Почему у Mercedes нет конкурентов?
За минувшее межсезонье соперники Mercedes не только не подобрались ближе к действующим чемпионам мира, но и отпустили их еще дальше. В своем обзоре прошедшей гонки в Австралии Бен Андерсон попытался проанализировать причины и следствия столь весомого преимущества одного из коллективов
В дебютном этапе нового сезона Больших Призов на старт вышли всего 15 автомобилей, а финишировали лишь 11 из них. Кроме того, одна команда продемонстрировала свое полное превосходство над пелотоном, а другая - абсолютную беспомощность в сотрудничестве с мотористами, вернувшимися в Формулу 1. Что ж, старт сезона вышел не слишком боевым...
По окончании прошлогоднего Гран При Абу-Даби, где Фелипе Масса навязал очень жесткую борьбу в соперничестве с будущим чемпионом мира, казалось, что в команде Williams нащупали слабые места лидеров и в предстоящем межсезонье непременно подтянутся к ним на дистанцию атаки. Но итоги австралийского этапа показали, что ни о чем подобном можно даже не мечтать.
Всякие надежды на то, что в коллективе из Гроува смогут навязать борьбу заводской команде своих мотористов, рухнули в Мельбурне - Фелипе финишировал четвертым с гигантским отставанием от лидеров, тогда как пилоты Mercedes принесли своей команде 12-й дубль в последних 20 гонках Больших Призов. И никаких проблем у них при этом не возникло.
Себастьян Феттель поднялся на подиум в своей дебютной гонке за Ferrari, но того невероятного прорыва, которого удалось добиться итальянцам за минувшую зиму, оказалось достаточно лишь для того, чтобы оставить позади Williams, но ни о какой победе в гонках речи, конечно, не идет. Фактически коллективу из Маранелло удалось срезать со своего прошлогоднего отставания от лидеров в 0,8 секунды на круге в гоночном темпе лишь две десятки, но этого недостаточно, чтобы навязать борьбу за победы.
В случае с Williams точный анализ провести нельзя, поскольку Валттери Боттас не смог принять участия в гонке из-за болей в спине, а в минувшем сезоне финн ошибся на дистанции, задев ограждение. При этом в настоящее время очень не похоже, чтобы в Гроуве серьезно сократили отставание от записных лидеров. Фелипе Масса пожаловался на несвоевременный пит-стоп, помешавший ему побороться с Себастьяном Феттелем за подиум, тогда как в команде сообщили, что из-за повышенного износа резины у них просто не было другого выбора. В общем, выше четвертого места в Williams подняться просто не могли.
Что в итоге?
Команде, которую по окончании прошлого сезона все считали главным конкурентом Mercedes, подобраться к лидерам не удалось, а заводской коллектив Ferrari, хоть и сделал приличный шаг вперед, но соперничать по чистой скорости с лидерами пока просто не в состоянии. Оставались призрачные надежды на Red Bull, занявшую по итогам прошлого года второе место в Кубке конструкторов с тремя победами в сезоне. Но и она сбавила в темпе, несмотря на приличную скорость на предсезонных тестах, а теперь и вовсе угрожает покинуть спорт.
После множества технических проблем во время уик-энда Даниэлю Риккардо удалось финишировать в гонке шестым, при этом он проиграл лидерам целый круг. Зато эти очки у него уже никто не отберет, как в прошлом году после скандала с топливными датчиками. Но главное беспокойство для команды из Милтон-Кинса состоит в том, что скорость их машин в гоночном темпе в среднем упала на 1,3 секунды с круга по сравнению с прошлым годом.
На фоне этого команда, пилоты которой годом ранее заняли второе и третье места в Мельбурне, начала новый виток сотрудничества с мотористами Honda. И первый блин у McLaren вышел комом. Дженсон Баттон финишировал в гонке 11-м (последним) в двух кругах отставания от лидера. При этом переход с двигателей Mercedes на Honda стоил коллективу трех секунд с круга в гоночном темпе в сравнении с минувшим сезоном.
Таким образом, четыре наиболее титулованные команды Ф1 за всю ее историю не могут пока абсолютно ничего противопоставить немецкому бренду Mercedes, прочно основавшемуся на троне Больших Призов.
Это привело к тому, что руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер настоятельно предложил руководству спорта принять кардинальные меры по уравновешиванию сил соперников, тогда как советник коллектива доктор Хельмут Марко даже пригрозил уходом некогда чемпионской дружины из Формулы 1.
«На каждом моторе имеется датчик FIA, который замеряет его мощность, - сказал Хорнер. – Им доступна вся информация, и они могут легко выровнять борьбу. В годы наших побед мы никогда не выигрывали с таким преимуществом. Я помню, что когда нас пытались сдержать, то запрещали двойные диффузоры, изменяли правила в отношении систем выхлопа, запрещали гибкие антикрылья, картографию двигателя и так далее.
Обо всём этом мы не забыли. Мы считаем важным сделать борьбу плотнее, и неважно, кто был бы лидером – мы, McLaren или Williams. FIA может уравнять силы - полагаю, им стоит об этом подумать.
Но я не виню Mercedes – напротив, они отлично справились со своей работой. В их распоряжении лучшая машина, лучший мотор и пара великолепных гонщиков. Проблема в том, что отставание слишком велико – и мы рискуем увидеть в пелотоне две-три разные лиги. Такой расклад не пойдёт на пользу Ф1».
Но нельзя не отметить, что Кристиан - лицо заинтересованное, и вряд ли он радеет за чистоту нравов в Формуле 1- скорее, хочет поскорее вернуть своей команде былую славу. А на данный момент двигатели Renault, по мнению британца, уступают Mercedes порядка ста лошадиных сил.
Но вне зависимости от мотивации Хорнера никто не поспорит с тем, что более плотная борьба в пелотоне Ф1 пойдет спорту только на пользу. В минувшем сезоне мы уже вдоволь насмотрелись на отчаянную борьбу за титул между двумя непримиримыми напарниками по команде. К тому же, Хэмилтон сделал еще один шаг вперед и на этот раз уверенно опередил Нико не только в гонке, но и в квалификации.
Конечно, Росберг сильно от британца не отставал, а всегда был в пределах пяти секунд, уступив в итоге всего 1,3 секунды, но инициатива при этом была полностью в руках Льюиса - и у него был приоритет на определение тактики в гонке. Хэмилтон целиком контролировал ситуацию. Он блестяще проявил себя в квалификации, великолепно стартовал в гонке и на рестарте, а также безошибочно провел пит-стоп на 25-м круге. Иппон. Чистая победа!
Борьбы в Мельбурне не получилось. Формуле 1 срочно нужна эта составляющая, если спорт хочет в ближайших гонках сохранить к себе интерес публики. Во время пресс-конференции после гонки между Росбергом и Феттелем произошёл любопытный диалог, когда немец всерьёз озвучил надежды, что Ferrari удастся прибавить по ходу сезона.
«Будет здорово, если Ferrari сможет подобраться ближе», - заявил в воскресенье Росберг.
«Вы в самом деле на это надеетесь? Серьезно? Вы обогнали нас на тридцать секунд и рассчитываете, что отставание уменьшится? Может, вы собираетесь сбросить темп в будущем?», - ответил Феттель.
Росберг: «Я надеюсь, что вы сможете бросить нам вызов, так как это важно для спорта и болельщиков! Я в том числе думаю о зрелищности, поскольку хочу, чтобы люди наслаждались гонкой с трибун или у экранов телевизоров».
Похоже, даже в Mercedes боятся своего текущего статуса безоговорочных лидеров, как и те, кто уже испытали вкус победы и жаждут вернуться на вершину.
«Я бы опасался ослабления интереса, - ответил Хорнер на вопрос, что будет, если никто не вмешается в расстановку сил. – Я почти не видел пилотов Mercedes по телевизору, потому что смотреть там было нечего.
Режиссеры тщетно пытались найти интересные дуэли на трассе. К тому же, в гонке участвовало не так много машин. Для меня самым ярким эпизодом стало появление Арни на подиуме…»
Шутка Хорнера о Шварценеггере подчёркивает наличие неподдельного страха, что Формула 1 стала слишком предсказуемой. Подобную ситуацию можно было наблюдать и в 2013 году в период доминирования Red Bull. На этом фоне иронично звучат призывы Кристиана Хорнера в адрес FIA искусственно уравнять характеристики двигателей...
Всё же, многие забывают простую истину: зачастую после глобальных изменений в регламенте разница между командами порой достигает пугающих величин, однако после того, как все, наконец, находят наилучшие решения, разрывы сокращаются. Именно это подчёркивал спортивный директор McLaren Эрик Булье, несмотря на тот факт, что его команде необходимо отыгрывать больше всех.
«У современных двигателей огромный потенциал, поэтому может уйти несколько лет, чтобы догнать лидеров, - считает француз. – Я не думаю, что ситуация в спорте так уж плоха. Естественно, многие хотят, чтобы все команды вели между собой плотную борьбу, как это было в 2012 году, но любое изменение в техническом регламенте открывает возможности найти лазейку или оригинальную интерпретацию правил.
Такую цену приходится платить в период перемен. Необходимо сохранять терпение. Мы можем пока наслаждаться борьбой пилотов Mercedes между собой, а соперники со временем подтянутся».
Но смогут ли соперники подтянуться? После финиша Хэмилтон заявил, что ему не было необходимости атаковать в полную силу – лидер попросту контролировал отрыв от напарника. Значит, потенциально британец мог выиграть ещё более уверенно? Это довольно-так пугающая перспектива для соперников. Williams придётся приложить титанические усилия, чтобы изменить ситуацию, учитывая тот факт, что Фелипе Масса так ничего и не смог противопоставить Ferrari Феттеля. Однако, по слова спортивного директора Williams Роба Смедли, улицы Алберт-Парка являются, скорее, исключением, нежели правилом, и не позволяют FW37 максимально раскрыть потенциал.
«Преимущество Mercedes не объясняется какой-то одной "фишкой”, - сказал Смедли. – Команда добилась идеала во всех областях.
Я не считаю, что это плохо для спорта. Формула 1 – стремление к совершенству. Они лучше всех справились с работой, и я не собираюсь жаловаться только потому что они быстрее нас».
Итак, единственный выход для тех, кто "жалуется" (например, Red Bull) - это сосредоточиться на своей работе, а не пытаться убедить FIA сделать всю работу за них. Справедливости ради, Хорнер признает необходимость принятия мер своей командой и Renault после такого провала. Red Bull в прошлом году удалось выиграть три гонки и стать вице-чемпионами в Кубке конструкторов, так что в теории коллектив должен быть в состоянии, как минимум, повторить этот подвиг.
«Очень важно, чтобы мы как-то перегруппировались и постарались оказать максимальную поддержку Renault в тех областях, где она будет полезна, потому что на данный момент у них царит какой-то хаос, - сказал Хорнер. – Им нужно быстро во всём разобраться. Мы должны на равных бороться с Williams и Ferrari. Надеюсь, нам будет по силам изменить ситуацию».
Хорнер признаёт, что в этом сезоне Red Bull будет не по силам бороться с Mercedes в чемпионате. Основываясь на увиденном в Мельбурне, вероятно, никто не сможет им противостоять. Даже в самой Mercedes были удивлены преимуществом команды над соперниками, хотя Тото Вольф и опасается возрождения Ferrari.
«В гонке мы опередили Скудерию на полминуты, но больше всего поражает тот огромный прогресс, которого им удалось добиться по сравнению с прошлым сезоном, - считает австриец. – Данные с GPS показали, что у них очень мощный двигатель и отличное шасси.
Думаю, это лишь вопрос времени, ведь у Ferrari есть всё, что надо – ресурсы, правильные люди, сильные пилоты. Со временем они сильно подтянутся.
Полминуты – ещё не конец света, ведь мы не опередили на круг абсолютно всех. Позади лишь первая гонка из двадцати. Посмотрим, как будут обстоять дела в Малайзии».
Скорее всего, мы увидим очередной дубль в исполнении Mercedes. Вопрос в том, сколько ещё таких результатов сможет позволить себе Формула 1? Если Росберг в ближайшее время не сумеет создать проблемы Хэмилтону, ответ очевиден – не так и много...