со стороны ЕС. Проще говоря, в 2015 году на Берни будет оказано не меньше давления по сравнению с прошлыми годами.
Кроме того, должны быть пересмотрены вопросы о чрезмерной значимости для спорта команд Ferrari и Red Bull Racing, поскольку фаворитизм такого уровня кроме как нездоровым явлением не назовешь. Не стоит копать глубоко – возьмите вопрос с разморозкой двигателей, в котором эти команды все же добились желаемого результата.
Решение относительно омологации в конце концов было найдено исключительно благодаря чрезвычайной медлительности всех вовлечённых в процесс участников.
В совокупности политические препятствия, стоящие перед Формулой 1 в 2015 году, кажутся непреодолимыми. Тем не менее, когда год назад новые двигатели не хотели работать на тестах, желание спорта организовать успешную гонку в Мельбурне было настолько сильным, что шаг за шагом и с предельной осмотрительностью все же удалось справиться с, казалось бы, патовой ситуацией.
Хочется верить, что место такому стремлению в Формуле 1 есть и сейчас… Если же нет, следующий год будет ещё хуже.