Нужна ли Формуле 1 уравниловка?
Доминирование одной из команд в Формуле 1 - отнюдь не новость, так из-за чего все вдруг всполошились? Бен Андерсон задумался, а не пришло ли в действительности время для уравнивания шансов соперников в Больших Призах...
Стартовал второй сезон новой эры 6-цилиндровых турбированных моторов, и тут же отовсюду стали доноситься недовольные голоса о том, что команда Mercedes ускакала непозволительно далеко вперед, и что это идет во вред спорту.
А возглавил группу недовольных - и вполне предсказуемо - руководитель некогда непобедимой чемпионской дружины Red Bull Кристиан Хорнер. Вероятно, недовольство британца было вызвано тем, что пилот пурпурных Даниэль Риккардо, в минувшем сезоне трижды поднимавшийся на верхнюю ступеньку подиума, занял в гонке лишь шестое место, уступив лидерам целый круг, тогда как дуэт Mercedes безо всякого труда принес коллективу дубль.
При этом борьбу лидерам не смогли навязать ни Ferrari с Williams, ни упомянутые выше Red Bull, ни - о чем уж тут говорить? - McLaren-Honda. О последних лучше вообще не упоминать…
Хорнер призвал FIA принять серьезные меры по уравниванию сил соперников в чемпионате, чтобы сделать борьбу более плотной.
«Если внимательно прочитать регламент, - отметил Кристиан, - то можно отыскать правило, вступающее в силу в случае, если одна из команд добилась небывалого преимущества над соперниками. В распоряжении FIA есть все необходимые механизмы для уравновешивания сил. Полагаю, пришло время этим воспользоваться».
В предыдущую эпоху 8-цилиндровых атмосферных двигателей было неофициальное соглашение о паритете между производителями моторов. Вместе с главными акционерами спорта было решено, что ни одна силовая установка в идеале не должна превосходить остальные более чем на несколько процентов, чтобы чемпионат не раскололся.
В итоге спецификации моторов, по сути, были заморожены, а изменения можно было вносить лишь по соображениям безопасности, надежности или снижения расходов. При этом обо всех новинках производитель обязан был поставить в известность FIA и остальных мотористов.
Новые турбированные двигатели строили те же компании, что и их 8-цилиндровые предшественники и в тех же условиях "заморозки", но один из них добился явно больше остальных - так что можно предположить, что описанное выше негласное правило больше просто не работает.
Далее все только усложнилось - были введены "жетоны" на изменение спецификации моторов, а в Ferrari тем временем обнаружили лазейку в регламенте, позволяющую командам дорабатывать силовые агрегаты на протяжении всего сезона, а не до определенного срока.
В итоге команды получили право отчаянно сражаться друг с другом в той области технологий, которую никто до конца не понимает - тогда как еще два года назад всем и всё было досконально известно. В результате кто-то лучше справился с работой, и произошло "расслоение" пелотона.
Гоночный директор McLaren Эрик Булье считает, что столь весомое превосходство Mercedes на ранних стадиях чемпионата связано именно со сложностью и новизной используемых технологий. При этом он уверен, что соперники в скором времени подтянутся - особенно когда будут лучше усвоено взаимодействие между силовой установкой, гибридными системами и шасси.
Вопрос лишь в том, согласна ли Формула 1 ждать… Если верить инсайдерам в паддоке, ответ резко отрицательный.
«Силовые агрегаты стали невероятно сложными, - продолжил Хорнер. - Если уж компании уровня Honda, приходя в спорт, не могут сразу разобраться в этих технологиях и делают двигатели, существенно уступающие лидерам, то что говорить об остальных?
Возможно, мы зашли слишком далеко в попытке все усложнить. Новые технологии повлекли за собой новые расходы, что затруднило существование целому ряду команд. В Manor, например, даже не смогли вывести машины на старт гонки. Как вам такой расклад?»
Хорнер считает неспособность одной из команд подготовить свои машины к старту, огромное отставание одного из ведущих альянсов Ф1 прошлых лет и плачевное финансовое положение ряда других команд явными признаками того, что в Больших Призах все пошло не так.
И хотя с ним можно в чем-то согласиться, все же его позицию нельзя назвать непредвзятой, поскольку он представляет одну из команд - и при этом у Red Bull с бюджетом полный порядок, а двигатели в Renault начали разрабатывать вовремя, без опозданий…
«Каждый подстраивает аргументы под себя, - возразила руководитель команды Sauber Мониша Кальтенборн. - Позади лишь одна гонка, и не стоит так уж много об этом говорить. При этом мы упоминаем команду Red Bull, которая еще совсем недавно доминировала в Ф1, причем те годы нельзя назвать совсем уж скучными.
Несколькими годами ранее превосходство было на стороне Ferrari, и те времена потерянными для спорта также не назовешь. В Больших Призах всегда будут те, кто справились с домашним заданием лучше остальных - в этом нет ничего нового».
Многие из тех, кто в начале нулевых наблюдал за полным доминированием Скудерии, могут не согласиться с Монишей в плане того, что это не были скучные годы в Ф1.
Вопрос в том, стоит ли руководящему органу предпринимать какие-то попытки уравнять пелотон. Без сомнений, последние годы эпохи 8-цилиндровых двигателей были намного более интересными в плане сражений на трассе - достаточно вспомнить чемпионскую гонку 2010 года, в которой участвовали четыре пилота из трех разных команд, или семь разных победителей в восьми первых гонках сезона-2012.
Однако со спортивной точки зрения искусственное сдерживание лидеров (с учетом того, что они не нарушали правил) является очень неблаговидным действием и говорит лишь о том, что соперники не в состоянии соперничать с ними без посторонней помощи.
При этом обмануть болельщиков в этом отношении не так просто - они голосуют рублем, и если почувствуют, что их водят за нос, просто найдут себе другое развлечение - благо их сейчас предостаточно.
Есть мнение, что в Больших Призах необходимо ввести "баланс сил", применяемый, например в гонках Гран-Туризмо. Надо признать, это один из немногих видов автоспорта, пользующийся большой популярностью у автопроизводителей, поскольку они знают, что у их машин всегда будут шансы побороться за победу. Это могло бы привлечь в спорт крупные компании и позволило бы вновь увеличить количество машин на стартовой решетке.
Единственным минусом (а куда без них?) такого варианта является то, что он не соответствует духу истинного соперничества на самой вершине технологической мысли, о чем говорили глава инженерной группы Williams Роб Смедли и босс Mercedes Тото Вольф.
«Если вы приходите в Формулу 1, чтобы бороться на высшем уровне технологий, и уже после первой гонки требуете, чтобы FIA уравняла шансы команд, не знаю… Мы в прошлые годы так не делали, - отметил Вольф. - В Больших Призах всегда есть место политике. Так было в прошлом году, будет и в этом. Лично мне кажется, что соперникам надо просто лучше работать».
Истинным поклонникам Формулы 1 со стажем трудно будет не согласиться с этим высказыванием...