Путеводитель: Гран При в Шанхае
Есть город, который я вижу во сне... Сайт AUTOSPORT.com.ru продолжает знакомить вас с удивительными и запоминающимися местами земного шара, которые посещают этапы Больших Призов. На очереди Шанхай – порт пяти океанов...
В том, что именно Шанхай в свое время стал столицей Гран При Китая, нет ничего удивительного. И хотя первые трассы, способные принять соревнования мирового уровня, начали строить в Поднебесной еще в последнем десятилетии ХХ века, первым в автомобильный XXI век шагнул именно этот самый прозападный город на востоке Китая.
Ученики Конфуция приписывают своему учителю такую мудрость: «Не тревожьтесь о том, что никто вас не знает, а старайтесь заслужить, чтоб узнали». Шанхай на протяжении всей своей истории следовал этой концепции. И, добившись много, этот город приобрел в свою корону еще один драгоценный камень – трассу Формулы 1. При этом китайцев не смутила идея постройки автодрома прямо в городе – Шанхай уже давно разросся до такой степени, что, скорее, является конгломератом поселений. Так что во многом ваши впечатления от Шанхая будут зависеть от того, в каком районе вы остановитесь.
Если ваш отель расположился во французском квартале Синьтяньди, то вы рискуете опоздать на Гран При, прогуливаясь по книжным лавкам и торговым центрам города. Но не увлекайтесь покупками – и если на Нантской улице вы получите настоящий шок от бесконечных нулей в ценах, указанных на этикетках в модных бутиках, то электронный рынок приглянется вам своими низкими ценами.
При этом любой компьютер или даже необычная ручка с диктофоном грозят проработать не более недели. Китайцы вообще спокойно относятся к подделками - сумки Chanel и Ipad местной сборки можно приобрести прямо в подземном переходе по вполне сходной цене. Но если сумка потом просто покрасит руки не удержавшейся от соблазна модницы, то планшет может не просто не включиться, а даже взорваться в руках неосмотрительного покупателя.
В модных клубах бурлит яркая ночная жизнь, не вызывающая, впрочем, никакого раздражения у тех, кто участия в ней не принимает. Днем можно заняться изучением европейской архитектуры 20-х годов прошлого века, столь бережно здесь сохраняемой.
Для неспешной прогулки вполне подойдет набережная Вайтань, сохранившая и свое английское название – Бунд. Этот символ Шанхая называют еще и ярмаркой зодчества десяти тысяч государств - на пути в полтора километра вы увидите 52 здания всех существующих в мире архитектурных стилей.
В роскошных отелях, раскинувшихся вдоль набережной, проводятся яркие презентации новинок команд Формулы 1, поэтому с раннего утра до поздней ночи у входов в гостиницы дежурят преданные поклонники и поклонницы лучших гонщиков планеты. Как правило, последние с безумным восторгом фотографируют буквально всех и вся на своем пути, а потом с детской радостью делятся кадрами с прохожими.
Особенно на Бунде красиво вечером, когда светло как днем от неоновых огней, а крыши небоскребов превращаются в ультрамодные бары, в которых отдыхают не только пилоты Больших Призов, но и звезды Голливуда.
И каким же контрастом окатит вас, если вы из этого бурлящего потока вдруг вырветесь в парк Юйюань – Сад Радости – ровесник города Шанхай, оплот пасторального мира внутри ультрасовременного мегаполиса.
Учитывая то, что в этой части Поднебесной бывали моряки со всего света, в Шанхае можно найти знаки присутствия любой религии мира, в том числе и православной. В свое время русское присутствие в Шанхае было очень значимым. От октябрьской революции и гражданской войны многие русские эмигрировали именно сюда.
В Шанхае в 30-е годы выходили русские газеты, принимали зрителей русские театры. Именно русские эмигранты решили к столетию со дня смерти А.С.Пушкина открыть в Шанхае памятник великому русскому поэту. В сборе средств на его постройку помогали и приезжавший на гастроли Федор Шаляпин, и проживавший тогда в Китае Александр Вертинский.
Но это не тот бюст, который вы увидите сейчас. Памятник Пушкину – единственный в Шанхае монумент, который был дважды разрушен и дважды восстановлен. Японская оккупация и китайская культурная революция оказались не властны над памятью о великом русском поэте.
И все же, как бы ни был интересен Шанхай исторический, больше восхищения вызывает Шанхай ультрасовременный. На западном берегу Хуанпу напротив Бунда - на месте рисового поля - китайцы за четверть века построили новый город небоскребов. Одной из первых здесь устремилась в небо телебашня «Восточная жемчужина» (468 метров), ныне пятая в мире по высоте.
Рядом с ней еще два почти полукилометровых строения: небоскреб Цзинь Мао («Золотое процветание») и Шанхайский всемирный финансовый центр. Первый (421 метр) строили по китайским канонам, и потому счастливая для китайцев восьмерка встречается там на каждом шагу: 88 этажей разделены на 16 сегментов и стоят на восьмиугольном каркасе, окруженном восемью композитными и восемью стальными колоннами. Да и открыли его 28 числа восьмого месяца 1998 года.
Проект второго подрастал по мере строительства. Окно на вершине здания изначально было круглым, но китайцам оно напомнило японский флаг, после чего стало прямоугольным, дав Всемирному финансовому центру народное прозвище – «открывашка».
В 2008 году в этом же районе начали строить еще более впечатляющее сооружение – Шанхайскую башню. Ее высота 632 метра, что позволяет ей пока красоваться в мировом рейтинге на третьей строчке.
Также здесь расположены самые современные музеи – шанхайский технологический, музей городской истории, шанхайский центр восточного искусства — один из крупнейших культурных объектов в Шанхае и во всём Китае.
Новый аэропорт Шанхая – Пудун, открытый в 1999-м, известен не только своими огромными терминалами, но и первой в мире пассажирской трассой на магнитной подвеске Maglev. Когда еще вы сможете проехать 30 километров на поезде за 7 минут и 20 секунд? Скорость 431 км/ч Формуле 1 пока еще не доступна, а здесь вы будете ехать так на протяжении полутора минут!
Да и в целом общественный транспорт Шанхая вас не подведет. В городе около тысячи автобусных линий. Шанхайское метро, которое поразит вас возможностями смотреть прямой эфир различных телеканалов, еще в 2010 году состояло из 13 веток, а к 2020-му их будет уже 23. Но до трассы Формулы 1 метро довезет вас уже сейчас.
К сожалению, руководство города не сразу решилось открывать станцию метро около трассы – и воспользоваться подземкой можно было в любой день, кроме воскресенья. Поговаривают, что губернатор боялся большого наплыва зрителей на Гран При, а это, в свою очередь, могло привести к столпотворению в подземке. Как только власти поняли, что Формула 1 не пользуется безумной популярностью у местного населения, метро тут же открыли. И все-таки гости Шанхая предпочитают пользоваться такси – трасса Ф1 располагается довольно далеко от центральной части города, а метрополитен в городе довольно запутан – есть риск заблудиться и попросту заехать не туда.
Как ни старались местные просветители, а заставить жителей Шанхая говорить по-английски им так и не удалось. При обращении к прохожим на улице вы рискуете в лучшем случае быть проигнорированным, а в худшем вас обдадут резкими бранными словами…на диалекте Вo (Wo). Только 10% населения способны понимать язык Шекспира.
Главная гордость Шанхая – старейшая из действующих в мире троллейбусная сеть. В то время как в остальном Китае троллейбусы появились в 50-е годы, шанхайцы на них раскатывают уже более ста лет – с 15 ноября 1914-го. Даже в Филадельфии это стали делать на 9 лет позже. При этом ни одна линия троллейбуса не довезет болельщиков до автодрома, а чтобы не терять два часа на стояние в пробках, можно с легкостью найти гостиницы прямо около трассы. Но не рассчитывайте переночевать на постели с шелковыми простынями – трассу окружают среднестатистические отели по невероятно высокой цене.
Такой способ перемещаться в пространстве Шанхая удобен еще и тем, что взять машину напрокат в Шанхае очень дорого и сложно. А сложность состоит в том, что в Китае не признают международные водительские удостоверения. И если местный полицейский обнаружит вас за рулем авто с российским документом на право управления, двух недель в тюрьме вам не избежать. Так что придется или пройти обучение в китайской автошколе и получить местные права, или арендовать машину с водителем.
Также приготовьте визитки с адресами тех мест, куда вам надо добраться – иначе водитель с удовольствием и за ваши деньги будет колесить по городу часами.
Раз вы приехали в Шанхай, то есть еще два пункта, обязательных для включения в экскурсионную программу. Это Музей автомобилей и Мир Цирка. С первым все понятно – раз вы приехали на этап Формулы 1, автомобили, скорее всего, интересны вам в любых проявлениях. И редкий в мире автомобильный музей может похвастать такой современной архитектурой, таким простором залов и таким богатством коллекции: некоторым экспонатам уже давно исполнилось 100 лет и более.
Ну а цирк в Китае – это почти что религия. Шанхайский цирк считается лучшим в Поднебесной, а, возможно, и в целом мире.
Также посетителям Гран При важно знать, что воздух в Шанхае один из самых загрязненных на планете – так что обязательно запаситесь каплями для глаз и влажными салфетками. Поверьте, в городе, где солнце показывается не чаще 20 дней в году, вам постоянно захочется протирать руки.
Если вы намереваетесь всерьез поболеть за вашего любимого пилота, возьмите с собой бинокль – шанхайская трасса настолько велика, а трибуны настолько бесконечны, что пролетающая в повороте машина Ф1 кажется микроскопической игрушкой на фоне впечатляющего автодрома.
Словом, Шанхай можно любить, а можно ненавидеть. Но каждый год в середине апреля вас обязательно потянет в этот город с журчащей речью, перезвоном пролетающих мимо стай велосипедистов, неоновыми брызгами небоскребов и, конечно, непредсказуемой гонкой.
P.S. Непременно надо запланировать поездку в Шанхай еще и на 2016 год, ведь именно тогда начнет принимать посетителей первый в мире отель, часть номеров которого расположены под водой. А там и сами втянетесь - и будете приезжать сюда каждый год, как на самый любимый курорт.
Игорь Швецов и Оксана Косаченко специально для AUTOSPORT.com.ru