Эксклюзивное интервью с новобранцем Toro Rosso Максом Ферстаппеном
Во время первых предсезонных тестов в Хересе юный Макс Ферстаппен пообщался со специальным корреспондентом AUTOSPORT.com.ru и ответил на множество вопросов о гонках и не только
Совсем недавно юный многообещающий Макс Ферстаппен собирал один кубок за другим в чемпионатах мира и Европы по картингу, а сейчас - всего лишь после одного, но зато какого, сезона в «младших» сериях - 17-летний голландец готовится к дебюту в Формуле 1.
Молодой пилот, которого сравнивают ни много ни мало с самим Айртоном Сенной, на первых предсезонных тестах пообщался со специальным корреспондентом AUTOSPORT.com.ru и ответил на множество вопросов о гонках и не только…
НЕРВЫ, СЕКРЕТЫ, СТРАХИ
Макс, позволь поздравить тебя с дебютом за рулём новой машины! Скажи, ты сильно нервничал?
Макс Ферстаппен: На самом деле, не особо. В межсезонье я много работал над собой и тренировался, добившись неплохих результатов. И это заставляет меня чувствовать себя уверенно.
Ты сохраняешь ледяное спокойствие. В чём твой секрет?
Ферстаппен: Мне помогает опыт моего отца - он мне много об этом рассказывал. В прошлом он сам был на моём месте и сейчас постоянно помогает мне. Кроме того, я лично наблюдал за тем, как на его примере надо справляться с прессингом.
Лично я не вижу ничего особенного в своей ситуации, разве что со всем разбираться приходится мне самому.
Во всех вопросах, связанных с гонками, ты остаёшься невозмутимым человеком. А может есть что-то, что тебя беспокоит в обычной жизни?
Ферстаппен: На данный момент – нет! Но посмотрим, что готовит нам будущее (улыбается).
ЦЕЛИ, НАПАРНИК, ОТЕЦ
Макс, какую главную цель ты ставишь перед собой в дебютном сезоне в Формуле 1?
Ферстаппен: Главная задача – быть стабильным, не допускать много ошибок и стараться регулярно бороться за места в первой десятке.
Бытует мнение, что главным соперником пилота Ф1 является его напарник по команде. Ты с этим согласен?
Ферстаппен: Да, думаю, так и есть. Ваш напарник является единственным парнем, кто выступает за рулём точно такой же машины. И чтобы оказаться лучшим, для начала вам нужно превзойти своего партнёра по команде.
А какие отношения у тебя сложились с Карлосом [Сайнсом-младшим]?
Ферстаппен: Нормальные. Мы сотрудничаем друг с другом, поскольку это очень важно для команды. Могу сказать, что мы хорошо общаемся.
У вас с Карлосом знаменитые родители, добившиеся значимых успехов в автоспорте. Это помогает?
Ферстаппен: Безусловно. Мой отец отлично меня подготовил – без него я бы не смог сделать такой большой шаг и перейти в Ф1. И за это я ему очень благодарен.
Но я не чувствую дополнительного прессинга – наоборот, я даже больше расслаблен. Если возникают какие-либо вопросы, я могу обратиться за помощью к своему отцу. Мне приятно, что за спиной есть он.
НОВАЯ МАШИНА, ПОДГОТОВКА, АДАПТАЦИЯ
Макс, ты хорошо спал перед первой презентацией в качестве пилоты команды Формулы 1?
Ферстаппен: Да… Впрочем, как и всегда!
А внешне тебе понравилась новая машина Toro Rosso?
Ферстаппен: Она выглядит весьма агрессивно. Да и носовой обтекатель всё приятнее, чем прошлогодний (улыбается). Мне понравился новый автомобиль.
Как думаешь, сколько пройдёт времени, прежде чем ты полностью освоишься за рулём машины?
Ферстаппен: Конечно, на это потребуется не один день. Перед первыми тестами мы провели всего один съемочный день, так что пока я не так много времени работал за рулём. Но всё зависит от того, как сложатся две оставшиеся тестовые сессии.
В первую очередь пришлось привыкать к переключателям на рулевом колесе, информации о машине, пилотированию… В один миг со всем этим невозможно разобраться.
А к первой гонке сможешь быть готовым на все 100%?
Ферстаппен: Надеюсь. В конце прошлого сезона я выступил в нескольких пятничных тренировках и провёл тесты, а сейчас отработал еще два дня на первых заездах этого года. Я рассчитываю, что буду готов.
КАРТИНГ, ЛЮБИМАЯ ЭПОХА Ф1, АЛОНСО
Макс, что было сложнее – перейти из картинга в Формулу 3 или из Формулы 3 в Формулу 1?
Ферстаппен: По моим личным впечатлениям могу сказать, что переход из картинга в Формулу 3 дался труднее. Нужно понимать, что это совершенно разные вещи – мне всему пришлось учиться заново.
Конечно, опыт борьбы в картинговых гонках мне сейчас помогает, но процесс работы в команде, пилотирования машины и торможения серьезно отличается от того, с чем мы имеем дело в картинге.
Сейчас же, в Формуле 1, нужно просто привыкать к новому стилю пилотирования и, конечно, работать с гораздо большими объемами информации. Например, на рулевом колесе находится множество переключателей, с помощью которых можно вносить различные корректировки.
Многие гонщики говорят, что хотели бы гоняться в Формуле 1 в 70-х или 80-х годах. А какая твоя любимая эпоха в спорте?
Ферстаппен: Мне нравится современная Формула 1. Сейчас машины стали гораздо совершеннее, а их качество в разы возросло.
Многие сравнивают тебя по уровню таланта с легендарным Айртоном Сенной. А кому из гонщиков ты отдаёшь предпочтение?
Ферстаппен: На данный момент Фернандо Алонсо. Я очень высоко ценю то, что в последние годы он не располагал машиной, позволявшей бороться за титул, но всё равно сражался до последнего и добивался великолепных результатов.
СТИЛЬ ФЕРСТАППЕНА, ХЭМИЛТОН, FERRARI
А на кого из гонщиков ты похож по стилю пилотирования?
Ферстаппен: Я думаю, что у каждого свой уникальный стиль пилотирования машины. Не могу себя сравнить с кем-то из гонщиков. Я бы сказал, что у меня стиль пилотирования Макса Ферстаппена (улыбается).
На кого бы ты поставил в борьбе за титул чемпиона Ф1 этого года?
Ферстаппен: Я думаю, это однозначно будет один из пилотов Mercedes – и мне кажется, сильнейшим вновь окажется Льюис Хэмилтон. Он – настоящий боец, а его талант особенно проявляется в гонках.
А кого ты поддерживал в прошлогодней борьбе за титул – Хэмилтона или Росберга?
Ферстаппен: Не могу сказать, что болел за кого-то определённого. Оба парня – очень быстрые пилоты. Но думаю, что титул в итоге взял тот, кто его больше заслуживал.
Многие пилоты мечтают однажды сесть за руль алой машины Ferrari. Ты разделяешь их стремление?
Ферстаппен: Нет. Самое главное для меня – иметь в распоряжении быстрейший автомобиль.
RED BULL, ДОКТОР МАРКО, ПОДХОД
А когда Red Bull впервые на тебя вышла?
Ферстаппен: Произошло это в 2010-м. Но тогда мне не требовалась их поддержка, поскольку я ещё выступал в картинге. Мы поддерживали контакт, и со временем наши связи становились всё крепче. В итоге это вылилось в полноценное сотрудничество.
Страшно ли тебе было общаться с главой молодежной программы Red Bull доктором Хельмутом Марко на самой первой встрече?
Ферстаппен: Вовсе нет. Я понимаю, почему о нём сложилось такое мнение, но как только вы знакомитесь с ним получше, то он предстаёт перед вами очень дружелюбным человеком. Со стороны его образ весьма суровый, но на самом деле он хороший приветливый человек.
Что изменилось в твоем подходе к работе с тех пор, как ты присоединился к молодёжной программе Red Bull?
Ферстаппен: Не могу сказать, что мой подход как-то кардинально поменялся. Я просто продолжаю делать то, что и раньше. Единственное – сейчас я гораздо больше времени провожу в тренажёрном зале, работая над своей физической формой.
РОССИЯ, ПРОБКИ, КРЕЩЕНИЕ
Макс, нам, как представителям российской редакции AUTOSPORT, очень интересно, что ты знаешь и слышал о России?
Ферстаппен: Ох… Я был в Подмосковье на трассе Moscow Raceway на одном из этапов европейской Формулы 3. Сама трасса и инфраструктура в целом мне очень понравились, но, конечно, в мире автогонок больше всего говорят о Гран При России в Сочи.
По правде говоря, я не был в центре Москвы, но я хорошо запомнил, что от трассы до аэропорта добирался пять часов. Так что больше всего мне запомнились пробки – они просто сумасшедшие.
В России на крещенские морозы принято окунаться в ледяную воду. Не хотел бы однажды попробовать?
Ферстаппен: А что? Было бы неплохо. Если будет время, то я обязательно попробую.
СЕМЬЯ, ХОББИ, ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА
Макс, чем ты занимаешься в свободное время?
Ферстаппен: В основном я провожу время с семьей. Но по правде говоря, сейчас свободных минуток совсем мало!
А у тебя есть хобби?
Ферстаппен: Хобби… Я люблю гоняться на картах! Если я оказываюсь дома и появляется свободное время, то еду на трассу погонять.
Если бы ты не стал пилотом, то чем бы хотел заниматься?
Ферстаппен: Сложный вопрос. Всю свою жизнь я занимаюсь гонками, поэтому даже не задумывался ни о чем другом. Самое главное – я всегда хотел быть самим собой.
Совсем недавно ты сдал теоретический экзамен на водительские права. Было сложно?
Ферстаппен: Вовсе нет! Я учил теорию всего один день - с шести вечера до часу ночи, и на следующий день всё сдал, допустив три ошибки. Но ошибиться можно было около девяти раз, поэтому сдать получилось с первого раза!