Даниил Квят – звезда, способная зажечь в Формуле 1
Изначально в команде Red Bull Racing не планировали сажать Даниила Квята за руль боевой машины уже в этом году, но обстоятельства сложились таким образом, что россиянину выпал этот уникальный шанс. Бен Андерсон считает, что мы вполне можем ожидать от Даниила феерического выступления
Настоящий фурор вокруг прихода в Формулу 1 юного Макса Ферстаппена привел к тому, что в FIA были вынуждены пересмотреть правила выдачи молодым пилотам Суперлицензии, дающей право выступать в Больших Призах.
И за всей этой суматохой злые языки, ратующие за пенсионерскую решетку в Ф1, как-то позабыли о том, что совсем юный Даниил Квят, проведший в Гран При всего один год, занял место титулованного Себастьяна Феттеля в еще совсем недавно чемпионской команде.
С другой стороны, россиянин уже пять лет ездит в гонках и провел уже целый сезон Формуле 1, что делает его настоящим ветераном в сравнении с Ферстаппеном. Но для блюстителей чистоты нравов, считающих, что опыт в Больших Призах не заменишь ничем, выступление 20-летнего "второкурсника" в одной команде с восходящей звездой Даниэлем Риккардо иначе как огромным риском не назовешь.
При этом в команде Red Bull Racing не отрицают, что изначально не планировали сажать Даниила за руль уже в этом году. Да и спонсоры россиянина рассчитывали, что он проведет еще один год в Toro Rosso и наберется побольше опыта. Но Себастьян Феттель внезапно объявил о переезде из Милтон-Кинса в Маранелло - и судьба Квята была решена без него.
В Red Bull всегда доверяли своим воспитанникам - и хотя они признают, что не собирались форсировать события, все же отдают должное Даниилу и выражают уверенность в том, что он справится со своей задачей на все сто процентов.
С чего бы им быть такими уверенными?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили поговорить с техническим директором команды Toro Rosso Джеймсом Ки, который в прошлом году тесно сотрудничал с чемпионом серии GP3 2013 года (кстати, год назад переход Даниила в Ф1 из GP3 также вызвал немало недовольства).
«С Даниилом очень приятно работать, - отметил Джеймс. - С одной стороны, он очень талантливый, и сам знает, что делать, с другой - всегда готов прислушаться к советам со стороны.
Он пришел в Ф1 из GP3, где торможение и вход в повороты требуют совершенно иного подхода. Мы с ним об этом поговорили, и он моментально адаптировался.
Он обладает поистине огромным талантом, и при этом с ним очень легко работать - это редкая комбинация! Он не страдает от излишней деликатности, но и не заносчив, к тому же, у него великолепное чувство юмора. Но главное - это уверенность в себе. Ему не нужно себя как-то настраивать, у него это в крови».
Болельщики часто недооценивают важность характера пилота в деле его становления в ранге звезды Ф1. У молодежной программы Red Bull всегда была репутация безжалостной машины, в которой в расчет берутся только результаты. Да, без результатов никуда, но это само собой разумеется.
Однако если гонщик не способен учиться и решать возникающие проблемы "на ходу", одних лишь зачетных баллов и занятых мест будет недостаточно - особенно в долгосрочной перспективе.
И два года назад Даниил продемонстрировал этот настоящий боевой дух: неудачно начав сезон в серии GP3, в итоге он стал триумфатором первенства. Именно это и привлекло внимание Toro Rosso.
«Он очень быстро учился и все схватывал на лету, - продолжил Ки. - Зимние тесты у нас не сложились, так что ему приходилось все осваивать непосредственно в гонках - включая все процедурные моменты. Удивительно, что в таких условиях он сумел заработать очки уже в дебютной гонке в Мельбурне!
Он великолепно справлялся с прессингом и почти не поддавался эмоциям. В Малайзии уик-энд складывался для нас очень трудно - было невероятно жарко, и шины очень быстро изнашивались. Но и там ему удалось заработать важные очки.
Полагаю, сейчас он еще лучше работает с резиной, чем раньше. Поначалу у нас было немало проблем из-за отсутствия должной практики на зимних тестах, но к концу года Даниил все взял в свои руки.
Начиная с этапа в Монако он значительно прибавил в плане выступления в квалификациях и работе с резиной. У новичков часто с этим возникают проблемы, но уже к Монако Даниил освоился и в этом отношении».
В минувшем сезоне скорость Квята была вполне очевидна. В квалификациях он зачастую смотрелся намного лучше более опытного напарника по команде, а особенно произвел впечатление по субботам в Австрии и в Сочи. Но в гонках не всегда все было гладко.
Конечно, проблемы с надежностью STR9 в начале сезона сказались на обоих пилотах, но когда дела у команды пошли лучше, Жан-Эрик Вернь, казалось, стал опережать Квята в гонках - у россиянина то и дело возникали проблемы.
И все же Джеймс полагает, что в ряде гонок Даниил показал себя просто фантастически, пусть это и не все заметили.
«Мало кто обратил на это внимание, но в Монце Даня выступил просто блестяще! - продолжил британец. - Из-за штрафа за замену мотора он стартовал из конца пелотона, и мы ему сказали: «Нам необходимо финишировать в очках! Мы выберем совершенно иную тактику по сравнению с другими командами, а от тебя требуется прорваться через пелотон».
И прорыв удался ему блестяще! Но из-за насыщенных событий впереди мало кто обратил на это внимание.
Он просто фантастически выступил, проехав 30 кругов на одном составе резины. После этого мы поставили ему мягкие шины, и он начал догонять целую группу машин, среди которых были Force India, McLaren и Ferrari. Он привозил им по две секунды с круга, и в какой-то момент показалось, что сможет финишировать пятым.
К сожалению, в самом конце гонки разрушился один из тормозных дисков на его машине, и последние два круга он ехал с тремя дисками. Мы были просто восхищены, как и он сам. Доехать до финиша с тремя дисками в Монце - это просто фантастика! Когда он выбрался из кокпита, то первым делом сказал: «Только что я совершил настоящее чудо!»
В Остине ситуация была похожей. Даниила снова наказали за смену двигателя, но он уже знал, что нужно делать, и блестяще со всем справился.
Он снова догнал группу машин, но ему не повезло - в его переднем антикрыле застрял обломок, и в боксах нам пришлось менять обтекатель. Если бы не этот эпизод, он вполне мог бы финишировать седьмым, где в итоге оказался Феттель. Это просто фантастика!
Как и в Монце, в США также результат достигнут не был, но если посмотреть на развитие событий в этих гонках, становится понятно, что Даниил не ездит, а просто летает!»
И пусть от внимания зрителей его успехи ускользнули, в Red Bull все правильно оценили, поскольку всегда с трепетом относились к мелочам.
Макса Ферстаппена перевели в Формулу 1 за его невероятную скорость в Ф3 и очень взрослое отношение к делу. Квята взяли в Red Bull ровно за те же качества, показанные им годом ранее в Toro Rosso.
Но это еще не значит, что он готов к выступлению в "старшей" команде концерна. В конце концов, в RBR признали, что отклонились от начального плана, и может оказаться, что Даниилу действительно рано стартовать в топ-команде. Ки также признал, что еще один год в Toro Rosso пошел бы Квяту только на пользу, но при этом выразил уверенность, что он блестяще справится со своими обязанностями и в Red Bull.
«Первый год - самый важный шаг в обучении, - отметил Джеймс. - С учетом природного таланта Даниила и отсутствия эгоцентричности, полагаю, он все сделает правильно. Он абсолютно лишен предрассудков - к тому же, ему будет чему поучиться у Риккардо.
Да, прессинг в Red Bull Racing будет выше, поскольку от него будут ждать результатов. В прошлом году от Дани никто ничего не требовал, и он блестяще справился со своей работой. Сейчас же он оказался в команде, к которой приковано пристальное внимание. Но я уверен - ему эта задача по плечу!
Он как раз тот пилот, который нужен Red Bull - не "однодневка", а с расчетом на перспективу».
В Red Bull также верят в успешное сотрудничество с россиянином. Теперь ход за самим Даниилом - ему необходимо доказать всем, что выбор на него пал не случайно.