Чемпионат мира по ралли: Поверь в мечту
Специалисты говорят, что чемпионат мира по ралли начинается только с европейских этапов. Почему? Ответ простой. До Ралли Португалия проходят гонки, где очень силён фактор случайности. Монте-Карло, Швеция, Мексика и Аргентина... Александр Лесников попытался найти точку старта WRC-2015...
Ралли-Монте-Карло – это чистой воды лотерея, результат которой зависит от множества стечений обстоятельств. На протяжении одного скоростного участка может попасться и сухой асфальт, и залитый водой, а на перевалах и вовсе встречается снег со льдом.
Ключевым фактором может оказаться компромиссный выбор шин, позволяющий проехать с минимальными потерями в неподходящих условиях. И эти компромиссы часто принимают причудливые формы: разные по составу и шипам шины могут встречаться не только на одной «оси», но и по диагонали.
Швеция – единственная в сезоне реально зимняя гонка, со всеми вытекающими, а точнее вылетающими из-под колёс, последствиями. Искусство управления раллийным автомобилем на снежно-ледовом покрытии – отдельная тема. И большинство пилотов не только не имеют достаточно большого опыта общения с узкими шипованными шинами, но и не считают этот опыт столь уж важным. Ведь такая гонка одна в сезоне!
Говорят, что специалистами снежных ралли являются скандинавы, привычные к тяжёлым условиям зимы. Пилот и его навыки – ключевой фактор, ведь выбраться из снежного плена в случае вылета самостоятельно мало кому удаётся.
Мексика – первая проверка на прочность обновлённой техники. И снова фактор случайности: первый в сезоне, к тому же самый удалённый от Европы, гравийный этап не позволяет объективно оценить готовность машин и пилотов к уже начавшемуся сезону.
Высокогорье, экстремально длинные скоростные участки, жара... Двигатели из-за разряжённого воздуха в горах могут терять до 20% мощности. Кислородные баллоны? Нет, не слышали, мы же не на ралли-рейдах, здесь с собой нельзя взять всё, что хочется.
Аргентина – ещё один непредсказуемый этап, и это доказала гонка в апреле. Можно ли было предположить, что Volkswagen потерпит столь сокрушительное поражение? Едва ли. От чего же зависит успех в Аргентине? От случая. Где такое видано, чтобы одна и та же неисправность подкосила всю команду? Чемпионскую команду!
Вот мы и добрались до Португалии, которая, казалось бы, должна была, как говорили специалисты, начать реальный чемпионат мира. Но неожиданно выяснилось, что это не так!
Полностью обновлённая гонка, трассу которой не видел никто из ныне действующих пилотов. Непредсказуемость португальского этапа не затмила разве что Аргентину.
После появления на трассе экипажи неожиданно обнаружили, что новая Португалия, это глубокая колея и повышенный расход шин. Практически все говорили на финише, что им было не до гонки, поскольку приходилось заниматься спасением автомобиля от острых камней.
В итоге, всего 8,1 секунды разделили на финише Ралли Португалия победителя гонки Яри-Матти Латвалу и Себастьена Ожье. А третьим финишировал их товарищ Андреас Миккельсен, довершивший разгром соперников.
Может быть следующая гонка поможет определить настоящее начало чемпионата мира по ралли? Заглянем немного вперёд и удивимся – следующим этапом вновь станет обновлённая гонка, Ралли Сардиния!
Лишь треть дистанции будет более-менее известна тем, кто уже два года подряд бывал на итальянском этапе чемпионата. А в итоге, после 24 допов, экипажи преодолеют аж 402 километра скоростной дистанции! В Монте-Карло было 355, Португалия предложила – 352, а Аргентина и того меньше – 345. И только в Мексике было что-то похожее – 395 километров. Куда уж там Швеции, с её снежными 308...
Начало ли это? Или уже совсем не начало, а глубокое продолжение именно того, чего так долго добивается FIA от всех гоночных серий – зрелищных и непредсказуемых соревнований? Мы все считали, что нас снова ждёт пресный и безликий чемпионат в исполнении пилотов Volkswagen, но пока, несмотря на 42 очка преимущества Ожье над Миккельсеном, мы стали свидетелями не просто интересных, а ярких и богатых на события гонок.
И те пилоты, что ещё вчера считались неудачниками нового сезона, смогли выстрелить хотя бы на одной из гонок, и вновь обрести уверенность в собственных силах.
Мадс Остберг, несмотря на постоянные проблемы с автомобилем стабильно привозит зачётные очки и сейчас идет на третьем месте.
Крис Мик, начавший сезон с трёх аварий, выиграл сложнейшую гонку в Аргентине и финишировал четвёртым в Португалии.
Яри-Матти Латвала, после довольно депрессивного начала сезона (Монте-Карло не в счёт), воспрял духом одержав такую нужную ему победу в Португалии. Да и остальные (Эванс, Сордо, Нёвиль, Прокоп, Паддон) хоть раз в нынешнем сезоне да зарабатывали по десятку зачётных очков, финишируя на хороших позициях!
Пожалуй, к разговору о нынешнем чемпионате мира стоит вернуться осенью, когда отгремят такие гранды WRC, как Ралли Финляндия, Германия, Австралия и Великобритания.
Вот тогда-то мы снова оглянемся назад и уже точно сможем определить точку его реального старта. Возможно, нас ждёт неожиданное открытие, которое позволит с уверенностью сказать: «Мы стали свидетелями самого интересного чемпионата мира по ралли за последние несколько лет».
Я в это верю. А вы?