Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Плюсы и минусы балльной системы выдачи Суперлицензии

Маркус Симмонс
17 января 2015 в 13:14

На днях FIA представила общественности новую балльную систему получения пилотами права на выступление в Формуле 1, которая вступит в силу уже со следующего года. Маркус Симмонс попытался выяснить, как в связи с этим изменится путь молодых талантов в Большие Призы

Талант Макса Ферстаппена, который в предстоящем сезоне дебютирует в Ф1 в возрасте 17 лет, под сомнение не ставится. И хотя никто не признает официально, что факт столь раннего старта голландца в Больших Призах стал поводом для внесения изменений в систему получения Суперлицензии, не уловить связи между этими событиями невозможно.

Сенсационный переход Макса из европейской Ф3 непосредственно в Гран При вызвал массу споров, причем в основном вопросы у людей возникали не к его малому опыту участия во взрослых гонках, а, собственно, к возрасту. При этом, по новым правилам он не прошел бы в Ф1 сразу по трем пунктам: во-первых, ему нет 18 лет, во-вторых, он набрал лишь 20 из требуемых 40 баллов, и к тому же, он не провел два полных сезона в означенных сериях.

Главный вопрос состоит в том, нужна ли вообще Большим Призам новая система выдачи Суперлицензий.

Ферстаппен, без сомнений, очень талантливый гонщик, великолепно справляющийся с трудностями, и, к тому же, с очень зрелым подходом к работе. С другой стороны, Пастор Мальдонадо проводит в Ф1 уже свой пятый сезон, и его до сих пор считают одним из наиболее аварийных и проблемных гонщиков в пелотоне. И все же по новым правилам он запросто получил бы возможность дебютировать в Больших Призах в 2011 году.

Если мы принимаем за данность то, что изменить что-то следовало (подчеркиваю - если), необходимо задуматься о том, что заставило FIA расставить разным гоночным сериям именно такие баллы, а не другие. Что явилось мерилом приоритетности?

Мировая серия Renault не получила должного признания со стороны FIA © LAT
Мировая серия Renault не получила должного признания со стороны FIAФото: LAT

Массу критики вызвал тот факт, что в федерации решили поставить Мировую серию Renault и серию GP3 ниже европейской Формулы 3 - кроме того, людей возмутило, что чемпион 2-литровой Формулы Renault по итогам сезона получит лишь пять зачетных баллов в сравнении с десятью за триумф в национальных первенствах Ф4, проводящихся под эгидой FIA. Таким образом, абсолютно ясно, что в федерации продвигают собственные серии Ф3 и Ф4, кроме того, они заранее выделили первое место в таблице начисления баллов для будущего чемпионата Ф2. Победитель этой серии будет получать больше очков, чем триумфатор GP2.

Таковы оказались попытки FIA починить лестницу, ведущую молодых талантов в Большие Призы.

Да, многие жалуются на то, что 2-литровая Формула Renault осталась без должного внимания со стороны руководства федерации, но можно взглянуть на эту ситуацию и под иным углом. Если чемпион ФR2.0 перейдет, как это часто бывает, в европейскую серию Ф3 или Мировую серию Renault, и проведет там пару успешных сезонов, то он, вполне возможно, получит заветную Суперлицензию, причем именно те пять баллов, что были заработаны в 2-литровой серии, окажутся решающими в вопросе преодоления 40-очкового барьера.

Более того, в FIA не скрывают своего не слишком теплого отношения к первенству ФR2.0. В нынешнем межсезонье серия уже испытала немало трудностей - и причиной этому стала растущая популярность чемпионата Ф4, а также то, что все больше картингистов изъявляют желание дебютировать сразу в Ф3 (и за это организаторы серии также могут "поблагодарить" Ферстаппена). Один из руководителей команд 2-литровой серии сказал, что привлекать молодых пилотов в чемпионат стало гораздо сложнее, а менеджер одного из гонщиков добавил, что спешить с подписанием контракта они не станут, поскольку вакантные места в командах никуда не денутся.

Из положительных моментов новой системы можно отметить то, что она может мотивировать юных пилотов идти в Ф1 более длинным и "правильным" путем, не повторяя шаги Ферстаппена. Гонщики таланта Макса появляются не так часто, и если все начнут пытаться повторить его путь, то у большинства возникнут проблемы с приобретением навыков, необходимых для того, чтобы хотя бы выжить - я уже не говорю о чем-то большем - на высшем уровне автоспорта.

С другой стороны, будут появляться и очень талантливые парни без должной финансовой поддержки для выступления в топ-командах GP2 или, скажем, ФR3.5 - и пробиваться им будет гораздо сложнее. Это, безусловно, негативный момент введения новых правил. К примеру, Деймон Хилл (в случае с Ф3000) или Найджел Мэнселл (в Ф2) вряд ли смогли бы выполнить необходимую норму для дебюта в Больших Призах.

Достижений Хилла в Ф3000 было бы недостаточно для дебюта в Ф1 © LAT
Достижений Хилла в Ф3000 было бы недостаточно для дебюта в Ф1Фото: LAT

Что касается гоночных серий, не представленных в Европе, самое большое возмущение у болельщиков вызвала недооценка FIA чемпионатов IndyCar и японской Суперформулы. Но надо отметить, что состав этих первенств меняется крайне редко, что позволяет пилотам претендовать на получение лицензии по итогам нескольких последних лет выступлений. К тому же, многие гонщики из Суперформулы, которых болельщики хотели бы видеть в Ф1, участвуют в чемпионате мира по гонкам на выносливость в категории LMP1.

Говоря о чемпионате WEC, многие не поддерживают решение FIA исключить из таблицы класс LMP2, но задумайтесь, действительно ли вы хотите, чтобы пилоты вроде Сергея Злобина боролись за право участвовать в гонках Гран При?

Также стоит отметить, что в опубликованной таблице не нашлось места чемпионату DTM, но справедливости ради нужно сказать, что стратегический подход к этому первенству со стороны крупных производителей зачастую приводит к тому, что место в личном зачете серии напрямую не говорит об истинном потенциале пилота.

На вопрос о том, будет ли резервный пилот Mercedes Паскаль Верляйн претендовать на получение Суперлицензии в 2016 году, представитель команды лишь развел руками. Если нет, то в будущем ему это сделать будет еще сложнее, если только он не будет заявлен в серии GP2 или не проведет несколько гонок Ф1 в этом году. С Марко Виттманом и Даниэлем Хункадельей похожая ситуация.

Говоря о действующих пилотах Больших Призов, можно отметить, что многие из нынешних звезд не смогли бы дебютировать в спорте по новым правилам. Однако логично предположить, что - будь во времена их восхождения такая же система получения Суперлицензии, - они выбрали бы совершенно иной путь. К тому же, тогда федерация вполне могла распределить баллы в таблице совершенно иным образом.

Например, по новым правилам Даниэль Риккардо не смог бы дебютировать в Ф1 с командой HRT в сезоне-2011, хотя параллельное участие в серии ФR3.5 позволило бы ему стартовать в Больших Призах годом позже. К тому же, не стоит забывать, что в то время еще не было европейской серии Ф3. Можно предположить, что в ее отсутствие в соответствующей таблице были бы более весомо представлены национальные первенства Ф3, включая британскую, которую австралиец выиграл в 2009-м.

По новым правилам Себастьян Феттель не попал бы в Ф1 © XPB
По новым правилам Себастьян Феттель не попал бы в Ф1Фото: XPB

Еще один "непроходимец" Карлос Сайнс-младший мог бы решить добавить к своему участию в серии GP3 в сезоне-2013 еще и выступления в Формуле 3, что, вероятно, позволило бы ему набрать необходимый проходной балл.

Есть еще и Себастьян Феттель. По новым правилам он также не смог бы дебютировать в Гран При в середине сезона-2007. Но, опять же, поскольку в те времена не было чемпионата Ф4, проводящегося под эгидой FIA, в таблице вполне могла быть представлена Формула BMW, которую немец выиграл в 2004-м в одну калитку.

Если устремить взгляд в еще более далекое прошлое, можно предположить, что и легендарный Айртон Сенна, пробивавшийся в Ф1 через британскую Ф3, не смог бы добиться своей цели. Но и он, вероятно, избрал бы путь через европейское первенство, если бы таковое было. И даже если бы он его не выиграл, то добрал бы необходимые баллы для дебюта в команде Toleman F1 в 1984 году, участвуя в гонках Формулы Ford 1600 и 2000.

Михаэль Шумахер? Как и в случае с Риккардо, он проходил свой путь в отсутствие европейской серии Ф3, так что немецкое первенство, в котором он провел два года, вполне могло быть представлено в балльной системе для получения Суперлицензии. И это не говоря о его выступлениях в гонках спорткаров.

Однако, как ни крути, но при новой системе в Ф1 не смогли бы пробиться в свое время ни Дженсон Баттон, ни финны Кими Райкконен и Мика Хаккинен, ни Фернандо Алонсо: все четверо - чемпионы мира. И если Робину Фрейнсу - одному из самых недооцененных парней за последние годы - все же удастся найти место в Больших Призах в сезоне-2016, то при новой системе это также стало бы невозможным.

Резкий переход Кими Райкконена из Формулы Renault в Ф1 по новым правилам был бы невозможен © LAT
Резкий переход Кими Райкконена из Формулы Renault в Ф1 по новым правилам был бы невозможенФото: LAT

Это наводит на мысль о том, что не стоило раскрашивать балльную систему исключительно в черно-белые цвета, когда существует столько оттенков серого. Приняв решение об изменении правил, в FIA сделали долгожданный шаг к тому, чтобы наконец починить лестницу, ведущую молодых пилотов в Ф1. Но это неизбежно приведет к краху будущей карьеры целого ряда даровитых юнцов.

Возможно, в дополнение к этой таблице можно было бы посоветовать федерации выделить человека или собрать комиссию из трех или четырех представителей, которые могли бы давать поблажки тем или иным выдающимся личностям. Это можно было бы реализовать по аналогии с функциями Чарли Уайтинга в отношении спортивного и технического регламентов. Необходимо, чтобы эти люди обладали беспристрастным суждением о происходящем в молодежных сериях и могли напрямую общаться с руководством первенств и инженерами команд. Только в этом случае можно будет сказать, что лестница в Ф1 находится в исправном состоянии.

Приложение 1. Сколько баллов было бы на счету действующих пилотов Больших Призов на момент их дебюта в спорте

Получили бы Суперлицензию:

Нико Хюлькенберг110
Льюис Хэмилтон98
Пастор Мальдонадо68
Нико Росберг63
Ромен Грожан60
Фелипе Наср52
Валттери Боттас50
Себастьян Феттель48
Серхио Перес42
Даниил Квят42

 

Не получили бы Суперлицензию:

Даниэль Риккардо38
Карлос Сайнс-мл.38
Фелипе Масса30
Фернандо Алонсо30
Макс Ферстаппен20
Дженсон Баттон15
Маркус Эрикссон14
Кими Райкконен5

 

Здесь необходимо сделать несколько оговорок. Евросерию Ф3 2003-2011 годов мы приравняли к нынешней европейской серии Ф3. Национальная Формула BMW (Феттель) и британская Формула Ford (Баттон) получила статус Ф4. Евроформула 3000 (Масса) заимствовала соответствующие баллы японской Суперформулы, а Ф3000 (Алонсо) мы приравняли к GP2, тогда как старую 2-литровую Формулу Nissan (Алонсо) условно поставили в один ряд с национальными первенствами Ф3.

Приложение 2. Как бы выглядели набранные баллы, если бы новая система была представлена в сезоне-2015

Карьера Фернандо Алонсо до Ф1 была не столь обширной и включала в себя сезон в Ф3000 © LAT
Карьера Фернандо Алонсо до Ф1 была не столь обширной и включала в себя сезон в Ф3000Фото: LAT

Сюда включаются пилоты, которые дебютировали в Больших Призах, но не провели необходимого количества гонок за последние три года.

Согласно неофициальным источникам FIA, пилоты имеют возможность накапливать баллы в один и тот же сезон в разных сериях (как, например, Дюваль и Накаджима в Суперформуле и WEC или Ник де Врис в 2-литровой Формуле Renault и альпийском первенстве).

К тому же, по причине различий в правилах национальных серий Ф3 одни пилоты преодолели бы необходимый барьер, тогда как другие - нет.

Также при подсчете баллов мы учитывали выступление пилотов в итальянской серии Ф3, которая прекратила существование в конце 2012 года - но эти очки не пойдут в зачет для сезона-2016.

Получили бы Суперлицензию:

Андре Лоттерер132
Марсель Фэсслер100
Бенуа Трелуйе100
Том Кристенсен80
Уилл Пауэр80
Скотт Диксон80
Рафаэле Марчелло74
Лоик Дюваль70
Аллан МакНиш70
Элио Кастроневеш70
Стоффель Вандорн65
Энтони Дэвидсон60
Себастьен Буэми60
Джолион Палмер56
Фабио Леймер56
Сэм Бёрд55
Феликс Розенквист53
Фелипе Наср52
Алекс Линн52
Митч Эванс50
Давиде Вальсекки50
Казуки Накаджима50
Райан Хантер-Рей50
Эстебан Окон41
Джеймс Каладо40
Луис Разия40
Даниэль Хункаделья40
Антониу Феликс да Кошта40

 

Не получили бы Суперлицензию:

Том Бломквист39
Карлос Сайнс-мл.38
Александр Вурц38
Николя Лапьер36
Симон Пажено36
Нил Джани30
Робин Фрейнс30
Стефан Сарразен28
Лукас Ауэр27
Ромен Дюма26
Марвин Кирххофер25
Пьер Гасли25
Жоао Пауло де Оливейра25
Джордан Кинг23
Макс Ферстаппен20
Марк Либ20
Дин Стоунман20
Джимми Эрикссон20
Факу Регалья20
Конор Дэли20
Даниэль Абт20
Наоки Ямамото20
Стефано Колетти18
Николя Прост17
Ник Йеллоли17
Джек Харви17
Юичи Накаяма17
Роберто Мери15
Уилл Стивенс15
Коудай Цукокоши15
Оливер Роуленд14
Джонни Чекотто-мл.13
Антонио Фуоко13
Антонио Джовинацци13
Эмиль Бернсторф13
Лукас ди Грасси12
Тио Эллинас12
Такуя Изава12
Уилл Буллер11
Ааро Ваинио11
Рио Хиракава11
Артур Пик10
Паскаль Верляйн10
Хуан-Пабло Монтойя10
Марко Андретти10
Лэнс Стролл10
Маркус Поммер10
Ник де Врис10
Гарри Тинкнелл9
Матиас Беш9
Сергей Сироткин9
Нико Мюллер8
Марко Соренсен8
Стефан Ришельми7
Джейк Деннис7
Джазман Джафар7
Артем Маркелов7
Тони Канаан6
Райан Бриско6
Нормат Нато6
Свен Мюллер5
Дарио Франкитти5
Феликс Серраллес5
Кимия Сато5
Мэтт Пэрри5
Ник Хайдфельд4
Ник Левентис4
Дэнни Уоттс4
Александр Росси3
Пипо Дерани3
Карлос Муньос3
Дино Дзампарелли3
Кевин Крьюс3
Патрик Нидерхаузер3
Джеймс Росситер3
Хулиан Леаль2
Том Дильманн2
Николя Латифи2
Брендон Хартли2
Тимо Бернхард2
Марк Жене2
Оливер Джарвис2
Ричи Стэневей2
Дэвид Брэбэм1
Питер Дамбрек1
Карун Чандок1
Себастьен Бурдэ1
Ян Марденборо1
Кевин Чеккон1
Марлон Стокинджер1
Джон Брайант-Мейснер1
Джош Хилл1
Матевос Исаакян1
Поль-Луп Шатен1

 

Плюсы и минусы балльной системы выдачи Суперлицензии
Плюсы и минусы балльной системы выдачи Суперлицензии

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle