Ралли Монте-Карло: вопросы без ответов
Говорят, нельзя судить о ходе борьбы в чемпионате мира по ралли по первым двум этапам, которые проходят в нетипичных для большей части серии условиях. AUTOSPORT постарался проанализировать события состоявшегося в минувший уик-энд Ралли Монте-Карло, не делая скоропалительных выводов
Чего все ждали от этой гонки?
Конечно же, большого противостояния. Большого Противостояния. Себастьена с Себастьеном. Лёба с Ожье. Двух гонщиков – чемпионов мира последних одиннадцати лет.
Перешедший в WTCC Себастьен Лёб согласился на мольбы руководства заводской команды Citroen и вернулся за руль DS3 WRC, чтобы впервые за год с лишним принять участие в этапе чемпионата мира по ралли.
По всей видимости, боссы концерна PSA Peugeot Citroen оказались не сильно довольны прошедшим сезоном – первым за всю историю команды сезоном без единой победы – и потребовали от Ива Маттона большей результативности. И глава Citroen Racing вновь перебросил все силы с кольцевой программы на раллийную. Инженеры взялись за машину, правда времени им хватило пока что только на внутреннюю начинку – обновлены двигатель, коробка передач, изменена кинематика задней подвески и заднее антикрыло.
Однако в Монте-Карло только техникой дело не ограничилось. Провалившие прошлый сезон Крис Мик и Мадс Остберг оказались в роли второго и третьего пилотов французского коллектива, ибо место первого по праву занял человек, с которым по скорости на этих спецучастках не мог поспорить никто.
Техника
В отличие, скажем, от Формулы 1, где новый сезон все как правило начинают с новыми машинами, в чемпионате мира по ралли новые поколения автомобилей появляются абы когда. Вот и в этот раз заводские команды обновили технику по принципу "кто во что горазд". Про Citroen мы уже рассказали – дело ограничилось доработками мотора, КПП, подвески и заменой антикрыла. Hyundai обкатывает на тестах прототип новой машины на базе модели i20 Coupe, поэтому гонщики корейского коллектива продолжают выступать на старом автомобиле с небольшими доработками. Повеселила M-Sport - они изменили лишь цвета боевой Fiesta RS WRC.
И только команда из Вольфсбурга, с прошлого года тестирующая Polo R WRC второго поколения, единственной вывела на старт первого этапа сезона-2015 совершенно новый автомобиль: новый двигатель, новая коробка передач, новое антикрыло, улучшенные элементы шасси и – специально для M-Sport – новая схема раскраски.
Впрочем, обновленные автомобили получили не все. Не повезло норвежцам - в Citroen Мадс Остберг, а в Volkswagen Андреас Миккельсен были вынуждены стартовать на прошлогодней технике. Но, забегая вперед, скажем - оба умудрились выжать из ситуации максимум возможного!
Как это ни странно звучит, но для француза Себастьена Ожье и норвежца Андреаса Миккельсена Ралли Монте-Карло оказалось домашней гонкой! Второй и третий дни этапа проводились в окрестностях французского городка Гап, там же был развернут и сервис-парк. И именно в Гапе родился будущий двукратный чемпион мира. А первый и четвертый дни ралли прошли в Монако, жителем которого сейчас является перспективный норвежец. Так что здесь пилотам Volkswagen в буквальном смысле помогали родные стены. Впрочем, штурман Себастьена Лёба Даниель Элена и вовсе монегаск! Так что и этот экипаж по праву мог считать гонку своей…
Возвращение
В полном соответствии с ожиданиями болельщиков, с первых же километров дистанции в борьбу вступили два Себа. Лёб уверенно и с огромным отрывом от соперников выиграл первый спецучасток, а Ожье сделал то же самое на втором допе. Обменявшись уколами, два француза закончили четверг на первой и второй позиции, оторвавшись от преследователей.
Остальные гонщики словно боялись вмешаться в дуэль чемпионов, но в пятницу такой пилот все же нашелся.
В межсезонье Роберт Кубица умудрился вдребезги разругаться с боссом M-Sport Малкольмом Уилсоном. Поговаривали, что поляк пересядет на Citroen, но пока он по-прежнем верен Ford Fiesta. Правда, теперь обслуживанием машины будет заниматься его собственная команда и его собственные механики – и, возможно, это даже лучший вариант!
В Монте-Карло Роберту не повезло с самого начала. Разворот на втором допе, заглохший мотор, отказавший генератор и погасшие фары. Это было началом конца. Роберт продолжил борьбу, завершил программу первого дня и отправился было в сервис. Однако на дорожной секции его остановили полицейские и запретили продолжать движение без головного освещения! Такой нелепый и обидный сход, стоивший поляку десяти минут штрафа.
Так как о каком-либо высоком итоговом результате можно было забыть, Кубица решил продемонстрировать всем свою высокую скорость, и ему это удалось.
Разочарование гонки или года?
К финишу седьмого спецучастка Ралли Монте-Карло Себастьен Ожье умудрился выйти в лидеры гонки, не выиграв при этом ни одного допа второго дня! Тактика быстрой, но осторожной езды принесла свои плоды. Более того, на восьмом СУ основной противник пилота Volkswagen Себастьен Лёб зацепил скалу и оторвал заднее левое колесо. Итог - сход лидера Citroen…
Так главный вопрос гонки остался без ответа – способен ли Ожье в честном бою опередить Лёба на его коронной трассе?
А самое обидное в этой ситуации то, что Себ-старший позже сказал, что в этом году мы больше не увидим его на этапах WRC.
Сход Лёба стал не единственным ударом по «двойным шевронам». На этом же спецучастке в аналогичную ситуацию попал второй пилот команды Крис Мик. Два схода под занавес второго дня привели к забавной ситуации - лучшим из пилотов Citroen стал Мадс Остберг, выступавший на прошлогодней машине! Норвежец выжал из сложившейся ситуации максимум возможного - он закончил гонку на четвертой позиции, оставив далеко позади своих товарищей по команде - Лёб в итоге финишировал восьмым, а Мик десятым.
Классическая победа
После подарка от своих основных соперников из Citroen тройка пилотов Volkswagen воцарилась на трех лидирующих позициях в следующем порядке - Ожье, Латвала, Миккельсен. О какой-либо внутрикомандной борьбе речи не шло. Да ее и не могло быть. Итог гонки оказался убийственным для конкурентов «сине-белых» - Volkswagen завоевал вторую в своей истории и шестую за всю историю ралли Монте-Карло тройную победу. Себастьен Ожье одержал 25-ю победу в карьере, сравнявшись по этому показателю с легендарным Колином МакРеем, а заключительный спецучасток гонки в Монако стал для автомобиля Volkswagen Polo R WRC пятисотым по счету - при этом из полутысячи допов он выиграл 347 - это почти 70 процентов!
Нормальные герои всегда идут в обход!
Дани Сордо и Тьерри Нёвиль умудрились на протяжении всей гонки, что называется, "не отсвечивать". Ни тот ни другой не одержали ни одной победы на спецучастках. Да что там - для обоих пилотов лучшим результатом стало третье время, которое они показали на 13-м и 14-м допах, соответственно. Впрочем, этот внезапный всплеск легко объясним - под занавес гонки испанец и бельгиец начали выяснять отношения между собой, когда остальные гонщики уже спокойно доезжали до финиша. В итоге Тьерри обошел Дани и закончил гонку на пятой позиции, отодвинув Сордо на шестую.
Что день грядущий нам готовит?
Второй этап чемпионата мира по ралли пройдет в Швеции - это еще одна специфическая гонка, по результатам которой мы вновь вряд ли сможем судить об истинном раскладе сил в WRC-2015. Пока можно с уверенностью сказать лишь одно - обновленные Volkswagen Polo R WRC и Citroen DS3 WRC уже сейчас не испытывают проблем с надежностью, при этом их скорость стала только выше. Это очень тревожный сигнал для M-Sport и Hyundai.
Не стали большой проблемой для участников два из трех изменений в правилах проведения чемпионата мира – увеличение штрафа за пропущенные после схода с дистанции спецучастки с пяти до семи минут, а также запрет на передачу экипажам информации о результатах соперников и ходе борьбы.
А вот как покажет себя третье нововведение, мы увидим только на первой полноценной гравийной гонке, которая пройдет в марте в Мексике. Речь о том, что в первые два дня гонки участники стартуют в соответствии с таблицей личного зачета чемпионата мира. В Монте-Карло это не оказало сильного влияния, в Швеции, скорее всего, будет аналогичная картина, а вот от гравийной Мексики можно ждать сюрпризов – "бульдозерную повинность" никто не отменял!
Будем ждать чего-то новенького. И пусть не обижаются на нас болельщики Volkswagen Motorsport - мы все-таки изо всех сил желаем их соперникам побед! Ведь Ожье и Латвала смогут добиться их и без нашей помощи.
Алексей Сергеев специально для AUTOSPORT.com.ru