Эксклюзивное интервью Сьюзи Вольф
К Международному женскому дню AUTOSPORT.com.ru лично пообщался с единственной женщиной в Формуле 1, которая активно работает на трассах за рулём техники Гран При. Сьюзи Вольф рассказала о своем карьерном пути, муже Тото и многом другом...
НОВЫЙ WILLIAMS, ПЛАНЫ, ЗАДАЧИ
Сьюзи, на тестах ты имела возможность поработать с новой машиной команды. Скажи, как сильно она отличается от прошлогодней?
Сьюзи Вольф: В последний раз я садилась за руль прошлогоднего автомобиля в середине лета, и с тех пор прошло много времени… Но лично я считаю новую машину серьезным шагом вперёд. То направление, которое команда выбрала при развитии техники, похоже, оказалось правильным.
Машина отличается хорошим балансом и на тестах показала отличную скорость, поэтому я думаю, пока все в команде довольны.
Какие твои дальнейшие планы? Какой будет твоя программа в этом сезоне?
Вольф: Мне предстоит выступить в паре пятничных тренировок (в Испании и Великобритании). С этого года я стала единственным тест-пилотом Williams, поэтому в мои обязанности входит активная работа на симуляторе, поскольку график основных гонщиков итак очень насыщенный.
В целом моя программа не сильно отличается от прошлогодней, просто в этом сезоне мне предстоит провести больше времени за рулём машины.
ПРОБЛЕМЫ ДЕВУШЕК-ПИЛОТОВ, КАРЬЕРА, СЭР ФРЭНК
В картинге и «младших» формулах выступает множество девушек, но в основном они прекращают гоняться в возрасте 15 лет. Как ты думаешь, с чем это связано?
Вольф: В автоспорте, как и других видах спорта, очень сложно пробиться на самую вершину. Количество мест в Формуле 1 очень ограничено, и попасть в элиту сложно не только девушкам. Мне кажется, многие девчонки просто сдаются.
При переходе из картинга на формульную технику им нужен определённый план развития на пять лет, поскольку автоспорт – это очень дорогой вид спорта. К тому же они просто не знают, на кого равняться и кому подражать, ведь девушек, добившихся больших успехов в автоспорте, практически нет.
Из тысячи мальчишек лишь единицы попадают в Ф1, а когда мы имеем лишь десяток девчонок, то, конечно, даже одной из них сложно оказаться в этом чемпионате.
Сьюзи, а почему ты в своё время перешла из Формулы 3 в туринговые гонки, а, к примеру, не в GP2 или другую более сильную формульную серию? Ты не изучала такую возможность?
Вольф: Я не рассматривала такой вариант, поскольку сразу решила перейти в DTM, где и провела семь лет. Я решила продолжить карьеру в этой серии, поскольку DTM – это один из лучших чемпионатов в мире. К тому же, я представляла цвета одного из лучших производителей в мире.
Я отлично провела в DTM время и стала гораздо лучше как пилот. Признаю, что не добилась за эти годы желаемых успехов, но каждый сезон в этом первенстве помогал мне становиться лучше. Не исключено, что если бы не этот опыт, то я бы и не оказалась в Ф1.
Я не жалею, что провела в DTM эти годы, но было действительно тяжело. Сейчас я даже не думаю о выступлении в GP2 – я очень рада быть частью замечательной команды Ф1 и иметь возможность пилотировать технику Гран При.
Сейчас меня ничего другое не интересует.
Как ты получила приглашение в Williams? Тебе позвонил лично сэр Фрэнк?
Вольф: Однажды сэр Фрэнк приехал на гонку DTM и пригласил меня провести тесты за рулём машины Ф1 в Сильверстоуне, которые были ограничены 20-ю кругами. Тесты прошли хорошо, затем были еще одни, а после меня пригласили выступить в заездах молодых пилотов.
Опять же, на тестах я хорошо себя показала и получила шанс выступить в пятничных тренировках Гран При. В итоге всё вылилось в место полноценного тест-пилота команды Ф1!
Я получила только один шанс проявить себя за рулём этой машины, поэтому ухватилась за него обеими руками. То же самое могу сказать и про начало моего сотрудничества с Mercedes в DTM.
Сначала я подписала однолетний контракт, а в итоге мы были вместе на протяжении семи лет. В этом спорте всё зависит от ваших результатов – если вы недостаточно хорошо выступаете, то пропадаете с радара.
Я знаю, что должна на каждом круге проявлять себя – иначе моё место могут занять другие 20 парней, которые стоят в очереди и ждут, пока я оступлюсь.
МУЖ, ЗНАКОМСТВО, ВЛИЯНИЕ
Сьюзи, расскажи, как и где ты познакомилась со своим мужем Тото?
Вольф: Мой муж инвестировал в компанию, которая строила машины для Mercedes в DTM, так что мы познакомились на гонках. Но сначала мы просто дружили на протяжении трёх-четырёх лет, а затем уже стали встречаться.
Тото помогает тебе в твоей гоночной карьере?
Вольф: Не знаю, знаком ли ты лично с моим мужем, но он очень жесткий бизнесмен, который прекрасно понимают среду автоспорта. Я всегда говорила, что он – не только мой самый главный болельщик, но и критик.
Он знает, что если я хочу выжить в этой среде и остаться на плаву, то должна демонстрировать хорошие результаты. Он подстёгивает меня и старается всячески помочь, чтобы я демонстрировала свою лучшую форму, в этом нет сомнений.
Он – одна из главных причин того, что я смогла выжить в этой среде. Я ему за это очень благодарна.
А Тото нервничает, когда ты садишься за руль машины?
Вольф: Да… Я помню, как он позвонил мне накануне молодёжных тестов, когда мы были в разных местах. Он тогда сказал, что если я допущу ошибку, то останусь за бортом. Помню, я тогда ему ответила: «Ок, спасибо, значит так ты желаешь мне удачи!»
Конечно, он очень переживает и нервничает, когда я сажусь за руль машины Ф1, но с понимаем относится к моей работе. Несмотря на его обязанности в Mercedes, он понимает, что в кокпите находится не соперник, а его жена!
Тогда кто садится за руль дорожной машины?
Вольф: Тото. Он сильно критикует то, как я вожу автомобиль. Да что там говорить обо мне – он недоволен даже Льюисом Хэмилтоном! Так что мой муж не самый лучший пассажир (улыбается)!
ПРИМЕР ДЛЯ ДЕВЧОНОК, ЖЕНСКИЙ КОМИТЕТ FIA, СОВЕТЫ ЖЕНЩИНАМ НА ДОРОГАХ
В прошлом году вы стали первой женщиной за много лет, принявшей участие в официальной сессии Гран При. Каким было ваше послание? Вы хотели просто доказать себе, что можете это сделать? Или вдохновить тысячи девчонок, мечтающих сесть за руль машины Ф1?
Вольф: Я никогда не преследовала цели стать самой успешной девушкой в автоспорте или доказать, что девушки могут заниматься этим видом спорта. Моя задача – прежде всего добиться максимума от самой себя.
Я хочу быть сама собой и стараться добиться тех целей, которые сама себе ставлю. Сотни людей из Williams помогают мне становиться лучше как пилоту, и я за это им очень благодарна.
Но в то же время мне очень приятно получать тысячи сообщений от молодых девочек, которые только мечтают стать пилотами. Я очень рада, что мои выступления дают такой эффект.
Cьюзи, что скажешь о контракте Кармен Хорды с Lotus? Как думаешь, она заслужила быть пилотом команды Ф1 по развитию машины?
Вольф: Мне кажется позитивным тот факт, что в паддоке появится еще одна девушка-пилот. Могу только сказать, что мне приходится работать изо дня в день, чтобы выполнять поставленные командой задачи.
В Ф1 не важен ваш пол или возраст – тут всё зависит от результатов, которые вы показываете. Я рада приветствовать её в паддоке и надеюсь, она сможет проявить себя.
Ты работаешь в женском комитете FIA. В чём смысл этой структуры и чем ты там занимаешься?
Вольф: Главой этой организации является Мишель Мутон, она потрясающая женщина. Она очень много делает, чтобы привлечь интерес молодых девушек к автоспорту. Мы же сотрудничаем по интернету, стараясь доказать, что автоспорт – это не только мужской спорт.
Спасибо большое, Сьюзи! И последний вопрос – можешь дать три совета женщинам, которые являются водителями дорожных автомобилей?
Вольф: Будьте уверенны в себе, водите с осторожностью и самое главное – получайте от этого удовольствие! Есть много женщин, которые не получают удовольствие от вождения, а это на самом деле самое главное, если удовольствия нет – за руль лучше не садиться.