Формула 1 должна сохранить ограничение на расход топлива
На фоне планов по переходу Формулы 1 на моторы мощностью 1000 л.с. Эд Стро отмечает, что руководству спорта никак нельзя забывать об одном из своих главных достижений
В прошлом году Формуле 1 удалось добиться огромного прорыва, который, к сожалению, остался незамеченный теми, кто так рьяно выступает за использование инновационных технологий в Больших Призах.
В минувшем сезоне каждый автомобиль должен был пройти гоночную дистанцию с максимальным темпом, использовав при этом не больше 100 килограммов горючего. Примечательно, что еще недавно команды сами стремились заправить как можно меньше топлива, чтобы уменьшить общий вес своей машины, не потеряв при этом в темпе.
Только подумайте об этом. По новым правилам команды Ф1 стали использовать в гонке практически на треть меньше топлива. Просто удивительно!
Однако в межсезонье появились слухи, что вскоре из технического регламента могут убрать это ограничение на максимальное количество топлива в гонке, кроме того, спорт может отказаться и от лимита на моментальный расход горючего, который сейчас составляет 100 кг/ч. Отказ от этих ограничений, по мнению инициаторов идеи, позволит сделать автомобили 2017 года более зрелищными.
Отлично, забудьте о максимальном уровне расхода топлива! Но я уверяю, что это необходимая норма в Ф1, и было бы большой ошибкой от нее отказываться. В этом случае чемпионат лишится одного из своих главных достижений последних лет, рискуя спровоцировать лавинообразный эффект роста проблем.
Топливо обладает определенной теплотой сгорания. Задача мотористов – построить такой двигатель, чтобы он получал максимальную энергию из расчета сгорания единицы горючего. Эффективность мотора есть ни что иное, как процент энергии, который напрямую преобразуется в скорость на трассе. И в случае с двигателем внутреннего сгорания этот показатель традиционно не был высоким.
И всё же руководству Формулы 1 удалось на треть сократить массу топлива для преодоления гоночной дистанции. А команды и производители отлично справились с новым вызовом, ведь их автомобили добирались до финиша без проблем с перерасходом горючего и вынужденной экономией.
Да, время от времени пилотам приходилось экономить топливо, но достаточно вспомнить, что и с 2,4-литровыми 8-цилиндровыми двигателями прошлого поколения наблюдалась похожая картина - просто об этом не так часто говорили.
Составить уравнение довольно просто. Масса топлива прямо пропорциональна производительности автомобиля. Каждые 10 кг горючего в среднем увеличивают время на круге на 0,3-0,4 секунды (в зависимости от конфигурации трассы и ее протяженности).
Чем меньше топлива залить, тем выше будет скорость. Необходимо просто найти компромисс между прибавкой в скорости за счет меньшей массы горючего и ее потерей из-за необходимости экономно расходовать топливо. В этом нет ничего нового. И об этом много говорили в последние годы.
К тому же, как оказалось, в этом направлении можно добиться гораздо большего. Во время презентации W06 исполнительный директор Mercedes AMG High Performance Powertrains Энди Коуэлл указал на то, сколько потенциала скрывается за более эффективной работой двигателя.
«Максимальная генерируемая мощность мотора, если мы будем использовать 100% тепловой эффективности, составляет 1200 кВт плюс 115 кВт [за счет системы ERS]», - сказал Коуэлл.
Но второй закон термодинамики исключает абсолютную эффективность. При этом если перевести указанные цифры из кВт в более привычные лошадиные силы, то мы поймем, что современный двигатель (даже без системы ERS) может развивать мощность до 1600 л.с. Таким образом, очевидно, что у современных силовых установок Ф1 огромный скрытый потенциал.
На данный момент прогресс сдерживается ограничениями на моментальный расход топлива в 100 кг/ч, от чего вполне можно отказаться. Цель введения этого правила была очень проста. В техническом регламенте нет ограничений на уровень наддува турбокомпрессоров, поэтому максимальную мощность двигателя решили контролировать за счет лимита на моментальный расход топлива. Если отказаться от данного ограничения, то удастся значительно повысить мощность силовых установок.
Первоначально это нововведение объяснялось тем, что ограничение по моментальному расходу делало возможным использование до 100 кг топлива в гонке, но это не так. Каким бы не был моментальный расход горючего и пиковые показатели мощности мотора, предел пришлось бы соблюдать.
Другое дело, что частично ограничение по моментальному расходу топлива было связано с мерами безопасности. Для увеличения темпа на прямой каждая команда стремится использовать максимум мощности своего мотора, при этом очень важно сохранить предельное ускорение.
В результате производители могли сосредоточиться на строительстве максимально эффективных силовых установок, которые позволяли бы максимально быстро достигать пиковой мощности. Но в целях безопасности руководство спорта посчитало необходимым избежать ситуаций, когда на трассе находились бы машины с кардинально разными показателями ускорения и максимальной скорости, а также предельной мощности моторов.
И все же эти опасения несколько преувеличены. Если сейчас отказаться от ограничения на моментальный расход топлива, то вряд ли изменения будут существенными, при условии, что сохранится лимит на общий расход горючего.
Это просто вариант, но если учесть эти два ключевых фактора, вполне можно написать регламент, удовлетворяющий всем требованиям.
Критики же постоянно указывают на тот аргумент, что количество сэкономленного топлива не столь велико, чтобы это имело какое-то практическое значение. И нельзя исключать, что они преднамеренно упускают суть дела.
Конечно, того топлива, которое удалось сэкономить на протяжении всех гонок сезона, не хватит даже для перелета авиалайнера через Атлантику. Но это и не было главной целью нововведения.
Заявление Коуэлла о потенциале силовой установки нужно расценивать как предложение, а вовсе не в качестве демонстрации проблемы.
Вы можете возразить, что всё это лишь показуха, ведь команды, персонал и журналисты сжигают огромное количество топлива, чтобы попасть на гонку, но дело тут даже не в этом.
Важно помнить об огромном потенциале использования технологий Ф1 в серийном производстве автомобилей. Это вовсе не изменит мир, но производители двигателей для того и лоббировали новые требования регламента, поскольку понимали важность своих разработок.
Еще один важный фактор этих правил для Формулы 1 – коммерческая составляющая. Многие спонсоры откажутся от идеи поддержки Больших Призов, если популярность спорта снизится. Кроме того, для них также имеет значение вопрос заботы об окружающей среде.
Крупные компании в наши дни очень серьезно относятся к социальным проблемам. И хотя приверженность "зеленым" технологиям еще не гарантирует приток в Ф1 новых инвестиций, без этого количество спонсоров со временем снизится до нуля.
Но забудем о финансовой стороне вопроса - технологии здесь интересны сами по себе.
Речь идет не только о большей мощности или большем уровне механического сцепления, мы говорим об эффективности силовой установки в целом.
Учитывая глобальную ситуацию с изменением климата на планете (к чему в немалой степени приложил свою руку сам человек), мы должны брать за основу технологии эффективного использования энергии, чтобы гарантировать наше выживание.
Важно понимать, что прохождение гоночной дистанции на предельной скорости с использованием всего 100 килограммов топлива - это огромное достижение само по себе! И я бы ни за что не променял это на увеличение громкости моторов.
Как сказал технический директор Williams Пэт Симондс: «Это не столь важно… Громкий звук мотора – это лишь издержки впустую потраченной энергии»…