Путеводитель: Гран При в Канаде
Немного в мире найдется мест, которые с первого шага обнимают Вас за плечи, как старого друга, и ведут в самые дорогие сердцу места посидеть и поговорить. AUTOSPORT.com.ru продолжает знакомить Вас с городами проведения гонок Гран При – на очереди Монреаль...
Как верно подметил в середине 60-х годов один из самых известных российских бардов Александр Городницкий, Канада действительно похожа на Россию, только всё же – не Россия. Вот и Монреаль – далеко не Москва, хотя именно в этих двух городах базируются самые именитые хоккейные команды мира – Монреаль Канадиенс и ЦСКА.
Казалось бы, за почти 40 лет проведения Гран При Канады все его особенности уже изучены, и Монреаль весь исхожен вдоль и поперек. Но никак не исчезает его шарм, его милое очарование.
После долгого перелета, если вы, действительно, голодны, можно сразу отправляться в ресторан Ньютаун и, быть может, встретить там его хозяина – Жака Вильнева. Интересный факт, название ресторана совпадает с фамилией пилота (ville neuve - с фр. новый город). Или заглянуть в другое заведение Ле Кё дю Шваль (лошадиный хвост), чтобы отведать прохладного итальянского вина Подере Касторани с виноградников Ярно Трулли.
Запланируйте в своем расписании время на вдумчивое посещение местных сыроварен. В провинции Квебек производят несколько сотен видов сыров, ничуть не уступающих по своим вкусовым качествам швейцарским и французским, но при этом не поставляемых за рубеж. Ну и блинчики с кленовым сиропом в своей туристической книжке отметить не забудьте.
Сложнее придется, если вы воспылаете желанием последовать примеру другого бывшего пилота Формулы 1 – Ника Хайфельда. Он любит заглянуть в монреальский Музей изящных искусств и по случаю прикупить там что-то для своей коллекции. Впрочем, покупать картины ходят уникумы, а вот обычный шопинг доступен каждому. И для этого занятия Монреаль – едва ли не самый подходящий город мира. Считается, что Монреаль сочетает в себе лучшие черты элегантного Парижа и всеобъемлющего Нью-Йорка.
В самом большом городе провинции Квебек полно маленьких магазинчиков с дизайнерской одеждой и аксессуарами, но там же хватает и гигантских универмагов, таких как, например, La Baie (The Bay), посещение которых в сезон распродаж может порой окупить перелет из Москвы и обратно. Ходить за покупками здесь можно даже в самую отвратительную погоду, ведь часть торговых центров расположена в Подземном городе, прямо под Старым Монреалем.
Два самых главных направления шопинговых ударов расположены на улицах Сент-Катрин и Сен-Дени.
На юге последней вас ждет Латинский квартал, очень похожий на своего парижского тезку. Но если нужных сувениров вы там не нашли, загляните в Старый Порт. Когда-то здесь была сосредоточена коммерческая жизнь города, а теперь он превратился в своеобразный аналог московского Арбата: танцоры, музыканты развлекают собравшуюся публику, ремесленники и художники продают свои работы. Если стоит задача привезти из Монреаля запоминающийся сувенир – вам сюда. Заодно и на один из самых необычных домов в мире посмотрите.
Комплекс Хабитат-67 прекрасно виден через бухту. Нагромождение кубиков сначала может и огорошить, производя впечатление очень мрачного строения. Но если удастся оказаться внутри, вы измените свое впечатление от этого шедевра архитектуры полувековой давности. Уникален хотя бы тот факт, что из каждой квартиры открывается вид на три стороны света. А паркурщики давно уже признали это сооружение самым удобным местом для тренировок и соревнований.
Кроме этого стоит посетить и музей «Биосфера». Как и дом Хабитат-67 эта стальная полусфера высотой 62 метра – наследие всемирной выставки 1967-го года. Все тонкости экосистемы Великих озер представлены с потрясающей любовью. Электричеством этот музей обеспечивается за счет солнечных батарей.
«Биодом» – в свою очередь наследие летней Олимпиады 1976-го года. Со временем велотрек превратили в уникальный комплекс, представляющий посетителям все пять типов экосистем американского континента. Уникальная смесь зоопарка, аквариума, инсектариума и ботанического сада.
Отношение к религии у монреальцев тоже особенное. Причем сложилось оно не в современном мире, а гораздо раньше. К примеру, собор Нотр-Дам де Бон Секюр уникален тем, что на его алтаре не святые, а фигуры с носов кораблей. А на соборе Марии Царицы мира, мини-копии собора Святого Петра в Риме, вместо статуй 12 апостолов установлены фигуры покровителей монреальских церковных приходов.
Внутри Оратория святого Иосифа, места ежегодного паломничества около двух миллионов католиков со всего мира, для туристов сооружены эскалаторы для подъема внутри этого грандиозного сооружения. В то время как паломники для истинного исцеления должны пройти путь по обычным лестницам на коленях.
А кафедральный собор города – Базилика Нотр-Дам де Монреаль – едва ли не самая продвинутая церковь в мире. Во-первых, она обладает совершенно потрясающим по своей информативности веб-сайтом, на котором – и это во-вторых – можно найти расписание световых шоу, проходящих здесь каждый вечер. И все это в дополнение к уникальной, заставляющей забыть о дыхании, яркости красок внутри собора.
В общем-то и французский язык у монреальцев – свой. Даже владеющие в совершенстве языком Мольера, Гюго и Стендаля, в первые дни в Монреале, да и во всей провинции Квебек оказываются в замешательстве, удивляясь жестковатому звучанию знакомых слов, многочисленным сокращениям и манере местных жителей через слово вставлять «-là». Но стоит несколько дней пробыть в этой языковой среде, и вы легко заговорите на квебекском французском.
Не удастся обойтись в этой поездке без упоминания «Цирка дю Солей». Революцию в цирковом искусстве Ги Лалиберте тридцать с небольшим лет назад начинал именно в Монреале. Конечно, сейчас представления этого театра можно увидеть по всему миру, в том числе и в России. Но согласитесь, увидеть оригинал – это всегда нечто особенное!
Сам Ги - искренний поклонник автомобильных гонок – каждый год устраивает специальный прием для гостей из мира Формулы 1. Помимо стандартного набора из аппетитных закусок и изысканных напитков, главный циркач планеты устраивает цирковое представление прямо в своей усадьбе, и приглашение на такой прием получают около 2000 человек.
Посетить "исток" Гран При Канады – трассу, на которой в 1961-м году всё начиналось – будет трудновато. Находится она от Монреаля далеко – в провинции Онтарио. Но зато можно успеть заглянуть на Мон-Трамблан – трассу, принимавшую у себя Гран-При в 1968-м и 1970-м. Она до сих пор действующая, и в будние дни можно легко забронировать себе автомобиль и самостоятельно или же с инструктором проехать по ней несколько кругов, вообразив себя Жаки Иксом или Денни Хьюмом.
Выполнив все пункты намеченной программы, можно и на этап современной Ф1 отправляться. Только лучше это сделать на муниципальном транспорте, потому как на искусственном острове, где и расположился автодром имени Жиля Вильнева, крайне мало места для парковки.
Даже обладателям специального пропуска на одну из привилегированных парковок, раскинувшихся прямо в парковой зоне, приходится выезжать заранее, чтобы успеть занять место поближе ко входу в паддок.
Отправляясь на трибуны, запаситесь всем необходимым: от солнцезащитного крема до теплого свитера и резиновых сапог. Подступы к трибунам после дождя превращаются в почти непроходимое поле и надо быть готовым к их штурму.
Маршрут движения зрителей пересекается с единственным местом въезда на остров, по которому в паддок попадают пилоты. Внимательные полицейские время от времени перекрывают движение автомобилей, используя при этом банальную веревочку. И тогда даже самые быстрые парни планеты вынуждены останавливаться и давать возможность неиссякаемому потоку болельщиков переходить дорогу. Вот тут и наступает «Час Х» – редкий шанс выклянчить автограф или сделать селфи.
Единственный путь, по которому все сотрудники Ф1 проникают на рабочие места, – мостик через реку Святого Лаврентия. Бывали случаи, когда мост погружался под воду сантиметров на 20-30, и тогда на выручку приходила изобретательность: кто-то предпочитал разуваться, а большинство пилотов просто надевали поверх фирменных кроссовок обычные полиэтиленовые пакеты.
Сам паддок Ф1 в Монреале настолько мал и узок, что давно признан самым удачным и дружелюбным местом для общения.
Промоутеры канадского этапа Больших Призов сделали все, чтобы их детище пользовалось успехом у зрителей. Вы никогда не увидите пустых мест на острове Нотр-Дам. Но вдобавок ко всему почти ВСЕ пилоты Формулы приезжают на встречу с болельщиками на одну из центральных улиц Монреаля, не пропустите!
Игорь Швецов и Оксана Косаченко специально для AUTOSPORT.com.ru