Почему Формула 1 все еще жива?
Корреспондент AUTOSPORT Иан Паркес утверждает, что состояние Формулы 1, несмотря на необходимость хирургического вмешательства под местным наркозом, от холодного все же далеко. В качестве примера он сравнивает Большие Призы с английским футболом и большим бизнесом. Послушаем аргументы Иана...
Не так давно в беседе со мной один приятель спросил: «Как думаешь, Формула 1 умирает?»
Надо отметить, что это был не просто сторонний наблюдатель или болельщик, а один из завсегдатаев паддока.
Это лишний раз подтверждает тот факт, что даже люди из "ближнего круга" с большим опытом присутствия в автоспорте сильно сомневаются в светлом будущем Больших Призов.
Лично мое мнение по этому вопросу следующее - нет, Формула 1 не умирает, и у нее нет ни малейших признаков предсмертной агонии.
Я бы сказал, что состояние ее здоровья вполне себе удовлетворительное, за исключением разве что определенных моментов, требующих хирургического вмешательства под местным наркозом.
Но ни один вид спорта не идеален - по крайней мере, это относится ко всем глобальным соревнованиям, коим является чемпионат мира в классе машин Ф1.
Посмотрите, что происходит в футболе. Управляющим органом там является Международная федерация футбола FIFA, а ее президентом - Зепп Блаттер, решения которого по большей части не находят поддержки среди поклонников спорта.
При этом федерация раз за разом вынуждена отражать нападки и обвинения со всех сторон - в частности, ее время от времени пытаются уличить в коррупции. Все мы помним, что не так давно было принято решение провести Чемпионат мира 2022 года в Катаре - стране без футбольной истории и спортивного наследия.
Таким образом, все чаще высказываются сомнения о состоянии здоровья футбола, к тому же, многомиллиардные доходы в спорте часто уходят отнюдь не в те области, которые требуют серьезной поддержки.
И речь, на минуточку, идет о самом популярном виде спорта на планете.
Многие считают, что рыба гниет с головы - так и в отношении Формулы 1 они ставят под сомнение пользу от безликой организации CVC Capital Partners, владеющей контрольным пакетом акций спорта, и ее единственного публичного представителя Дональда Маккензи.
Не так давно заместитель руководителя команды Force India Боб Фернли довольно резко высказался в адрес этой компании в отношении "насилия над спортом" - по сути, смело озвучив идеи и мысли, давно витающие в кулуарах Больших Призов.
И хотя единственной целью организации CVC является зарабатывание денег - а какому спорту будет приятно находиться во власти венчурных дельцов? - Маккензи все же вправе указать на то, что доходы команд с момента покупки Ф1 фондом выросли вчетверо.
В распоряжении десяти команд имеется суммарно почти миллиард фунтов стерлингов, но и этого, как полагают многие, недостаточно - особенно с учетом постоянно растущих расходов в спорте.
Крики о помощи и жалобы команд Lotus, Force India и Sauber относительно распределения призовых раз за разом разбиваются о контракты, заключенные с коллективами главой менеджмента Ф1 Берни Экклстоуном, которыми британский функционер очень ловко и умело прикрывается.
По его собственным словам, он бы с удовольствием разорвал все эти бумаги и начал переговоры с нуля - настолько его достали все эти нападки.
Кстати, многие считают главной проблемой Больших Призов самого 84-летнего функционера, полагая, что в своем преклонном возрасте он уже не способен держать руку на пульсе Ф1.
Высказываются предположения, что Берни никак не может наладить отношения с публикой Ф1 - ему прекрасно даются переговоры с арабскими шейхами и миллиардерами, но при этом он не видит никакой ценности в использовании элементарных социальных сетей в спорте.
Добавьте сюда многочисленные судебные тяжбы с участием Берни за последние несколько лет и его нежелание искать себе преемника, и станет понятно, почему многие считают, что британцу давно пора на покой.
Также стоит упомянуть и фигуру Жана Тодта, как небо и земля непохожего на своего предшественника на посту президента FIA Макса Мосли.
Тогда как Мосли всегда был настроен решительно и даже агрессивно в своих высказываниях, француз предпочитает меньше появляться на публике - в то же время многие обвиняют его в том, что в сложные для Ф1 минуты, когда требуется принять волевое решение, он, подобно страусу, просто прячет голову в песок.
Тот факт, что команды вынуждены были сформировать Стратегическую Группу для самоличного обсуждения проблем в спорте, говорит о многом. Стоит вспомнить, как в прошлом году на заседании СГ было наложено вето на предложение Тодта ограничить расходы команд.
Ни в одном другом глобальном виде спорта команды, пекущиеся лишь о своих собственных интересах, не имеют права решать судьбу первенства и писать правила.
Таким образом, стоит признать, что в Больших Призах, так же, как и в футболе, да и в любом другом бизнесе, есть серьезные проблемы.
Дело в том, что Формула 1 - это очень публичный вид спорта, в котором все на виду - а значит, и возникающие проблемы получают очень широкую огласку.
Что касается зрелищности спорта, то здесь во все времена была масса недовольных.
На протяжении всех последних десятилетий постоянно вносились корректировки - менялись машины, правила квалификаций и гонок, системы начисления баллов и так далее - и все для того, чтобы удовлетворить желание публики получить первоклассный продукт.
Но нельзя угодить всем - и это касается как пилотов, так и болельщиков.
И все же в нашем спорте есть масса прекрасного и удивительного, однако чаще всего эти моменты смываются бурным потоком негатива, столь привычного для Больших Призов.
Но главное в автоспорте - это сами гонки, захватывающие соревнования спортсменов на всех без исключения уровнях пелотона.
Да, есть записные лидеры, середняки и аутсайдеры, но чем это отличается от остальных видов спорта - той же самой Английской Премьер-лиги по футболу?
На старте каждого сезона есть четыре-пять команд-фаворитов, которые будут биться за трофей, команд восемь, которые будут болтаться в середине таблицы, и семь-восемь клубов, ведущих борьбу за выживание в высшем футбольном эшелоне.
В Формуле 1 есть еще и высокие технологии, истинную суть которых способны понять далеко не все любители автоспорта, но без этих инноваций Большие Призы не смогут называться вершиной спорта.
Каждый год инженеры команд стараются по-своему интерпретировать регламент и воплотить уникальные идеи в конструкции своих шасси.
Также в Формуле 1 есть гонщики, и я согласен, что мы в последнее время не часто видим их истинный характер. Всем бы хотелось, чтобы они не стеснялись в выражениях и говорили все, что думают, как это было когда-то.
Но не стоит забывать, что мы живем в сверхскоростном мире, окутанном социальными сетями и средствами массовой информации, где каждое ваше слово, каждый жест и движение уголка губ моментально становятся достоянием общественности - и гонщикам стоит немалых сил не позволить желтой прессе вырвать их слова из контекста и переиначить на свой лад.
Ну и довершают все трассы чемпионата. Надо признать, что Герман Тильке, пусть и создал несколько безликих творений, в основном трудился на славу. Кроме того, в Формуле 1 осталось еще несколько классических трасс всемирного наследия автоспорта, радующих глаз и бередящих душу.
За последние годы мы потеряли ряд великолепных автодромов, в числе которых Кьялами, Имола, Зандворт, Эшторил и Маньи-Кур, и к ним в ближайшем будущем рискуют присоединиться немецкий Нюрбургринг и итальянская Монца.
Мы можем сколько угодно жаловаться на безвкусную трассу в Абу-Даби и прием в семью Формулы 1 Азербайджана, к которому есть определенные вопросы, но не стоит забывать, что в спорте не только Призы Большие, но и бизнес не маленький.
В общем, в Формуле 1 можно найти массу всего интересного и получать от этого истинное наслаждение, а не тратить время на бесконечную, а часто и беспочвенную критику.