Могут ли идеи Ferrari воплотиться в жизнь?
Презентация изображений машины Ф1 будущего от команды Ferrari породила массу разговоров в стане болельщиков. Но могут ли идеи Скудерии воплотиться в жизнь? Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо постарался разобраться в этом вопросе
В последнее время все больше говорят о способах повышения привлекательности Больших Призов, причем речь обычно идет не только о технических инновациях вроде увеличения мощности моторов до отметки в 1000 л.с., но и об эстетическом аспекте, включающем внешний вид современных машин Ф1.
Вчера команда Ferrari подлила масла в огонь продолжающихся споров и пересудов, продемонстрировав свое видение концепта машины Ф1 будущего.
При этом футуристический дизайн автомобиля более или менее соответствует нынешнему техническому регламенту серии, а идея команды состояла в демонстрации возможности кардинальных перемен во внешнем облике машин без необходимости полностью переписывать правила.
За основу концепта взяты структурная и аэродинамическая составляющие нынешней машины Скудерии. Антикрылья, диффузор и компактная ячейка безопасности, по сути, очень напоминают текущие разработки.
При этом внешность машины дополнена массой аэродинамических элементов кузова, а венцом новой концепции стали большие колеса с низкопрофильными шинами. Блеск!
Вероятно, некоторые дополнения были сделаны с оглядкой на безопасность нового шасси. Например, колеса машины не полностью открыты, а окружены своеобразными конструкциями, напоминающими арки крыла. А как мы знаем, борцы за чистоту нравов и адепты гонок на машинах с открытыми колесами всегда выступали против такой идеи в Ф1.
При этом многие внешние элементы концепта, придающие ему столь изящную форму, серьезно противоречат принятым нормам аэродинамики - более того, они будут негативно сказываться на общей аэродинамической эффективности шасси.
Как же разработать такие правила, которые подразумевали бы столь плавные и эстетически привлекательные линии автомобилей Ф1? Для этого пришлось бы переделывать всю концепцию составления технического регламента соревнований и аэродинамических разработок.
В настоящее время регламент представляет собой набор геометрических норм, которым должны соответствовать машины команд. Можно условно представить это в виде нескольких коробок, в которые должно поместиться шасси - только в этом случае оно будет удовлетворять необходимым требованиям.
В итоге разработчики вынуждены создавать максимально эффективные конструкции, которые помещались бы в эти гипотетические коробки, что приводит к довольно угловатым "квадратным" решениям в области крыльев и монокока.
Машины разрабатывают инженеры, а не стилисты, к тому же, в богатых командах уделяют очень много внимания продувке шасси в аэродинамической трубе и проверку с использованием средств вычислительной гидродинамики.
При этом в FIA не проводят омологацию аэродинамических элементов и не ограничивают количество изменений в этой области на протяжении года. Кроме того, они не занимаются замерами уровня прижимной силы шасси команд.
В результате машины Формулы 1 приобретают не самые привлекательные очертания и со временем утрачивают общие черты с автомобилями серийного производства.
Большие Призы стали заложником аэродинамических инноваций именно потому, что в этой области в спорте нет никаких ограничений, тогда как другие составляющие - такие как вес, геометрия подвески, электроника, шины и двигатели - в той или иной степени регламентированы.
Отсутствие ограничений в области аэродинамики ставит непростую задачу перед организаторами чемпионата. Как же заставить команды делать красивые машины? Как убедить конструкторов не уродовать автомобили в угоду большей прижимной силе и меньшему лобовому сопротивлению?
В нынешних обстоятельствах машины никогда не станут эстетически привлекательными, поскольку все усилия команд идут на оптимизацию их эффективности - о внешнем виде никто не заботится.
Гонка вооружений в отношении аэродинамики привела к тому, что команды расходуют немыслимые суммы на разработку все новых и новых пакетов и меняют их едва ли не в каждой гонке. Ясно, что в FIA не очень довольны таким положением вещей.
В то же время если отдать проектирование автомобилей на откуп дизайнерам и стилистам, от этого пострадает скорость машин на круге из-за снижения аэродинамической эффективности.
К тому же, это неизбежно приведет к увеличению веса машин и отрицательно скажется на охлаждении рабочих агрегатов и безопасности в целом.
В некоторых машинах серийного производства разработчикам удается добиться необходимого баланса между внешней привлекательностью конструкции и эффективностью на дороге. Но они просто вынуждены это делать, поскольку от этого напрямую зависят их продажи. В то же время в таком конкурентоспособном виде спорта как Формула 1 значение имеет лишь скорость.
Одним из решений могла бы быть унификация функциональных аэродинамических плоскостей шасси (антикрыльев и диффузора) при полной свободе действий в области разработки остальных элементов кузова, что позволит ограничить предел эффективности машины.
Далее все кузовные элементы команд должны будут пройти омологацию в FIA и проверку с использованием средств вычислительной гидродинамики, чтобы убедиться, что они не дают решающего прироста производительности. После омологации элементы могут либо "замораживаться" на весь предстоящий сезон, либо должно оговариваться максимальное количество вносимых изменений по ходу чемпионата.
В этом случае в FIA также могут согласиться на использование командами активных аэродинамических элементов - например, крылья и впускные отверстия радиаторов могут менять свою геометрию на протяжении круга.
Это позволило бы также уменьшить количество расходуемого пилотами топлива в гонках, поскольку высокое лобовое сопротивление шасси на прямых значительно увеличивает этот показатель.
Этот вариант позволил бы изменить нынешнюю Формулу 1, в которой в настоящее время главной доминантой является аэродинамика машин. Конечно, эти предложения придутся по вкусу не всем командам и производителям, но для решения проблем эстетического восприятия спорта требуются серьезные меры.
Одним словом, машины Ф1 можно сделать по-настоящему красивыми. Вопрос лишь в том, пойдет ли руководство спорта на кардинальные изменения для достижения этой цели.