Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Гэри Андерсон о самых тяжёлых неделях в Ф1

Гэри Андерсон
1 февраля 2015 в 20:00

Технический эксперт AUTOSPORT Гэри Андерсон рассказывает, что происходит внутри команд Ф1 за считанные недели до первых предсезонных тестов

Поклонники Формулы 1 могут задуматься, а почему же межсезонье длится так долго, ведь последняя гонка прошлого сезона состоялась аж 23 ноября.

Но я могу вас заверить, что командам этот перерыв отнюдь не кажется таким уж длинным. На самом деле, декабрь и январь для них – два самых напряжённых месяца в году.

В эти два месяца командам нужно подготовить своё новое творение к первым заездам. Могу сказать, исходя из своего собственного опыта, - неважно, когда была закончена стадия проектирования и персонал приступил к строительству шасси – на любом этапе подготовки появляются новые идеи, как всё сделать еще лучше.

Но несмотря на это, вы всё равно должны придерживаться графика, поскольку повлиять на время производства машины практически невозможно. Нельзя просто так прийти в магазин и купить новую деталь – сначала её нужно спроектировать, а потом разработать.

И детали, которые находятся на стадии производства до старта первых тестов, будут использоваться командами именно на этих испытаниях. Как только тесты закончатся, инженерам придут в голову новые идеи, которые будут включены в дальнейший план развития машины.

McLaren-Honda надеется провести время в Хересе более продуктивно, чем в Абу-Даби © LAT
McLaren-Honda надеется провести время в Хересе более продуктивно, чем в Абу-ДабиФото: LAT

Все команды будут заявлять, что их новый автомобиль получился лучше предыдущего с точки зрения аэродинамики и всего остального. А производители моторов в один голос скажут, что в межсезонье отыскали дополнительные резервы мощности и сумели повысить эффективность использования топлива.

Но пока их творение не проедет первые километры по настоящей трассе, они не могут знать наверняка, принесла ли их работы плоды.

В моей карьере это время года всегда было самым напряжённым. В течение всего межсезонья мы работали, надеясь прибавить по сравнению с прошлым годом и избежать каких-либо концептуальных ошибок в проектировании новой машины.

Нами двигало непреодолимое желание создать отличный автомобиль, который был бы готов к первым тестовым заездам. Но, по правде говоря, лучше всего предугадать, какой именно будет новая машина, всегда получалось у механиков.

Обычно это очень опытные парни, которые много ездят по миру – а зимой, наконец-то, надолго задерживаются в одном месте - рядом с базой команды. Только по их комментариям можно понять, прошли ли "роды" новой машины успешно и безболезненно, или возникли какие-то осложнения, на устранение которых может потребоваться несколько дней, а то и недель.

И только в разговоре с ними можно предположить, как сложится для вас предстоящий сезон.

Помимо всего прочего, на вас давит отдел маркетинга, которому нужно как можно скорее сделать первые снимки новой машины для пресс-релиза. Иногда они даже ставят определенные сроки, в которые бывает трудно уложиться!

Любые трудности, возникающие при постройке машины, замедляют процесс и заставляют вас нервничать – иногда в таких ситуациях я выбирал не самые лучшие выражения, о чём сейчас жалею. Но хорошо, что люди, включая мою жену, отнеслись к этому с пониманием!

Как только машина впервые появляется на реальной трассе, вы можете вздохнуть спокойно. Проблемы на этом, конечно, не закончатся, но после этого вам предстоит решать уже другие задачи.

Машина Jordan 1997 года на всех этапах продувки в аэродинамической трубе показывала более высокие результаты, чем её предшественница, поэтому мы многого ожидали от старта сезона.

Гэри Андерсон вспомнил дебют Jordan 197 © LAT
Гэри Андерсон вспомнил дебют Jordan 197Фото: LAT

Тогда к нам присоединился Ральф Шумахер, который дебютировал в Ф1 - и фамилия позволяла ему оказывать на нас некоторое давление. В 1996-м он провёл тесты на прошлогодней технике в Хересе, чтобы набраться опыта, и когда мы подготовили новый автомобиль, он первым сел за руль.

Я сказал ему, что исходя из наших подсчётов машина должна быть на 1,5-1,8 секунды быстрее своей предшественницы. На первом же своем отрезке из пяти кругов он проехал быстрее на 1,6 секунды, причём с полными баками. Все, включая Ральфа, просто сияли от счастья.

Иногда всё складывается замечательно, но бывает и иначе. Стоит вспомнить клиентов Renault в начале прошлого года, когда они поняли, что столкнулись с большими проблемами, которые за одну ночь никак не разрешить.

Или представьте себе настроение в команде Mercedes, когда в первый день зимних тестов 2014 года на машине Льюиса Хэмилтона возникли проблемы с креплением переднего анктикрыла, в результате чего он сильно разбил машину.

Когда случается нечто подобное, самое главное – понять причины проблем и попытаться их исправить. Mercedes это удалось, а с Renault все вышло чуть хуже.

Как только машина впервые появляется на трассе, вы сразу понимаете, чего от нее можно ожидать. Если пилот доволен ей еще до того, как внесёт корректировки и проедет круг на время, можете вздохнуть с облегчением.

В первую очередь необходимо добиться хорошей управляемости - это придаёт уверенности пилоту и делает шасси чувствительным к изменению настроек. Но поскольку нынешние моторы еще относительно новы, и производители обещают перед стартом сезона внести в их спецификацию серьезные доработки, над управляемостью машин придётся работать дольше обычного.

Даже в Mercedes могут столкнуться с неприятностями, утверждает Андерсон © LAT
Даже в Mercedes могут столкнуться с неприятностями, утверждает АндерсонФото: LAT

Если ваши дела не задались с самого начала, времени на исправление ситуации будет очень мало. Как я сказал, дизайнеры уже определились с новинками на первые гонки сезона и запустили их в производство. Если на первых тестах возникнут какие-то фундаментальные проблемы, разобраться с ними будет очень нелегко.

Существует три варианта поиска решения. Во-первых, надо признать наличие проблем – и это самое лёгкое. Затем вам необходимо разобраться с причинами – это уже куда сложнее, поскольку иногда разобраться с источником неприятностей бывает непросто.

Третье – вам надо знать, как это исправить. Все три стадии могут отнять у вас приличное количество времени, к тому же, очень легко пойти при решении проблемы неверным путём. Поскольку тестовых дней перед первой гонкой очень мало, вдвойне важно сохранять хладнокровие и точно знать, что вы двигаетесь в правильном направлении.

Как показывает практика, отыграться после неудачного старта очень и очень сложно. Некоторые выводы о сезоне-2014 были очевидны уже после первых тестовых дней в Хересе. Точно такая история ждёт нас и в этом году.

Но сейчас самое главное для команд – это успеть подготовить машину. В любом случае, старания одних окупятся, а других ждёт настоящее разочарование.

Я дам от себя простой совет тем, кто только закончил готовить новый автомобиль. Это всего лишь спорт, просто наслаждайтесь!

Williams
Williams

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle