Новый автодром в Рязани – дорога в мировой ралли-кросс?
Совсем недавно мы могли только мечтать о проведении этапа Формулы 1 в России. И вот первый Гран При в Сочи уже история. Мы принимали у себя DTM, WTCC и Формулу Renault 3.5. Не за горами этап новомодной Формулы Е в Москве. AUTOSPORT.com.ru узнал, что есть в России место и для мирового ралли-кросса...
Среди популярных и зрелищных автомобильных дисциплин, проводимых Международной Автомобильной Федерацией (FIA), нам осталось покорить лишь чемпионат мира по классическому ралли (WRC) и стремительно набирающий популярность чемпионат мира по ралли-кроссу.
И если перспективы получить этап WRC пока туманны, хотя такие попытки предпринимаются с 2008 года, то мировой ралли-кросс имеет все шансы появиться в России уже в ближайшие годы. И не просто в России, а всего в 170 километрах от Москвы – в Рязани.
Разговоры о строительстве большого автодрома в городе велись давно. Однако организаторы не спешили раскрывать карты, пока не будут улажены тысячи вопросов, пока не станет понятно, что хватит сил и энтузиазма, а главное средств для реализации столь масштабного проекта.
И вот теперь, когда автодром, получивший название ATRON international circuit, находится не просто на стадии завершения, а даже внесён в календарь Российской Автомобильной Федерации в нескольких спортивных дисциплинах, обратной дороги нет!
Роман Чамкин, директор спортивного комплекса, действительно живёт этим проектом. По крайней мере, после того, как он услышал, что речь пойдёт об автодроме, его голос зазвучал как-то по-особенному:
«Мы изначально хотели сделать трассу, аналогов которой не было бы в России. Вообще, планировалось построить профессиональный картодром категории А, полностью соответствующий самым строгим требованиям FIA.
Рисунок трассы нам помог сделать Михаил Горбачёв и его компания Racetracks. Конечно, мы принимали участие в разработке траектории, но именно из-под пера Михаила вышла такая конфигурация.
В процессе строительства, как это у нас обычно бывает, были внесены некие дополнения, добавился грунтовый участок для ралли-кросса, и немного позднее мы приняли решение сделать ещё и целую трассу для кросса. У нас в Рязани эту дисциплину автомобильного спорта очень любят».
Вот так изначальный проект картинговой трассы превратился в большой автодром, на котором есть место, как минимум, для четырёх профессиональных дисциплин. Это картинг, ралли-кросс [с правильным соотношением 60х40 асфальта и грунта,] и кроссовая трасса. И всё это с профессиональным хронометражем от AMB.
А поскольку проект привлёк внимание и официальной российской дрифт-серии, была сделана и асфальтовая траектории, чтобы принимать один из этапов национального первенства.
Роман, расскажите насколько сейчас готов автодром к гонкам?
«Дорога закончена процентов на 80-85%. У нас были некоторые сложности с грунтовым покрытием, но теперь мы их решили, осталось только воплотить всё в жизнь. Асфальт практически готов, нужно кое-что доработать по поребрикам, уложить хронометраж, повесить светофоры и информационное табло. Пятиэтажное административное здание вместе с гостиничным комплексом тоже практически готово, сейчас там ведутся отделочные работы.
Мы уже есть в календаре официальных соревнований, так что 30-31 мая примем чемпионат и первенство России по ралли-кроссу в классах Д2-Юниор и Д2Н.
У нас есть открытый паддок на 140 палаточных мест 6х8 метров, который будет оборудован всем необходимым. А также 20 комфортабельных крытых боксов с мобильными стенами для объединения соседних мест. Там, конечно, всё есть, и свет и вода и отопление, всё для комфортного пребывания команд на трассе».
Разговоры о рязанском автодроме зазвучали перед стартом нового сезона в мировом ралли-кроссе, а также после визита к вам трёхкратного чемпиона Европы Тимура Тимерзянова...
«Да, когда очень известный и уважаемый спортсмен столь лестно отзывается о том продукте, в который мы вложили столько сил, и даже начинает говорить о возможности проведения у нас мирового ралли-кросса, вырастают крылья и хочется двигаться именно в этом направлении!
Но на самом деле это совсем не просто и с финансовой, и с организационной точки зрения. Очень многое зависит не только от нас».
Разговоры о проведении этапа чемпионата мира по ралли-кроссу в России идут давно. Такой интерес со стороны организаторов набирающего обороты первенства можно объяснить безусловными успехами представителей нашей страны в этой сложной категории. Особенным уважением ралли-кросс еще с конца девяностых пользуется у жителей Татарстана: на местные соревнования там собирается до 25 тысяч зрителей.
Именно высокие результаты Тимура Тимерзянова и его необыкновенная харизма посадили нас за стол переговоров с промоутерами чемпионата мира (WRX) относительно возможности организовать один из этапов мирового ралли-кросса в России, – рассказывает руководитель агентства Манускрипт Оксана Косаченко. – После обсуждения основных требований с Мартином Анаи мы разослали предложение нескольким заинтересованным компаниям, и первыми на такое предложение откликнулись в Казани.
Но стало понятно, что организовать соревнование на территории Татарстана пока не представляется возможным – имеющийся там автодром Высокая Гора требует серьезной реконструкции, так как не отвечает требованиям расширяющегося чемпионата мира.
После успеха зимней олимпиады и удачного проведения Гран При Формулы 1 промоутер WRX предложил нам изучить варианты организации соревнования в Сочи, но там не удалось найти не только подходящее место, но и спонсоров, способных покрыть миллионный бюджет на проведение гонки. Остается надеяться, что открывающийся в скором времени рязанский автодром может стать местом для проведения соревнований мирового уровня: этому способствует не только профессиональный подход создателей трассы, её удобное географическое положение, но и возможности бизнеса, с большим удовольствием вкладывающего средства в хорошо раскрученные инфраструктурные объекты в центральных российских регионах.
К слову, первым шагом на пути расширения интереса к WRX в России станут прямые трансляции всех этапов чемпионата на спортивных каналах НТВ-плюс, обзоры всех гонок также покажет и телеканал Автоплюс. Для зрителей из Татарстана будут готовиться дополнительные программы с участием Тимура Тимерзянова.
Манускрипт – консалтинговая компания. Наша задача – состыковать все заинтересованные стороны, обеспечив западных промоутеров того или иного соревнования полноценной и достоверной информацией о национальных реалиях. Дальше в дело вступают Федерация автоспорта и собственно организатор. Для российской стороны наша работа иногда остается незаметной. По такому сценарию строилось наше сотрудничество с организаторами Формулы Е и ТСR International series. Мы оказываем услуги компаниям, заинтересованным в продвижении своих брендов в Формуле 1, сейчас мы ведем исследования для промоутеров чемпионата мира по ралли (WRC). Но никаких соревнований Манускрипт не организует, – добавила Оксана Косаченко.
Трасс для ралли-кросса в стране совсем не много. Это Казань и Воронеж. В Рязани строят всего лишь третий автодром, способный принимать соревнования этой серии...
«Мы проехали практически всю Россию и постарались взять всё самое лучшее и не повторять ничьих ошибок, – продолжает Роман. – Очень хотелось сделать удобный автодром, где спортсмены не будут думать о том, где поспать, где припарковать машину, где поесть – у нас всё предусмотрено.
Мы много общались со спортсменами из разных видов автоспорта, спрашивали, что нужно сделать обязательно, а чего лучше избежать. Но при этом, конечно, мы не забыли и про зрителей.
У нас есть зрительские холмы – зоны свободного доступа, комфортабельные трибуны с нормальными индивидуальными сиденьями и навесами от непогоды. Зритель должен иметь возможность выбрать сам: кому-то больше нравится грунтовая часть трассы ралли-кросса, а другим по душе асфальтовая дорога – здесь всем найдётся место.
Порядка 2000 зрителей мы сможем разместить только на одних стационарных и мобильных трибунах. Последние будут перемещаться в зависимости от того, какие соревнования проходят на автодроме, так как он многоцелевой»
Похоже, довольны останутся действительно все. Поэтому, есть надежда, что вскоре в календаре ещё одного чемпионата мира появится заветная строчка с названием нашей страны.