Плюсы и минусы балльной системы выдачи Суперлицензии
На днях FIA представила общественности новую балльную систему получения пилотами права на выступление в Формуле 1, которая вступит в силу уже со следующего года. Маркус Симмонс попытался выяснить, как в связи с этим изменится путь молодых талантов в Большие Призы
Талант Макса Ферстаппена, который в предстоящем сезоне дебютирует в Ф1 в возрасте 17 лет, под сомнение не ставится. И хотя никто не признает официально, что факт столь раннего старта голландца в Больших Призах стал поводом для внесения изменений в систему получения Суперлицензии, не уловить связи между этими событиями невозможно.
Сенсационный переход Макса из европейской Ф3 непосредственно в Гран При вызвал массу споров, причем в основном вопросы у людей возникали не к его малому опыту участия во взрослых гонках, а, собственно, к возрасту. При этом, по новым правилам он не прошел бы в Ф1 сразу по трем пунктам: во-первых, ему нет 18 лет, во-вторых, он набрал лишь 20 из требуемых 40 баллов, и к тому же, он не провел два полных сезона в означенных сериях.
Главный вопрос состоит в том, нужна ли вообще Большим Призам новая система выдачи Суперлицензий.
Ферстаппен, без сомнений, очень талантливый гонщик, великолепно справляющийся с трудностями, и, к тому же, с очень зрелым подходом к работе. С другой стороны, Пастор Мальдонадо проводит в Ф1 уже свой пятый сезон, и его до сих пор считают одним из наиболее аварийных и проблемных гонщиков в пелотоне. И все же по новым правилам он запросто получил бы возможность дебютировать в Больших Призах в 2011 году.
Если мы принимаем за данность то, что изменить что-то следовало (подчеркиваю - если), необходимо задуматься о том, что заставило FIA расставить разным гоночным сериям именно такие баллы, а не другие. Что явилось мерилом приоритетности?
Массу критики вызвал тот факт, что в федерации решили поставить Мировую серию Renault и серию GP3 ниже европейской Формулы 3 - кроме того, людей возмутило, что чемпион 2-литровой Формулы Renault по итогам сезона получит лишь пять зачетных баллов в сравнении с десятью за триумф в национальных первенствах Ф4, проводящихся под эгидой FIA. Таким образом, абсолютно ясно, что в федерации продвигают собственные серии Ф3 и Ф4, кроме того, они заранее выделили первое место в таблице начисления баллов для будущего чемпионата Ф2. Победитель этой серии будет получать больше очков, чем триумфатор GP2.
Таковы оказались попытки FIA починить лестницу, ведущую молодых талантов в Большие Призы.
Да, многие жалуются на то, что 2-литровая Формула Renault осталась без должного внимания со стороны руководства федерации, но можно взглянуть на эту ситуацию и под иным углом. Если чемпион ФR2.0 перейдет, как это часто бывает, в европейскую серию Ф3 или Мировую серию Renault, и проведет там пару успешных сезонов, то он, вполне возможно, получит заветную Суперлицензию, причем именно те пять баллов, что были заработаны в 2-литровой серии, окажутся решающими в вопросе преодоления 40-очкового барьера.
Более того, в FIA не скрывают своего не слишком теплого отношения к первенству ФR2.0. В нынешнем межсезонье серия уже испытала немало трудностей - и причиной этому стала растущая популярность чемпионата Ф4, а также то, что все больше картингистов изъявляют желание дебютировать сразу в Ф3 (и за это организаторы серии также могут "поблагодарить" Ферстаппена). Один из руководителей команд 2-литровой серии сказал, что привлекать молодых пилотов в чемпионат стало гораздо сложнее, а менеджер одного из гонщиков добавил, что спешить с подписанием контракта они не станут, поскольку вакантные места в командах никуда не денутся.
Из положительных моментов новой системы можно отметить то, что она может мотивировать юных пилотов идти в Ф1 более длинным и "правильным" путем, не повторяя шаги Ферстаппена. Гонщики таланта Макса появляются не так часто, и если все начнут пытаться повторить его путь, то у большинства возникнут проблемы с приобретением навыков, необходимых для того, чтобы хотя бы выжить - я уже не говорю о чем-то большем - на высшем уровне автоспорта.
С другой стороны, будут появляться и очень талантливые парни без должной финансовой поддержки для выступления в топ-командах GP2 или, скажем, ФR3.5 - и пробиваться им будет гораздо сложнее. Это, безусловно, негативный момент введения новых правил. К примеру, Деймон Хилл (в случае с Ф3000) или Найджел Мэнселл (в Ф2) вряд ли смогли бы выполнить необходимую норму для дебюта в Больших Призах.
Что касается гоночных серий, не представленных в Европе, самое большое возмущение у болельщиков вызвала недооценка FIA чемпионатов IndyCar и японской Суперформулы. Но надо отметить, что состав этих первенств меняется крайне редко, что позволяет пилотам претендовать на получение лицензии по итогам нескольких последних лет выступлений. К тому же, многие гонщики из Суперформулы, которых болельщики хотели бы видеть в Ф1, участвуют в чемпионате мира по гонкам на выносливость в категории LMP1.
Говоря о чемпионате WEC, многие не поддерживают решение FIA исключить из таблицы класс LMP2, но задумайтесь, действительно ли вы хотите, чтобы пилоты вроде Сергея Злобина боролись за право участвовать в гонках Гран При?
Также стоит отметить, что в опубликованной таблице не нашлось места чемпионату DTM, но справедливости ради нужно сказать, что стратегический подход к этому первенству со стороны крупных производителей зачастую приводит к тому, что место в личном зачете серии напрямую не говорит об истинном потенциале пилота.
На вопрос о том, будет ли резервный пилот Mercedes Паскаль Верляйн претендовать на получение Суперлицензии в 2016 году, представитель команды лишь развел руками. Если нет, то в будущем ему это сделать будет еще сложнее, если только он не будет заявлен в серии GP2 или не проведет несколько гонок Ф1 в этом году. С Марко Виттманом и Даниэлем Хункадельей похожая ситуация.
Говоря о действующих пилотах Больших Призов, можно отметить, что многие из нынешних звезд не смогли бы дебютировать в спорте по новым правилам. Однако логично предположить, что - будь во времена их восхождения такая же система получения Суперлицензии, - они выбрали бы совершенно иной путь. К тому же, тогда федерация вполне могла распределить баллы в таблице совершенно иным образом.
Например, по новым правилам Даниэль Риккардо не смог бы дебютировать в Ф1 с командой HRT в сезоне-2011, хотя параллельное участие в серии ФR3.5 позволило бы ему стартовать в Больших Призах годом позже. К тому же, не стоит забывать, что в то время еще не было европейской серии Ф3. Можно предположить, что в ее отсутствие в соответствующей таблице были бы более весомо представлены национальные первенства Ф3, включая британскую, которую австралиец выиграл в 2009-м.
Еще один "непроходимец" Карлос Сайнс-младший мог бы решить добавить к своему участию в серии GP3 в сезоне-2013 еще и выступления в Формуле 3, что, вероятно, позволило бы ему набрать необходимый проходной балл.
Есть еще и Себастьян Феттель. По новым правилам он также не смог бы дебютировать в Гран При в середине сезона-2007. Но, опять же, поскольку в те времена не было чемпионата Ф4, проводящегося под эгидой FIA, в таблице вполне могла быть представлена Формула BMW, которую немец выиграл в 2004-м в одну калитку.
Если устремить взгляд в еще более далекое прошлое, можно предположить, что и легендарный Айртон Сенна, пробивавшийся в Ф1 через британскую Ф3, не смог бы добиться своей цели. Но и он, вероятно, избрал бы путь через европейское первенство, если бы таковое было. И даже если бы он его не выиграл, то добрал бы необходимые баллы для дебюта в команде Toleman F1 в 1984 году, участвуя в гонках Формулы Ford 1600 и 2000.
Михаэль Шумахер? Как и в случае с Риккардо, он проходил свой путь в отсутствие европейской серии Ф3, так что немецкое первенство, в котором он провел два года, вполне могло быть представлено в балльной системе для получения Суперлицензии. И это не говоря о его выступлениях в гонках спорткаров.
Однако, как ни крути, но при новой системе в Ф1 не смогли бы пробиться в свое время ни Дженсон Баттон, ни финны Кими Райкконен и Мика Хаккинен, ни Фернандо Алонсо: все четверо - чемпионы мира. И если Робину Фрейнсу - одному из самых недооцененных парней за последние годы - все же удастся найти место в Больших Призах в сезоне-2016, то при новой системе это также стало бы невозможным.
Это наводит на мысль о том, что не стоило раскрашивать балльную систему исключительно в черно-белые цвета, когда существует столько оттенков серого. Приняв решение об изменении правил, в FIA сделали долгожданный шаг к тому, чтобы наконец починить лестницу, ведущую молодых пилотов в Ф1. Но это неизбежно приведет к краху будущей карьеры целого ряда даровитых юнцов.
Возможно, в дополнение к этой таблице можно было бы посоветовать федерации выделить человека или собрать комиссию из трех или четырех представителей, которые могли бы давать поблажки тем или иным выдающимся личностям. Это можно было бы реализовать по аналогии с функциями Чарли Уайтинга в отношении спортивного и технического регламентов. Необходимо, чтобы эти люди обладали беспристрастным суждением о происходящем в молодежных сериях и могли напрямую общаться с руководством первенств и инженерами команд. Только в этом случае можно будет сказать, что лестница в Ф1 находится в исправном состоянии.
Приложение 1. Сколько баллов было бы на счету действующих пилотов Больших Призов на момент их дебюта в спорте
Получили бы Суперлицензию:
Нико Хюлькенберг | 110 |
Льюис Хэмилтон | 98 |
Пастор Мальдонадо | 68 |
Нико Росберг | 63 |
Ромен Грожан | 60 |
Фелипе Наср | 52 |
Валттери Боттас | 50 |
Себастьян Феттель | 48 |
Серхио Перес | 42 |
Даниил Квят | 42 |
Не получили бы Суперлицензию:
Даниэль Риккардо | 38 |
Карлос Сайнс-мл. | 38 |
Фелипе Масса | 30 |
Фернандо Алонсо | 30 |
Макс Ферстаппен | 20 |
Дженсон Баттон | 15 |
Маркус Эрикссон | 14 |
Кими Райкконен | 5 |
Здесь необходимо сделать несколько оговорок. Евросерию Ф3 2003-2011 годов мы приравняли к нынешней европейской серии Ф3. Национальная Формула BMW (Феттель) и британская Формула Ford (Баттон) получила статус Ф4. Евроформула 3000 (Масса) заимствовала соответствующие баллы японской Суперформулы, а Ф3000 (Алонсо) мы приравняли к GP2, тогда как старую 2-литровую Формулу Nissan (Алонсо) условно поставили в один ряд с национальными первенствами Ф3.
Приложение 2. Как бы выглядели набранные баллы, если бы новая система была представлена в сезоне-2015
Сюда включаются пилоты, которые дебютировали в Больших Призах, но не провели необходимого количества гонок за последние три года.
Согласно неофициальным источникам FIA, пилоты имеют возможность накапливать баллы в один и тот же сезон в разных сериях (как, например, Дюваль и Накаджима в Суперформуле и WEC или Ник де Врис в 2-литровой Формуле Renault и альпийском первенстве).
К тому же, по причине различий в правилах национальных серий Ф3 одни пилоты преодолели бы необходимый барьер, тогда как другие - нет.
Также при подсчете баллов мы учитывали выступление пилотов в итальянской серии Ф3, которая прекратила существование в конце 2012 года - но эти очки не пойдут в зачет для сезона-2016.
Получили бы Суперлицензию:
Андре Лоттерер | 132 |
Марсель Фэсслер | 100 |
Бенуа Трелуйе | 100 |
Том Кристенсен | 80 |
Уилл Пауэр | 80 |
Скотт Диксон | 80 |
Рафаэле Марчелло | 74 |
Лоик Дюваль | 70 |
Аллан МакНиш | 70 |
Элио Кастроневеш | 70 |
Стоффель Вандорн | 65 |
Энтони Дэвидсон | 60 |
Себастьен Буэми | 60 |
Джолион Палмер | 56 |
Фабио Леймер | 56 |
Сэм Бёрд | 55 |
Феликс Розенквист | 53 |
Фелипе Наср | 52 |
Алекс Линн | 52 |
Митч Эванс | 50 |
Давиде Вальсекки | 50 |
Казуки Накаджима | 50 |
Райан Хантер-Рей | 50 |
Эстебан Окон | 41 |
Джеймс Каладо | 40 |
Луис Разия | 40 |
Даниэль Хункаделья | 40 |
Антониу Феликс да Кошта | 40 |
Не получили бы Суперлицензию:
Том Бломквист | 39 |
Карлос Сайнс-мл. | 38 |
Александр Вурц | 38 |
Николя Лапьер | 36 |
Симон Пажено | 36 |
Нил Джани | 30 |
Робин Фрейнс | 30 |
Стефан Сарразен | 28 |
Лукас Ауэр | 27 |
Ромен Дюма | 26 |
Марвин Кирххофер | 25 |
Пьер Гасли | 25 |
Жоао Пауло де Оливейра | 25 |
Джордан Кинг | 23 |
Макс Ферстаппен | 20 |
Марк Либ | 20 |
Дин Стоунман | 20 |
Джимми Эрикссон | 20 |
Факу Регалья | 20 |
Конор Дэли | 20 |
Даниэль Абт | 20 |
Наоки Ямамото | 20 |
Стефано Колетти | 18 |
Николя Прост | 17 |
Ник Йеллоли | 17 |
Джек Харви | 17 |
Юичи Накаяма | 17 |
Роберто Мери | 15 |
Уилл Стивенс | 15 |
Коудай Цукокоши | 15 |
Оливер Роуленд | 14 |
Джонни Чекотто-мл. | 13 |
Антонио Фуоко | 13 |
Антонио Джовинацци | 13 |
Эмиль Бернсторф | 13 |
Лукас ди Грасси | 12 |
Тио Эллинас | 12 |
Такуя Изава | 12 |
Уилл Буллер | 11 |
Ааро Ваинио | 11 |
Рио Хиракава | 11 |
Артур Пик | 10 |
Паскаль Верляйн | 10 |
Хуан-Пабло Монтойя | 10 |
Марко Андретти | 10 |
Лэнс Стролл | 10 |
Маркус Поммер | 10 |
Ник де Врис | 10 |
Гарри Тинкнелл | 9 |
Матиас Беш | 9 |
Сергей Сироткин | 9 |
Нико Мюллер | 8 |
Марко Соренсен | 8 |
Стефан Ришельми | 7 |
Джейк Деннис | 7 |
Джазман Джафар | 7 |
Артем Маркелов | 7 |
Тони Канаан | 6 |
Райан Бриско | 6 |
Нормат Нато | 6 |
Свен Мюллер | 5 |
Дарио Франкитти | 5 |
Феликс Серраллес | 5 |
Кимия Сато | 5 |
Мэтт Пэрри | 5 |
Ник Хайдфельд | 4 |
Ник Левентис | 4 |
Дэнни Уоттс | 4 |
Александр Росси | 3 |
Пипо Дерани | 3 |
Карлос Муньос | 3 |
Дино Дзампарелли | 3 |
Кевин Крьюс | 3 |
Патрик Нидерхаузер | 3 |
Джеймс Росситер | 3 |
Хулиан Леаль | 2 |
Том Дильманн | 2 |
Николя Латифи | 2 |
Брендон Хартли | 2 |
Тимо Бернхард | 2 |
Марк Жене | 2 |
Оливер Джарвис | 2 |
Ричи Стэневей | 2 |
Дэвид Брэбэм | 1 |
Питер Дамбрек | 1 |
Карун Чандок | 1 |
Себастьен Бурдэ | 1 |
Ян Марденборо | 1 |
Кевин Чеккон | 1 |
Марлон Стокинджер | 1 |
Джон Брайант-Мейснер | 1 |
Джош Хилл | 1 |
Матевос Исаакян | 1 |
Поль-Луп Шатен | 1 |