Призывы Мосли позабавили команды Ф1

Дитер Ренкен
24 апреля 2015 в 13:09

Макс Мосли призвал команды разорвать свои двусторонние соглашения с FOM и начать действовать, чтобы спасти Формулу 1. Дитер Ренкен находит странными такие заявления бывшего президента FIA

На днях пресс-центр бывшего президента FIA и близкого друга главы FOM Берни Экклстоуна Макса Мосли опубликовал весьма забавные комментарии.

По словам приятеля Экклстоуна, с которым они дружны уже более 30 лет, Формула 1 стоит на грани коллапса, и ситуацию может спасти лишь разрыв контрактов, связывающих команды, а следовательно, и весь спорт, обязательствами перед FOM, что в свою очередь позволило бы более справедливо распределять между командами призовые, ежегодный размер которых оценивается приблизительно в миллиард долларов.

Довольно редко автор данного материала был согласен с позицией Макса Мосли, но в этот раз британец оказался абсолютно прав, ведь контракты составлены таким образом, что, к примеру, Sauber необходимо четыре сезона подряд выигрывать оба титула, чтобы получить сумму эквивалентную призовым, которые получают Ferrari и Red Bull только лишь за то, что выходят на старт.

«Половина команд с трудом принимают участие в чемпионате из-за того, что у них на это нет средств, - заявил Мосли. – Я считаю, что это неправильно».

Сезон-2009 - последний год правления Мосли: Brawn впереди, но в Ф1 достаточно производителей
Сезон-2009 - последний год правления Мосли: Brawn впереди, но в Ф1 достаточно производителей

Мосли, стоявший у руля FIA с 1993 по 2009 год, комментируя текущий дисбаланс в распределении призовых, проводит аналогии с вымышленной ситуацией, при которой, к примеру, половина команд выступает в Формуле 1 с гораздо более мощными моторами, что в итоге искажает соревновательную составляющую любого вида спорта.

«Единственный способ решить проблему – прийти к согласию, - заявил Мосли. - Нужно усадить все команды за стол переговоров и сказать: “У нас серьезная проблема: у некоторых из вас достаточно денег, но у большинства их нет вообще, и если так будет продолжаться, то Формуле 1 придет конец, поэтому мы должны обсудить перемены и принять решение” Поэтому я приглашаю всех за стол переговоров. Это решение должно быть единогласным».

Благородные комментарии от человека, чьё мнение до сих пор играет значимую роль, особенно в британской прессе. Конечно, это подбодрит “обделённых”, но почему тогда многих эти заявления рассмешили?

Дело в том, что структура коммерческих прав на Формулу 1 организована таким образом, что на руках у FOM имеется карт-бланш над всеми коммерческими соглашениями на ближайшее столетие. Сперва договор с FOM был заключён на 10 лет, но затем продлён на 103 года (да, вы не ослышались), и ратифицирован он был как раз администрацией Мосли в конце 90-х годов, после чего в 2000-м срок был пересмотрен!

В то же время FIA приняла диктат Комиссии ЕС, отказавшись от коммерческих притязаний на Формулу 1, передав все права компании SLEC (затем её правопреемницей стала FOM), и, если в дальнейшем FIA по какой-то причине чувствовала бы себя в невыгодном положении, это соглашение было призвано расставить всё на свои места.

Если бы ассоциации, как, к примеру, Олимпийскому комитету и FIFA, удалось защитить свою коммерческую собственность, плачевной ситуации не возникло бы, и FIA сама решала, бы что ей делать с чемпионатом.

Согласно информации из надёжных источников, в январе 2005 года было подписано соглашение, по которому Ferrari получила значительный одноразовый платёж. Также команде были гарантированы ежегодные выплаты в размере 5% от суммы призовых к распределению, половина из которых шла со счетов FOM в качестве вознаграждения за гарантию Скудерии принимать участие в чемпионате до 2012 года.

Larousse покинула спорт в конце первого года президентства Мосли © LAT
Larousse покинула спорт в конце первого года президентства МослиФото: LAT

Более того, за период с 1993 года, когда Мосли занял свою должность, и до момента продажи коммерческих прав, из Формулы 1 ушло две команды, а четыре появилось, правда каждая их них исчезла спустя два года или даже раньше. За последующие пять сезонов спорт покинули ещё две команды, и лишь Toyota изъявила желание пополнить пелотон, приняв драконовские условия вступительных взносов, затребованных FIA для новичков чемпионата.

Конечно, к концу своего срока Мосли попробовал было внедрить концепцию контроля бюджетов (с явным опозданием), пытаясь остановить поток уходящих команд, но его попытки были обречены на провал, когда Ferrari пригрозила покинуть чемпионат, а в 2009 году выборы президента FIA выиграл бывший босс Скудерии Жан Тодт.

При этом четыре коллектива успели откликнуться на обещания Мосли по поводу “дешёвой Формулы”. USF1 так и осталась проектом, Campos/HRT просуществовала три года, а Caterham и Marussia перешли в итоге под управление временной администрацией. Marussia все же, заплатив своим инвесторам по 2 цента с каждого вложенного доллара, вернулась в чемпионат в сезоне-2015.

Неутешительная статистика, демонстрирующая к тому же, насколько тяжело добиться каких-либо изменений в Формуле 1, учитывая её громоздкую бюрократическую систему принятия решений (ещё более перегруженную основанием Стратегической Группы), прописанную в Договоре согласия 2009-2012 года. Кстати, это была последняя норма, принятая командой Мосли.

Таким образом, британец должен понимать, как тяжело добиться единогласия, необходимого для осуществления кардинальных изменений. «Сморите, все наши проблемы из-за того, что у кое-кого слишком много денег, а другим их не хватает, что может привести к краху Формулы 1. Поэтому давайте сядем вместе и примем решение», - сказал Мосли. Но призывы эти звучат несерьёзно.

В конце концов, с какой стати Red Bull Racing, которой предложили коммерческие выгоды, как и Ferrari, готовящейся к первичному публичному размещению акций, добровольно отказываться от $100 млн. в год? Планы McLaren по развитию невозможны без дополнительных средств, да и бюджеты Williams и Mercedes тесно зависят от этих денег.

Некоторые самые богатые команды получают деньги лишь за то, что выступают в Формуле 1 © LAT
Некоторые самые богатые команды получают деньги лишь за то, что выступают в Формуле 1Фото: LAT

Главной причиной, по которой избранные команды, входящие в состав так называемой группы Бонуса Кубка конструкторов, получают дополнительные выплаты, стало непреодолимое желание владельцев материнской компании FOM фонда CVC Capital Partners провести первичное размещение акций Формулы 1 на Сингапурской фондовой бирже.

Чтобы добиться своего, венчурному фонду необходимы гарантии главных игроков не покидать спорт, в результате чего им и были обещаны дополнительные платежи. Тем не менее, из-за различных проблем об IPO пришлось забыть, а Формула 1 осталась обременена контрактами, угрожающими самому существованию спорта.

Точно так же и сама концепция Стратегической Группы была своего рода подачкой главным командам. В новое формирование вошли пять топ-коллективов и команда, занявшая наивысшее место в Кубке конструкторов. Все они получили равные голоса, как уже успел убедиться Жан Тодт, выдвинувший идею потолка бюджетов. Предложение француза не прошло, получив лишь 6 голосов “за” и 12 “против”, поскольку FOM обладает блоком в шесть голосов.

По этому поводу Мосли заявил: «Я не знаю деталей соглашения [что очень удивительно, ведь он входил в совет FIA на момент подписания договора], но выходит, будто команды и Берни обладают перевесом в голосах над FIA.

Я могу ошибаться, однако, похоже, позиции FIA далеко не так сильны, как раньше».

Мосли абсолютно прав, но ведь внедрение норм, касающихся дополнительных выплат привилегированным командам, разработка концепции Стратегической Группы и продажа компании SLEC (ставшей в последствии FOM) вместе с коммерческими правами фонду CVC – всё это произошло ещё при его правлении.

Альянс команд FOTA в неспокойный 2009 год поддерживали болельщики © XPB
Альянс команд FOTA в неспокойный 2009 год поддерживали болельщикиФото: XPB

FIA обладала правом вето на любую операцию продажи, и, видимо, в ассоциации никто этим правом не воспользовался, а значит, Формула 1 всецело перешла во владение CVC.

FIA заняла не такую "жёсткую позицию”, как обычно, и этим была обречена на протяжении следующих 100 лет оказаться не удел в плане получения денег от Формулы 1, которые ранее зачислялись на счета особого фонда FIA.

Стоит отметить, что 10-кратное увеличение сроков “аренды” коммерческих прав не гарантировало FIA никаких дополнительных выплат, а руководящий орган в свою очередь всё так же вынужден осуществлять свои функции. Следовательно, для того, чтобы спасти FIA от финансового краха, новому президенту Жану Тодту пришлось признать проведённые ранее операции и пойти на уступки.

Тем не менее в рамках существующей структуры у FIA есть треть голосов в Стратегической Группе, что больше, чем при старом порядке с Техническими и Спортивными рабочими группами и Комиссией Формулы 1. К тому же, руководящий орган все еще сохраняет право вето во Всемирном совете по автоспорту, который ратифицирует все изменения регламента.

Странно, почему Мосли решил высказать своё мнение, да ещё в такой манере. Здесь стоит обратить внимание на его биографию: Макс может вновь прийти на помощь своему давнему приятелю Бернарду, находящемуся под давлением со стороны CVC, чтобы помочь всем десяти командам выжить в чемпионате.

Учитывая финансовый дисбаланс, самый простой выход заключался бы в том, чтобы FOM подняла уровень отчислений обделённым командам, но такой исход явно идёт в разрез с политикой фонда CVC, задолженность которого по разным оценкам составляет около миллиарда долларов, и сумму эту Дональд Маккензи собирается погашать благодаря будущим доходам от Формулы 1.

Ежегодные платежи фонда своим кредиторам достигают $250 млн, а для того, чтобы все инвесторы были довольны, чистая прибыль корпорации должна составлять порядка $400 млн, так что зазора для уступок у CVC попросту нет.

Так каковы шансы, что контракты команд будут пересмотрены, а доходы будут распределены более равномерно? Представьте себе чувство удовлетворения команд, которые в своё время приложили руку к отставке Мосли…

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle